ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (1 класс) на тему

Крывуша Галина Самигуловна

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе тесного взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kryvusha.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Г.С. Крывуша

МОУ СОШ № 6 г.

Комсомольск-на-Амуре

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир [2; 5; 9].

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе тесного взаимодействия педагогов и родителей  можно успешно решать проблему развития личности школьника [1; 3].

  Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чем – то  разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешенных проблем. Встреча с родителями учеников – как раз случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие, поблескивающие  в глазах родителей  колючими льдинками, как трудно нащупать тему для разговора, в котором каждый захочет высказаться, поделиться чем – то дорогим [2; 4; 10].

Несмотря на многочисленные исследования в педагогической науке проблемы  «учитель – родитель», современные подходы к ее решению требуют поиска новых форм. Объединению усилий учителя и родителей способствуют:

  • создание и организация работы родительского комитета;
  • совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях;
  • организация уборки класса в первом полугодии родителями учеников 1-го класса;
  • привлечение родителей к проведению праздников в классе;
  • совместное выполнение в домашних условиях творческих заданий к конкурсам, олимпиадам и праздникам;
  • выступление родителей на тематических классных часах;
  • организация фотовыставок «Мамочка родная», «Милая бабуля» «Международный женский день», «Армия в истории моей семьи», «Воспоминание о лете»;
  • привлечение родителей к оформлению газет, сообщений, рефератов;
  • участив «дне открытых дверей», проводимых в классе, школе, и посещение уроков и внеклассных мероприятий;
  • «открытые уроки для родителей»
  • участие родителей в жюри различных классных конкурсов;
  • рубрика в классном уголке «Большое спасибо», в котором выражается благодарность всем родителям, помогающим в классу;
  • индивидуальная работа  с родителями по выявлению и развитию способностей детей;
  • анкетирование родителей с последующим анализом;
  • посещение семей на дому с целью знакомства с бытовыми условиями;
  • видео- и фотосъемка классных мероприятий [6; 8].

Семья – первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.   С момента, когда ребенок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на нее я возлагаю ответственность за воспитание и обучение ребенка и считаю, что  семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса [3; 7].

Исходя из всего вышесказанного при  подготовке к родительским собраниям мы придерживаемся следующих правил:

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей (не заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся)
  2. Тема собрания, наше выступление  должно учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

Начиная работу с детским коллективом в 1 классе, мы стараемся изучить ситуацию в семье. На наш взгляд, это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу с классом  с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями проводим анкетирование по следующим вопросам:

  1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
  2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
  3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?
  4. Какие традиции и обычаи, по - вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
  5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания, предлагаем родителям следующие вопросы:

  1. С каким чувством переступает порог нашей  школы  ваш сын или ваша дочь?
  2. Как чувствует себя ребёнок в ученическом коллективе?
  3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?
  4. Создает ли школа, по - вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
  5. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

С целью изучения характера взаимоотношений учащихся, взаимоотношения в семьях младших школьников используем для    следующие вопросы:

  1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
  2. Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
  3. Как ведёт себя ваш ребенок дома?
  4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
  5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
  6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

Для  диагностики  взаимоотношений родителей и учащихся используем проективные методики. Эффективность использования методики неоконченных предложений в том, что ее можно использовать как  для учащихся,  так и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях  между ними [].

  • школа -  для меня – это… (или для моего ребенка)
  • класс, в котором я учусь, — это…
  • учителя для меня – это люди, которые ….
  • мои одноклассники – это…
  • уроки для меня – это…(выполнение домашнего задания)
  • предметы, которые мне нравятся, – это…
  • предметы, которые мне не нравятся, — это…

Проанализировав ответы учащихся и родителей, использую их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
     Для изучения традиций и обычаев семей учащихся,  их нравственных ценностей, используем следующие вопросы учащимся:

  • я радуюсь, когда…(плачу, злюсь)
  • мне нравится, когда…
  • если у меня хорошие новости, то я …(плохие)
  • если у меня что-то не получается, то я…

также для изучения традиций и обычаев семей младших школьников используем следующие вопросы родителям:

  • я радуюсь, когда мой ребенок…(плачу)
  • я огорчаюсь, когда мой ребенок…
  • мне нравится, когда мой ребенок…(не нравится)
  • я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.

На основании анализа полученных результатов проводим индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.

  Традиционно и ежегодно в начале года проводим собрание, посвященное организации исследования со своим ребенком. При этом знакомим родителей с теорией: что же такое ученическое исследование, его видами, формами, тематикой. Объясняем все это наглядно при помощи презентации на интерактивной доске. Представляем их вниманию исследования  и проекты своих бывших учеников, выполненные ими презентации (лучше один раз увидеть). Открываем перед родителями перспективу исследовательской деятельности для младших школьников:

  • возможность показать свои возможности; расширить кругозор;
  • приобрести навыки научного выступления перед большой аудиторией;
  • научиться находить ответы на поставленные вопросы;
  • опубликовать свой первый научный труд в детских журналах, научных сборниках, на сайте в сети интернет и получить Сертификат, подтверждающий факт публикации и Благодарственное письмо. И, главное, это возможность стать победителем конкурса юных исследователей.

Таким образом, процесс поиска контакта с родителями в работе является сложным, но необходимым. Можно отметить, что большинство родителей стремятся оказать помощь в самых разнообразных формах. Считаем, что разнообразные шаги, поиска контакта с родителями. практикуемые в нашем классе, станут попыткой не утратить родителям классу интерес к воспитанию своего ребенка при переходе учащегося в среднее звено, а наоборот расширят педагогические знания родителей, их стремление сотрудничать со школой. Считаем, что только в совместной работе педагога с родителями можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.

       

Библиографический список

  1. Анисимова О. Все мы родом из детства: Оригинальная форма проведения родительского собрания   // ИД "Первое сентября" Классное руководство и воспитание школьников. - 2008. - № 12. - С.3-7.
  2. Бетин О. Школа и семья - величины равноответственные и равнозаинтересованные.   // Народное образование. - 2008. - № 1. - С.67-72.
  3. Большая книга детского психолога: О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто — Санкт-Петербург, 2010 г. - 576  с.
  4. Коробкина С. Скоро в школу: Выступление на собрании родителей будущих первоклассников   // ИД «Первое сентября». - Школьный психолог. - 2009. - № 15. - С.41-43.
  5. Крушина Э. Р. Диагностика семейного воспитания   // Справочник классного руководителя. - 2009. - № 3. - С. 24-27.
  6. Мокеева Т.  Давайте жить дружно: Способы решения детско-родительских конфликтов   // ИД «Первое сентября».- Классное руководство и воспитание школьников. - 2009. - № 7. - С.25-27.
  7. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: Под редакцией И. А. Баевой — Москва, 2006.- 288  с.
  8. Тыкынаева Л. Дверь в детство: Совместное путешествие детей и родителей   // ИД «Первое сентября».- Классное руководство и воспитание школьников. - 2009. - № 12. - С.22-23.
  9. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей: Н. А. Гусева — Москва, 2011.- 256  с.
  10. Школьная психологическая служба. Работа с родителями / О.В. Хухлаева. – М., 2008.- 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для работы с родителями младших школьников

Этот материал поможет учителям начальной школы при работе с родителями...

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

Система работы с родителями младших школьников

“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители – пример ему…”.     Из средневекового трактата Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую истор...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»

Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы  с родителями младших школьников»...

Статья "Пути оптимизации работы с родителями младших школьников"

Процесс поиска контакта с родителями в работе является сложным, но необходимым. Можно отметить, что большинство родителей стремятся оказать помощь в самых разнообразных формах. Считаю, что разнообразн...