Научно-исследовательские проекты: путь к успеху.
проект по теме

Амосова Ирина Юрьевна

 

«Научно – исследовательская деятельность: путь к успеху»

Амосова И.Ю., учитель начальных классов СОШ № 18 г.Сочи

 

Аннотация 


к исследовательскому проекту Научно – исследовательская деятельность: путь к успеху



Исследовательский проект «Научно – исследовательская деятельность: путь к успеху»  разработан для учителей начальной школы, которые только начинают принимать участие в проектной деятельности.


Проект включает в себя следующие разделы: 
• обоснование актуальности, 
• целеполагание, 
• обозначение задач и механизмов реализации проекта, 
• прогнозируемый результат проектной деятельности. 


Приложениями являются: 
презентация  «Научно – исследовательская деятельность: путь к успеху».

Актуальность проекта 
Учебно-исследовательская деятельность школьников, как показывает опыт, не возникает в школах сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на наш взгляд:

-готовность детей к этому виду работы;

-желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.

Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя учебно-исследовательской деятельности ребенка. Работая с младшими школьниками, мы руководствовались тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:

·                     принцип доступности;

·                     принцип поуровневости;

·                     принцип временного развития;

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста младшего школьника.

Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.

Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика имела следующие результаты:

1.                 Умение работать с информацией.

2.                 Опыт целеполагания.

3.                 Ребёнок приобрёл опыт планирования.

4.                 Расширение кругозора.

5.                 Развитие мышления.

6.                 Развитие эмоциональной сферы.

7.                 Опыт публичного выступления.

Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Рекомендовано заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 2-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno_-_issledovatelskie_proekty_shkolnikov_2.pptx1.44 МБ
Файл amosova.docx173.97 КБ
Файл annotaciya_amosova.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно - исследовательские проекты школьников: путь к успеху.

Слайд 2

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся , по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений , субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности (Семенова Н.А.Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа.№2.2007.- с.45). Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения целого комплекса задач. Задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативного педагога, которому потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Слайд 4

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:

Слайд 6

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель , согласованные методы , способы деятельности , направленная на достижение общего результата деятельности. Условия проектной деятельности: - наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности наличие этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) наличие представлений о реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Слайд 7

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Слайд 8

При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования . При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий . Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Слайд 9

Задачи учителя Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно» или «Ты сделал не так» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Слайд 10

Учителю необходимо помнить о психологических особенностях детей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. Очень важно – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний .

Слайд 11

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.

Слайд 12

Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь»

Слайд 13

Помните, что задача родителей – не выполнить работу детей , а дать совет, помочь найти необходимую информацию, проявить заинтересованность С этой целью необходимо на собраниях рассказать родителям о сути метода проектов, его значимости для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.

Слайд 14

Наша гордость



Предварительный просмотр:

Научно - исследовательские проекты школьников:
путь к успеху.

Амосова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов  

СОШ № 18 г.Сочи

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения целого  комплекса задач.

Задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативного педагога, которому потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности (Семенова Н.А.Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа.№2.2007.- с.45).

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

     Условия проектной деятельности:

- наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности

  1. наличие этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта)
  2. наличие представлений о реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Задачи учителя

  1. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.

    Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок.

  1. Не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
  2. Суждения «Ты сделал неправильно» или «Ты сделал не так» блокируют желание работать, двигаться дальше.
  3. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
  4. Учителю необходимо помнить о психологических особенностях детей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

    Очень важно – 
    помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. 

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.

Помните, что задача родителей – не выполнить работу детей , а дать совет, помочь найти необходимую информацию, проявить заинтересованность

 С этой целью необходимо на собраниях рассказать родителям о сути  метода проектов, его значимости для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников. 



Предварительный просмотр:

«Научно – исследовательская деятельность: путь к успеху»

Амосова И.Ю., учитель начальных классов СОШ № 18 г.Сочи

Аннотация 


к исследовательскому проекту
Научно – исследовательская деятельность: путь к успеху



Исследовательский проект «
Научно – исследовательская деятельность: путь к успеху»  разработан для учителей начальной школы, которые только начинают принимать участие в проектной деятельности.


Проект включает в себя следующие
разделы: 
• обоснование актуальности, 
• целеполагание, 
• обозначение задач и механизмов реализации проекта, 
• прогнозируемый результат проектной деятельности. 


Приложениями являются: 
презентация  «Научно – исследовательская деятельность: путь к успеху».

Актуальность проекта 
Учебно-исследовательская деятельность школьников, как показывает опыт, не возникает в школах сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на наш взгляд:

-готовность детей к этому виду работы;

-желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.

Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя учебно-исследовательской деятельности ребенка. Работая с младшими школьниками, мы руководствовались тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:

  1. принцип доступности;
  2. принцип поуровневости;
  3. принцип временного развития;

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста младшего школьника.

Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.

Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика имела следующие результаты:

  1. Умение работать с информацией.
  2. Опыт целеполагания.
  3. Ребёнок приобрёл опыт планирования.
  4. Расширение кругозора.
  5. Развитие мышления.
  6. Развитие эмоциональной сферы.
  7. Опыт публичного выступления.

Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Рекомендовано заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 2-х классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательские проекты: путь к успеху.

В презентации рассматриваются этапы выполнения исследовательского проекта....

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Социальный проект "Реальное общение - путь к успеху"

В современном, стремительно меняющемся мире, общение между детьми часто сводится к общению в соцсетях и сетевых играх, а лучшими друзьями становятся телевизор и компьютер. Мы все чаще сталкиваимся с т...

Проект "Настроение- путь к успеху"

Проект направлен, чтобы выяснить, отчего зависит настроение и как настроение влияет науспешность в учёбе....

Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»

Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...

Исследовательский проект: "Другое детство" (Проект занял 1 место в научно-исследовательской конференции )

Тема данной проектной работы практически значима и доступна, т.к. она выбрана из содержания предмета окружающий мир. Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игруш...