Урок по ОРКСЭ "Добро и зло"
учебно-методический материал (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического образования
Кафедра Социального образования
Зачетная работа
ОРКСЭ
На тему: «Добро и зло»
Выполнила Учитель начальных классов ГБОУСОШ № 377
Кировского района г. Санкт-Петербурга
Лялина Светлана Анатольевна
Санкт-Петербург
2013
Цель: формирование этических и культурных ценностей у школьника.
Задачи:
- Предметные:
- формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;
- формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности;
- Воспитательные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;
- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97-2003.
- Урок ОРКиСЭ № 6 Добро и зло. 4 класс.)
- Компьютер
- Учебник «Основы светской этики»
Ход урока:
1.Введение в тему урока. Работа по картине Ф.Савицкого «Пригон рабочих на уральский завод».
- Рассмотрите картину. Что вы видите?
- Что происходит на картине?
-Что на картине ты увидел такого, что позволяет тебе так сказать?
- Предположи, где происходит действие.
- Когда оно происходит?
-Могут ли такие события происходить в наши дни?
-Как картина связана с темой прошлого урока?
2. Целеполагание.
-Попробуйте сформулировать тему урока.
-Предположите, о чем сегодня пойдет речь?
(Как менялось представление о добре и зле в ходе истории.)
-Какие исторические эпохи вы хотели бы вспомнить?
3. Работа в группах по теме урока.
1 команда - Жертвоприношения в древности.
2 команда – Рабство.
3 команда – Крепостное право.
4 команда – Отношение к людям другого цвета кожи.
А) Работа по учебнику.
-Найдите и прочитайте абзац на стр. 14, относящийся к своей теме.
- Прчитайте текст, пользуясь значками для работы.
1 команда.
Духи обитают в любом растении или камне, в туче, молнии, ветре. Самых могущественных духов люди называют богами.
Если всё вокруг живое, значит, человек может договориться не только с другим человеком, но и с солнцем или дождем. Нужно только знать, как к ним обратиться, чтобы они услышали просьбу – молитву.
А еще нужно духам принести подарки , чтобы они стали добрее.
Что может быть лучим подарком, нежели пища! Её и приносили в жертву духам.
Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, жертвами и другими религиозными обрядами.
2 команда
Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей.
Рабы в Древнем Риме стоили дёшево.
В любую погоду рабы трудились от зари до зари. Даже долгими зимними вечерами, когда прекращались с/х работы, невольники не сидели без дела. Они плели корзины, вили веревки, обтесывали рукоятки для лопат и мотыг.
«Раб должен трудиться или спать» говорили римляне.
Рабов кормили простой «грубой пищей, раз в год выдавали рубаху, раз в 2 года – короткий плащ и деревянные сандалии.
За малейшую провинность рабов пороли.
Не иметь ни одного раба в богатом доме считалось признаком крайней нищеты.
Сильны и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами.
Если зрители поднимали кверху большой палец, раненому сохраняли жизнь, опускали палец к низу, означало, добить несчастного.
3 команда
Крепостные крестьяне принадлежали государю или дворянам. Они могли продаваться поодиночке или семьями. Крестьяне обязаны были работать за помещика, не могли жениться без его позволения. Труд крепостных использовался в те времена не только в сельском хозяйстве. Были крепостные, делавшие всю черную тяжелую работу по двору. Подневольные мастера: кузнецы, плотники, каретники. Прислуга: повара, кухарки, лакеи. Крестьяне могли быть наказаны 40 раз розгами, 15 раз палками и ссылкою в Сибирь на каторгу.
И так продолжалось несколько десятилетий. Только в 1861 году указом императора Александра II этот позорный и унизительный порядок был отменен. Крепостные крестьяне получили свободу и больше не принадлежали барину, что имело, конечно, очень большое значение. В России перестали торговать людьми. И уже никто, даже самые богатые и знатные помещики, не могли безнаказанно обижать крестьян. А если такое случалось, то обидчику приходилось отвечать перед судом.
4 команда
Раньше люди делились на высшие и низшие расы. К низшей расе относились люди с темным цветом кожи. В США темнокожие люди (афроамериканцы) были вынуждены жить в особых кварталах, им было запрещено ездить в одних вагонах с белыми людьми, посещать их школы, театры, кинотеатры, библиотеки, больницы, гостиницы, вступать в брак с белыми. Люди с черным цветом кожи считались безнравственными и необразованными. Они не могли управлять страной, их не допускали к власти. Люди белой расы не уважали афроамериканцев и всячески их обижали и унижали, заставляя их выполнять всю грязную работу.
- Выступление команд.
-Как в современном мире люди относятся к событиям, о которых вы сейчас рассказали?
-Что об этом сказано в учебнике стр.15
5. Мудрые мысли.
Обсуждение.
6. Рефлексия.
- Почему знания о добре и зле важно для людей?
Сегодня на уроке
Я узнал……
Было интересно…
Я понял, что…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...