ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
статья по теме

Для оптимизации процесса взаимодействия семьи, школы и учреждений культуры в процессе досуговой активности подрастающего поколения необходимо полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Геворгян Т .В.
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И
УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ
АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ.

Для оптимизации процесса взаимодействия семьи, школы и учреждений культуры в процессе досуговой активности подрастающего поколения необходимо полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. Дело это не простое, ведь сейчас почти утрачены идеи народной педагогики, заботы о воспитании, рожденные народной мудростью, а знания родителями основ теории современного воспитания невелики и бессистемны.
Большинство школ, семей и учреждений культуры успешно решают общую задачу: помогают детям расти социально-активными людьми, что является важным фактором формирования социально-культурной активности подростков. При этом главная суть решения
- удовлетворение не родительских амбиций или притязаний на исключительную роль в жизни ребенка, удовлетворение не престижа порядков и жестоких требований учреждений культуры и образования, то есть не борьба субъектов за приоритет, а воспитание и образование их «общего ребенка», посильная помощь в его саморазвитии.
Среди факторов, влияющих на воспитание, прежде всего семья, школа и учреждения культуры их разностороннее взаимодействие. Полученные в семье представления о правилах общежития, о добре и зле, о чести и достоинстве, о долге и совести и других ценностях, навыки, традиции совместного существования разных поколений, осуществление прав и обязанностей, совместного переживания бед и неудач, ведения домашнего хозяйства
- все это закладывает прочную основу гуманного отношения ребенка к людям и себе, к обществу и семье. Столь же сильны, но зато разрушительны для маленького человека отрицательные примеры родителей.
Учителя, педагоги-организаторы досуга помогают ребенку овладевать одной из главных основ воспитанности
образованностью, культурой, знаниями и информацией, способами их обретения и использования. В классе, факультативе, кружке накапливается опыт общественного поведения товарищества, приятельства, дружбы, общественной инициативы и ответственности.
Расхождение установок, отсутствие сотрудничества семьи, школы и учреждений культуры неизбежно снижает эффективность воспитания; разрушает доверие ребенка к старшим, их
 авторитет, затрудняет выработку собственных убеждений, приемлемого и для ребенка, и для окружающих характера и стиля отношений к другим людям, общения с ними, достойного образа жизни, провоцирует фактически и психологически трудное детство со всеми его печальными последствиями.

Своеобразным фактором развития школьника является семья. Семья воспитывает, здесь ребенок получает азы человеческой культуры:
физической, интеллектуальной, экономической, нравственной, эстетической. Однако воспитание процесс целенаправленного воздействия на развитие личности человека согласно идеалам и задачам, сложившимся в обществе. И потому, как правило, осуществляется он специально подготовленными для этого людьми.
Сегодняшнее внимание родителей к педагогике как науке о воспитании Человека неслучайно и свидетельствует об осознанном интересе к своему ребенку как личности. Возникшая проблемная ситуация, активизирующая потребность родителей в поддержке самоценности ребенка в семье и его личностном саморазвитии требует повышения педагогической культуры родителей, актуализирует вопросы гуманного воспитания. Семья сегодня в большей степени и в полной мере перестала выполнять не просто функции подлинного, духовного воспитания, что, собственно, природосообразно даровано ей, но воспитательные функции вообще. Основные тенденции, проявляемые в семьях сегодня: бедность, разводы, социальное сиротство; алкоголизм; педагогика насилия, семейный шантаж, рэкет; увеличивается число отказных детей, в семьях «новых» дети растут с искаженными ценностями; отсутствие у родителей и интереса к жизни своих детей, отказ родителей от познания своего ребенка, его индивидуальности, что влечет отсутствие помощи в самоопределении, саморазвитии, ощущении себя достойной внимания личностью; отказ от признания ребенка личностью; отсутствие духовной близости между родителями и детьми, понимания, доверительных взаимоотношений; непонимание сегодняшней социальной ситуации духовного кризиса, отсутствие знаний и путей выхода из сложившейся ситуации; особая острота проблемы «отцов и детей», осложненная устремленностью современных детей к независимости; низкий уровень педагогической культуры родителей.
Готовность к творческому взаимодействию, открытость, толерантность, доброжелательность, проявление чувства удовлетворенности и гордости за проделанную работу, самокритичность, требовательность к себе и другим в первую очередь формируются в процессе семейного воспитания. В условиях семейного быта, каждодневного общения подростки не только овладевают различными способами применения своих знаний и умений, но и учатся принимать самостоятельные решения, делать что-либо полезное для членов семьи и других людей. Для формирования социально активной личности подростков имеет значение умелое использование воспитательного потенциала семьи, который базируется на педагогической культуре родителей, уровне образования, степени их ответственности за воспитание ребенка, составе семьи, благоприятных внутрисемейных отношениях.
Активное участие учреждений социально-культурной сферы и школы в организации семейного досуга, как показывает практика, позволяет смотреть на досуговую деятельность как важный фактор преодоления социальной пассивности некоторой части семей, нейтрализации внутрисистемных конфликтов, восстановления дефицита взаимного доверия, создание благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга.
Сегодня семья вместе со школой и учреждениями культуры создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность  либо неуспешность всего социально-культурного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей взаимодействие трех институтов — семьи, школы и учреждений культуры занимает особое место в социально-культурной деятельности подростков. Четкое определение позиций сторон взаимодействия необходимое условие его эффективности.
В настоящее время, в контексте ухода российской школы от единообразия, социокультурный феномен досуговой активности подростков начинает проявляться все более явственно. Появление различных типов и видов образовательных учреждений, а также учреждений культуры означает рождение новых культур организации по формированию досуговой активности подрастающего поколения.
Взаимодействие семьи, школы и учреждений культуры осуществляется:
- для выработки единого взгляда на сущность воспитания и школой, учреждениями культуры и родителями в данных условиях социально — культурной ситуации развития ребенка;
- для правильного определения целей и задач воспитания как процесса организации социально-культурной активности подростка с целью создания максимально приемлемых условий для его развития;
- для наиболее эффективной расстановки сил по всестороннему, гармоничному развитию ребенка (что может школа и учреждения культуры, а что - родители и ближайшее бытовое окружение);
- для наиболее лучшего изучения ребенка с разных позиций, под разным углом зрения: эмоционально-чувственного со стороны родителей и общественно-гражданского, интеллектуального, нравственного, трудового
- со стороны школьных учителей и специалистов учреждений культуры;
- для выработки общей методики и техники необходимых воспитательных воздействий на подростка, дня координации и корректировки их в различных жизненных ситуациях;
- для установки эмоционально-положительных взаимоотношений учителя, учащихся и родителей (общечеловеческий аспект).
Основными задачами совместной деятельности семьи, школы и учреждений культуры по организации досуга подрастающего поколения всегда являлись: формирование гармонически развитой личности;

нравственное, эстетическое и физическое совершенствование подростков удовлетворение духовных запросов подростков и развитие их творческих способностей.
Но, к сожалению, большинство учреждений культуры в своей работе нацелены не на активное взаимодействие с семьей и школой. В
 настоящее время существует большое количество внешкольных учреждений (студий,  клубов юных техников, станций юных туристов и многое другие), которые ориентируются только на детей, а центры культуры и досуга проводят мероприятия в основном для молодежи и взрослых. Театры ставят спектакли или для детей, или для взрослых. Это вряд ли является социально и педагогически оправданным в современных условиях. Усилия учреждений культуры и школы должны быть направлены, прежде всего, на семью как коллектив, на организацию совместной социально-ориентированной досуговой деятельности родителей и детей — в этом одно из необходимых условий оптимизации такой работы.
Каждое общеобразовательное учреждение, а также учреждение культуры как в городе, так и на селе, — это центры социальной, культурной и воспитательной работы. Они должно быть комфортными и безопасными местами для пребывания всех участников педагогического процесса, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом и высокой культурой поведения. Поэтому и ученым, и педагогам-практикам, стремящимся решать проблемы воспитания подрастающего поколения, надо постоянно осознавать ответственность за формирование социально-культурной активности детей. От того, насколько эффективны будут эти решения, зависят счастье ваших детей, успехи системы образования, настоящее и будущее нашего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе тесного взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать про...

Совместная работа семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оказание помощи семье в преодолении кризиса, связанного с рождением «особого» ребенка.Активизация ресурсов семьи, направленных на преодоление кризиса, формирование адекватной стратегии, преодоление не...

Совместная работа семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оказание помощи семье в преодолении кризиса, связанного с рождением «особого» ребенка.Активизация ресурсов семьи, направленных на преодоление кризиса, формирование адекватной стратегии, преодоление не...

Проект: «Читаем всей семьей». Совместная работа семьи, школы, библиотеки.

Проект: "Читаем всей семьей". Совместная работа семьи, школы, библиотеки....

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования".

Материал содержит рекомендации по выбору наиболее оптимальных путей обучения ребенка с целью обеспечения качественного образования....

Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения качественного образования

В условиях модернизации образования школа должна соответствовать образовательным запросам общества и удовлетворять образовательные потребности конкретного человека, т.е. решать задачу обеспечения каче...

Статья "Пути оптимизации работы с родителями младших школьников"

Процесс поиска контакта с родителями в работе является сложным, но необходимым. Можно отметить, что большинство родителей стремятся оказать помощь в самых разнообразных формах. Считаю, что разнообразн...