Развитие творческих способностей на занятиях художественно-эстетического цикла.
статья по теме

Рогинина Людмила Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2012-2013.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ  ТО «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) НАЧАЛЬНАЯ  ШКОЛА – ДЕТСКИЙ  САД III – IV ВИДОВ»

 РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ  НА  

ЗАНЯТИЯХ  ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО  

ЦИКЛА

                                                       

                                                                       

 

     

 

         Сегодня, как никогда, остро осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Эстетическое   воспитание – органическая часть общей системы воспитания.

        Искусство является средством раскрытия для подрастающего поколения красоты нашей жизни, важнейшим стимулом активной общественной деятельности, источником духовного богатства.

  Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Я считаю, что  именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития  творческих способностей детей, поэтому художественно-эстетическое направление  внеурочной деятельности мною выбрано неслучайно.

Возможности развития способностей не остаются неизменными. Если эти возможности  не развиваются, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться. И малое количество в обществе людей с высоким музыкальным, художественным, танцевальным творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

Школьный период, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

 Важное условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и в школьном коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.  Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

 Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развития творческих способностей.

Правильно   поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают детей   думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.   Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

      Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

       Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

     В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

    Дети сами выбирают выразительные средства, перенимают их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность.

      Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать его в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие и  радость.

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

   Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного.

   Что нас тревожит сегодня? Бездуховность молодого поколения. Наши дети постепенно уходят из домов и дворцов, которые построили для них взрослые. Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят все быстрее, информации – все больше. Вот только удивляются и восхищаются все меньше.  Ограничили себя в круге интересов: игровые приставки, компьютеры, телевизор.  Тенденция к равнодушию страшная. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни.  

    Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания. К таким мало используемым средствам относится игра. Игра может быть организована как самостоятельная деятельность, например сценическая. Когда спектакль является ее результатом.

    Игра – душа театра. Игровая стихия игрового театра сродни детству: оно в игре познает мир, его радости, страдания. К. С. Станиславский говорил, что актерам надо учиться игре у детей. Участие  в   спектакле влияет на понимание учащимися окружающего мира. Мир чувств ребенка становится более ярким, разнообразным и глубоким. Во время репетиций укрепляется уверенность, а также способность адаптироваться в различных обстоятельствах: ребенок учится без стеснения выражать свои чувства в мимике, жестах. Это очень помогает ребенку в повседневной школьной жизни: не комплексовать во время ответа у доски, быстро находить решение в любой ситуации. В подготовке театрализованных представлений оказывают помощь родители, что способствует решению задачи укрепления связей между школой и семьёй. Театрализованные постановки обеспечивают интересную жизнь в стенах школы вне уроков, заинтересованность родителей в творческих успехах детей, особенно, если ребёнок не совсем успешен в обучении. Развивается сотрудничество между младшими и старшими школьниками, между школьниками и учителями, между педагогами и родителями.  

    Сегодня существует проблема снижения уровня коммуникативной культуры. По мнению психологов, именно коммуникативная культура является основой общей культуры личности, помогая создать её внутренний мир. Коммуникативная культура – это совокупность трёх культурообразующих компонентов: эмоциональная культура или культура чувств, культура мышления и культура речи. К сожалению, эмоциональной культуре уделяется мало внимания, в том числе и в семье. Эмоции же влияют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память и волевые процессы.

    Всем известно, что сегодня ослабевает интерес к книге как источнику знаний и культурного обогащения. Театральная деятельность неразрывно связана с литературой, умением общаться с книгой. «Книга – это духовное завещание одного поколения другому», - писал А.И. Герцен. Театральные постановки,   заставляют участников обратиться к литературному тексту, по-новому прочитать уже известные страницы какого-либо автора.

     Занятия театром дисциплинируют. Порой развязный и недисциплинированный парень, пришедший на первую репетицию ради смеха или от нечего делать, всерьёз проникается атмосферой искусства. Он становится не только участником, но и успешным актёром, что оказывает влияние на характер ученика. Он становится увереннее,  начинает гордиться собственными успехами. Ребёнок, побывавший на сцене и успешно выступивший в роли актёра, уже не будет в жизни пасовать перед трудностями. Школьное искусство знакомо ребятам с раннего детства, поэтому это даёт возможность в спектакле занимать учащихся разных возрастов. Они прекрасно поладят, ведь ничто так не сближает, как совместные театральные труды.

     Одно из главных художественных выразительных средств театра – человеческая речь. Помимо уроков, где педагог уделяет грамотности, выразительности, чёткости речи, безусловно, много внимания, во время репетиций этому  уделяется немалое внимание. Расширяется словарный запас школьников, они узнают специальную терминологию. Театральный грим, костюмы, декорации – необходимые атрибуты любой постановки. Работа над их созданием развивает эстетический вкус, творческое воображение, находчивость, даёт возможность проявить свои личные возможности, умения и навыки. Эта деятельность позволяет формировать определённые навыки поведения на сцене, со зрителями, друг с другом.

    Занятия актёрским мастерством учат человека владеть своим телом, мимикой, эмоциями, учат языку жестов.

        Театр, как правило, не является учебным предметом в общеобразовательной школе, но в школьных программах заложены возможности целенаправленного приобщения школьников к этому искусству и его взаимосвязи с дисциплинами гуманитарного и художественного циклов.

     Вся работа в театре должна быть доступной и хорошо организованной. Как режиссер, я погружаю   детей в стихию игры, обучаю самостоятельной работе над созданием образа. После выступления мы обязательно просматриваем видео, делаем критические замечания. На критику, не обижаемся, а используем ее как ступеньку для роста.

    И, конечно же, мы строим планы на будущее. На общих собраниях, встречах мы анализируем нашу деятельность, разрабатываем план дальнейшей работы, выступлений. Мы приветствуем и поощряем креативных и энергичных учащихся.

    Наша главная задача – эстетическое воспитание, создание атмосферы радости, сотрудничества, развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельного мышления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Конспект занятия по развитию творческих способностей (1 класс). Тема: Точка, прямая, отрезок.

Мною были специально разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей учащихся на уроках математики. Эти занятия повышают интерес к уроку математики и способствуют развитию логическог...

Развитие творческих способностей детей на занятиях предшкольной подготовки

Я считаю, что игра-это поле для творчества.Именно в игре проявляются гибкость и оригинальность мышления.Благодаря играм у ребёнка развиваются мыслительные операци,.развиваются способности к моделирова...

Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя начальных классов Мавлиевой Д.Г.)

Выступление раскрывает методику внедрения в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям  не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той ил...

«Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству».

Методическая статья «Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству»....

Статья "Развитие творческих способностей через занятия литературным чтением"

Развитие творческих способностей наиболее полно можно реализовать через занятия литературным чтением. Чтение, по гениальному определению К.Д. Ушинского – это упражнение в нравственном чувстве. Це...

"Декоративно-прикладное творчетво, как средство развития творческих способностей у детей 1-2 классов на занятиях в кружке "Творческая мастерская"

Развитие творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики  и определяет задачу - воспитание в деталях творческой интеграции окружающего мира, самостоятельнос...