Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_zlo.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического образования

Кафедра Социального образования

Зачетная работа

ОРКСЭ

На тему: «Добро и зло»

Выполнила Учитель начальных классов ГБОУСОШ № 377

Кировского района г. Санкт-Петербурга

Лялина Светлана Анатольевна

Санкт-Петербург

2013

Цель: формирование этических и культурных ценностей  у школьника.

Задачи: 

  1. Предметные:
  1. формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;
  2. формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
  1. Развивающие: 
  1. развивать познавательный интерес к предмету;
  2. развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
  3. развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
  4. развивать творческие способности;
  1. Воспитательные:
  1. формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
  2. формировать навыки  доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;
  3. воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование: 

  1. Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97-2003.
  2. Урок ОРКиСЭ № 6 Добро и зло. 4  класс.)
  3. Компьютер
  4. Учебник  «Основы светской этики»

Ход урока:

1.Введение в тему урока. Работа по картине Ф.Савицкого «Пригон рабочих на уральский завод».

- Рассмотрите картину. Что вы видите?

- Что происходит на картине?

-Что на картине ты увидел такого, что позволяет тебе так сказать?

- Предположи, где происходит действие.

- Когда оно происходит?

-Могут ли такие события происходить в наши дни?

-Как картина связана с темой прошлого урока?

2. Целеполагание.

-Попробуйте  сформулировать тему урока.

-Предположите, о чем сегодня пойдет речь?

(Как менялось представление о добре и зле в ходе истории.)

-Какие исторические эпохи вы хотели бы вспомнить?


3. Работа в группах по теме урока.

1 команда - Жертвоприношения в древности.

2 команда – Рабство.

3 команда – Крепостное право.

4 команда – Отношение к людям другого цвета кожи.

А) Работа по учебнику.

-Найдите и прочитайте абзац на стр. 14, относящийся к своей теме.

- Прчитайте текст, пользуясь значками для работы.

1 команда.

Духи обитают в любом растении или камне, в туче, молнии, ветре. Самых могущественных духов люди называют богами.

Если всё вокруг живое, значит, человек может договориться не только с другим человеком, но и с солнцем или дождем. Нужно только знать, как к ним обратиться, чтобы они услышали просьбу – молитву.

А еще нужно духам принести подарки , чтобы они стали добрее.

Что может быть лучим подарком, нежели пища! Её и приносили в жертву духам.

Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, жертвами и другими религиозными обрядами.

2 команда

Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей.

Рабы в Древнем Риме стоили дёшево.

В любую погоду рабы трудились от зари до зари. Даже долгими зимними вечерами, когда прекращались с/х работы, невольники не сидели без дела. Они плели корзины, вили веревки, обтесывали рукоятки для лопат и мотыг.

«Раб должен трудиться или спать» говорили римляне.

Рабов кормили простой «грубой пищей, раз в год выдавали рубаху, раз в 2 года – короткий плащ и деревянные сандалии.

За малейшую провинность рабов пороли.

Не иметь ни одного раба в богатом доме считалось признаком крайней нищеты.

Сильны и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами.

Если зрители поднимали кверху большой палец, раненому сохраняли жизнь, опускали палец к низу, означало, добить несчастного.

3 команда

Крепостные крестьяне принадлежали государю или дворянам. Они могли продаваться поодиночке или семьями. Крестьяне обязаны были работать за помещика, не могли жениться без его позволения. Труд крепостных использовался в те времена не только в сельском хозяйстве. Были крепостные, делавшие всю черную тяжелую работу по двору. Подневольные мастера: кузнецы, плотники, каретники. Прислуга: повара, кухарки, лакеи.  Крестьяне могли быть наказаны 40 раз розгами, 15 раз палками и ссылкою в Сибирь на каторгу.

И так продолжалось несколько десятилетий. Только в 1861 году указом императора Александра II этот позорный и унизительный порядок был отменен. Крепостные крестьяне получили свободу и больше не принадлежали барину, что имело, конечно, очень большое значение. В России перестали торговать людьми. И уже никто, даже самые богатые и знатные помещики, не могли безнаказанно обижать крестьян. А если такое случалось, то обидчику приходилось отвечать перед судом.

4 команда

Раньше люди делились на высшие и низшие расы. К низшей расе относились люди с темным цветом кожи. В США темнокожие люди (афроамериканцы) были вынуждены жить в особых кварталах, им было запрещено ездить в одних вагонах с белыми людьми, посещать их школы, театры, кинотеатры, библиотеки, больницы, гостиницы, вступать в брак с белыми. Люди с черным цветом кожи считались безнравственными и необразованными. Они не могли управлять страной, их не допускали к власти. Люди белой расы не уважали афроамериканцев и всячески их обижали и унижали, заставляя их выполнять всю грязную работу.

- Выступление команд.

-Как в современном мире люди относятся к событиям, о которых вы сейчас рассказали?

-Что об этом сказано в учебнике стр.15

5. Мудрые мысли.

Обсуждение.

6.  Рефлексия.

- Почему знания о добре и зле важно для людей?

Сегодня на уроке

Я узнал……

Было интересно…

Я понял, что…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...