Урок по ОРКСЭ "Храм"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Кумарина Анна Георгиевна

Рабочий урок в 4 классе. Цель урока: дать представление о предназначении  православного храма, его устройстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_hram.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

Познакомить с понятием «православный храм».

Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

-   Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы.

Ход урока

-   Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!

  1.  Проверка домашнего задания.

а) Назовите золотое правило этики.

б) Как уберечься от осуждения других людей? (вспомнить свои грехи)

в) Вспомните, как Христос защитил женщину (по картине Поленова )?

г) Было ли в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Станете ли вы делать это ещё раз?

д) Какие правила общения вы составили дома? (зачитать)

2. Ведение в тему.

-Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.).

-Какие первые ассоциации у вас возникли? Какие  слова  связаны  у вас с колокольным звоном? Назовите эти слова (храм, христиане)

 Вывод: У многих из вас колокольный звон ассоциируется с храмом. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ (слайд №1)  

- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

- Вам, ребята приходилось бывать в храмах?

-  Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма?

Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

II. Актуализация знаний учащихся

-  Попробуйте  дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом

.През.  видов храмов

(учащиеся дают определения слову «храм» -  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.  В храме много икон.)

-   Зачем люди посещают  храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

III. Изучение нового материала.  

1.Беседа

- Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы  разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».  

 На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. В нашем селе тоже есть храм Николая Чудотворца.

     Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

      Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

 -   Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?(слайд)

- У него есть купол, на котором находится крест.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.  Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

 -  Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

-  Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

2.  Размышляем сами.

Прочитаем по учебнику статью стр. Вместе с Леной и Ваней посмотрим, как устроен храм внутри. Чтение текста детьми по абзацам.

Вопросы и задания к тексту

1) Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке: кадило, канун, икона, иконостас, царские врата, алтарь).

2)Что такое икона? Чем она отличается от обычной картины, от портрета человека? (Икона – это живописное изображение (обычно на доске) Иисуса Христа, Святой Троицы, Богоматери или святых, а также событий, связанных с их жизнью или деяниями. Важно понять, что икона это не только предмет рассматривания, а образ Святости, к Которому можно обращаться в молитве. Вот почему мы ходим перед святыми образами, а они смотрят на нас (так обычно дети объясняют закон обратной перспективы!).

3). Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда? (Иисус Христос- справа, Богоматерь Мария – слева)

Аналой- подставка для иконы. Она стоит посередине храма. На неё кладут икону святого, память которого совершается в этот день

4). Почему в алтарь нет общего доступа?

5) Дайте свое определение молитвы. О чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла? (обращение к Богу)

2. Изучение устройства храма. Презентация.

     Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  

     Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

     Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения.

     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

   Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

3 . Коллективная работа.

--  Вы бываете в храме?

-   Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

       Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Вывод.

--О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

--Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

--Как мы заходим в храм?

--Как мы стоим во время богослужения?

 4. Итог занятия.

-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

VII. Домашнее задание.

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, какие храмы есть в нашем городе

Индивидуальное:

-  нарисовать храм вашей мечты

- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...