ПРОГРАММА деятельности лагеря дневного пребывания детей «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА»
рабочая программа на тему

Ровинская Марина Ивановна

Деятельность лагеря основывается на путешествии в волшебный мир сказок и народных промыслов с целью формирования с их помощью мотивации к здоровому образу жизни и продолжения знакомства детей с окружающим миром. Формирование национального самосознания, гордости за достижения своего народа - одна из важнейших задач в деле воспитания. И решение этой задачи возможно через приобщение детей к знаниям о своём народе, его культуре, традициях, нравах, умениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_lagerya2.doc748.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

________________/К.В. Макаров/

Директор МБОУ СОШ №101  

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МБОУ СОШ № 101 с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза Рябова С.И.

г.о.Самара

ПРОГРАММА

деятельности лагеря дневного пребывания детей

«ВОШЕБНАЯ СТРАНА»

Программу составила

учитель МБОУ СОШ №101,

начальник

ЛДПД «Волшебная страна»

Ровинская М.И.

г.о.Самара, 2013г.

ВВЕДЕНИЕ

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Отсюда необходимость организовать летний отдых детей по месту жительства, используя все местные ресурсы. Нужно чтобы дети и в летнее время чувствовали заботу взрослых. Особенно необходим контроль за занятостью трудных подростков, детей из семей, нуждающихся в особой защите государства (многодетных, неблагополучных, одиноких матерей, неполных семей).

Деятельность лагеря основывается на путешествии в волшебный мир сказок и народных промыслов с целью формирования с их помощью мотивации к здоровому образу жизни и продолжения знакомства детей с окружающим миром. Формирование национального самосознания, гордости за достижения своего народа - одна из важнейших задач в деле воспитания. И решение этой задачи возможно через приобщение детей к знаниям о своём народе, его культуре, традициях, нравах, умениях.

Известно, что во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.

Государственная политика в интересах поддержки каникулярного отдыха детей осуществляется в процессе создания в России благоприятных правовых, социальных, экологических условий, обеспечивающих детям отдых и оздоровление, необходимых для гармоничного физического и духовного развития.

На базе МБОУ СОШ №101 г.о.Самара ежегодно работает летний лагерь с дневным пребыванием. Данная программа лагеря «Волшебная страна» рассчитана на 18 дней.

Участники – дети 7-14 лет:

- учащиеся МБОУ СОШ №101.

Основная предпосылка деятельности лагеря: личность развивается в процессе деятельности, поэтому воспитание должно осуществляться при «включении» ребенка в осмысленную деятельность. Воспитывающая деятельность более эффективна, если она имеет коллективный характер. Забота о развитии ребенка, наиболее удачно выражается во внимании к той системе отношений, в которых он живет и развивается. Поэтому основная задача педагогов – учить детей пониманию отношений. В последнее время наблюдается резкий спад в желании детей участвовать в коллективных делах. Дети почти не знают игр, не умеют организовывать свой досуг. Их внутренний мир состоит из сплошных комплексов, затрудняющих общение. Многие не могут выражать свои эмоции, чувства, принять участие в беседе, убеждать и слушать. Учитывая все это, в программе подобраны игры, конкурсы, развлечения, направленные на раскрепощение ребенка, на развитие его гуманистических, этических и волевых качеств.

Педагогическая деятельность ЛДПД «Волшебная страна»

Общие цели:

             Способствовать раскрытию и развитию духовного, творческого и физического потенциала личности ребенка путем создания рекреативной среды для самоактуализации и самореализации детей.

Цель для учащихся – осознать себя и свою значимость в коллективе, проверить себя и свои возможности через игру, весело и хорошо отдохнуть летом, закалить здоровье.

Цель для педагога – воспитать в детях милосердие, чувство сопереживания, терпимость, создать ситуацию Успеха, изучить ценностные ориентации, способности, потребности, мотивы к творческой деятельности.

Задачи:

             - укрепить здоровье, привить нормы самообслуживания;

- организовать интересный, познавательный досуг

развивать коммуникативные навыки поведения в детском коллективе;

- развитие творческой и познавательной деятельности;

- расширять зоны творческих возможностей детей.  

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ.  

Принципы:

- массовость и общедоступность мероприятий по интересам;

- развитие творчества и самодеятельности;

- единство воспитательной и оздоровительной работы с детьми;

- социально значимая направленность деятельности;

- учет половозрастных особенностей детей;

- системность, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, развитие личности в коллективе.

Особенности воспитательного процесса:

- общность взрослых и детей;

- создание в коллективном творчестве новых традиций;

- передача опыта старших детей младшим;

Показатели развития личности ребенка:

- углубление и расширение знаний о себе (о своих интересах, способностях и возможностях);

- развитие у детей интереса к социальной жизни, готовности участвовать в решении круга социальных проблем;

- гуманизация деловых отношений в коллективе, проявление заботы и взаимной ответственности;

- расширение зоны интеллектуального развития ребенка;

- показатели оздоровления детей.

Успешность педагогической деятельности коллектива реализуется при следующих условиях:

 - защита прав и интересов ребенка;

- воспитание нравственности;

- создание принципа конфиденциальности;

- совместность, сотрудничество, содействие;

- развитие навыков организации своего досуга.

Основой воспитательной деятельности в лагере является отряд. Принцип формирования отряда – традиционный. Дети разделены на 4 отряда по 22-26 человека по возрастному принципу.

Так как в этом году тематикой смены выбраны народные промыслы и русские народные сказки, отряды получили соответствующие названия и девизы:

1 отряд (старший) – Сказка

-  Дружно и весело, будто бы в сказке,

   Лето раскрасим мы в яркие краски.

2 отряд – Летучий корабль

- Ветер дует в паруса

  Дети верят в чудеса.

3 отряд – Колобки

 - Мы ребята-колобки

Веселы, бодры, смелы!

4 отряд (младшие) – Теремок

-  Вместе в Теремке живем,

    Вместе дружим и поем!

Логика смены включает в себя 3 основных периода:

1). Организационный – знакомство детей с лагерем, его традициями, педагогами, друг с другом.

2). Основной – участие детей в предложенных оздоровительных, образовательных, воспитательных программах.

3). Заключительный – подведение итогов работы, анализ и самоанализ деятельности.

Девизы  лагеря «Волшебная страна»

- Вместе в волшебной стране отдыхаем,

   Вместе рисуем, поем и играем.

-  Дружно сказки мы читаем,

   Дружно песни мы поем,

   Здесь царит всегда веселье,

   Воздух дышит волшебством!

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

  1. Деятельность по развитию интеллектуальных и художественно-творческих способностей и взаимоотношений: кружки английского языка, информатики, изобразительного и декоративно-прикладного труда, конструирования, вокала, танцев.
  2. Деятельность по совершенствованию коммуникативных качеств и культуры общения: отрядный час, конкурсы и викторины.
  3. Деятельность, помогающая приобрести опыт организатора, лидера: командование отрядом, старший по группе.
  4. Деятельность, расширяющая опыт бережного отношения друг к другу, к младшим - разновозрастные отряды, шефство над младшими, совместные игры.
  5. Деятельность по формированию потребности создавать вокруг себя мажорную эмоционально-психологическую атмосферу – совместная подготовка к праздникам и конкурсам.
  6. Деятельность по развитию умений преодолевать трудности и собственные слабости: участие в конкурсах «Мисс Лагеря», «Алло, мы ищем таланты», выступления в качестве ведущих на Дне Нептуна, командная игра «Зарница».
  7. Деятельность, формирующая трудовые навыки, навыки самообслуживания, обустройства быта: уборка и порядок в спальных комнатах, игровых и кружковых помещениях, помощь в накрывании к приему пищи и уборка в столовой.
  8. Деятельность по развитию патриотических чувств, устремленности познавать мир: День рождения Пушкина в библиотеке, День России, возложение цветов к монументу ИЛ-2 22 июня..

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЛАГЕРЕ.

Самоуправление – не управление без взрослых.

Организационно управленческая структура лагеря опирается на принципы:

  1. поддержки и признания детской инициативы;
  2. индивидуального подхода;
  3. самостоятельности и ответственности;
  4. свободного выбора и самоопределения;
  5. единства цели;
  6. разновозрастного подхода;
  7. взаимоподдержки и взаимопомощи;
  8. самоуправления.

Кружковая работа.

  1. «Знатоки английского»
  2. «Веселые нотки»
  3. «Юный геймер»
  4. «Топай – хлопай»
  5. «Разноцветная палитра»
  6. «Веселый мяч»
  7. «Очумелые ручки»
  8. «Юный конструктор»

График прироста количества отдыхающих.

        В 2013 г. в лагере при МБОУ СОШ №101 отдохнули 100 детей. Из многодетных семей 3 детей, из неполных—15, малообеспеченных- 20, находящихся в трудной жизненной ситуации- 6, из семей, потерявших кормильца -1. Дети из данных семей составляют от общего числа учащихся  45% . Возраст детей—от 7 до 14 лет.

      Отряд, состоящий из обучающихся 5-7 классов, ежедневно получают трудовые задания (помощь в накрывании к приему пищи и в уборке столовой, благоустройство школьного двора, волонтерская работа).

     Воспитателями в лагере работают квалифицированные педагоги из числа учителей школы – 19 человек. 5 педагогов имеют опыт работы в загородных оздоровительных лагерях, остальные в течение многих лет работают в пришкольном лагере. 16 человек  имеют высшее педагогическое образование, 3- средне-специальное .  

     Решению поставленных задач помогают условия, созданные в школе для работы лагеря: игровые комнаты, спортивный зал, спортивная комната, стадион, библиотека, компьютерный класс, кружковые помещения для занятий рисованием, танцами, пением, конструированием, прекрасная столовая.  К услугам лагеря бассейн.

     Опрос по окончании оздоровительного сезона 2012 года показал, что работой лагеря, качеством питания и предоставляемых услуг родители и дети удовлетворены полностью. Ни один ребенок не покинул лагерь раньше срока. Отзывы о работе столовой только положительные. В связи с этим в этом году проблем с набором детей в лагерь не было, увеличилось число детей.

Режим дня ЛДПД «Волшебная страна»

 

08.15 - 8.30     Приём детей в лагерь

08.30 - 8.45     Зарядка

08.45 - 9.00     Линейка

09.00 - 9.20     Завтрак

09.30 - 13.00   Работа кружков, посещение бассейна, спортчас, прогулки, посещения музеев, выставок, спектакли и другие мероприятия по плану (в зависимости от дня)

13.00 - 13.30   Обед

13.30 - 16.00   Тихий час

16.00 - 16.15    Полдник

16.15 –  Вечерняя линейка, план на следующий день, итоги дня и награждения.

16.30    Игры на свежем воздухе, занятия по интересам.

17.30 - 18.00    Уход домой.

Законы ЛДПД  «Волшебная страна»

 

  1. Закон Правды – будь честен с собой и другими.
  2. Закон Уважения – уважай тех, кто рядом с тобой.

Закон Добра – помни, как ты относишься к людям – так она отнесутся к тебе. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!

  1. Закон Заботы – помогай тем, кто рядом с тобой.
  2. Закон Милосердия -
  3. Закон Смелости – преодолей себя и свои страхи.
  4. Закон территории -Без разрешения ребенок не может покидать лагерь.
  5. Закон времени - Время дорого у нас: берегите каждый час.
  6. Закон творчества. - Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!

 

Основные направления программы

  1. Спорт
  2. Творчество
  3. Экология
  4. Эрудит
  5. Веселое настроение
  6. Путешественник – патриот

Программа «Спорт»

Направлена на развитие физкультурно-оздоровительной деятельности.

Задачи:

 - физическое развитие посредством спорта и физической культуры.

 - приобщение к активному отдыху на природе.

 - формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом.

Виды и формы деятельности.

 - спортивные часы,

 - веселые старты,

 - малые олимпийские игры,

 - участие в футбольном турнире «Лето с футбольным мячом»,

 - шахматно-шашечные турниры,

 - посещение бассейна («Живу на Волге – умею плавать»),

 - массовые дела на открытом воздухе,

 - водно-гигиенические процедуры.

Кадровое обеспечение:

 - Воспитатели отрядов,  учителя физкультуры, медицинские работники.

Материально-техническое обеспечение:

Спортплощадка, спортзал, спортивный и игровой инвентарь, бассейн при МБОУ СОШ №157.

Программа «Творчество»

Направлена на раскрытие талантов, возможность творчески раскрыться в области различных видов искусства (изобразительное и  декоративно-прикладное искусство, конструирование, вокал, хореография)

Задачи:

 - развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства,

 - научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства,

 - активизировать творческое воображение и фантазию.

Виды и формы деятельности.

 - кружковая работа («Веселые нотки», «Очумелые ручки», «Юный конструктор», «Топай – хлопай», «Разноцветная палитра»)

 - конкурсы и выставки рисунков и плакатов,

 - фольклорные игры, песни,

 - праздник «Березовая Русь»,

 - подготовка творческих номеров к массовым мероприятиям,

 - просмотр спектаклей,

 - танцевально-игровая программа «Алло, мы ищем таланты»,

 - конкурсно-игровая программа «Мисс лагеря»,

 - творческий подход к конструированию из разных видов конструкторов,

 - конкурсы и выставки поделок декоративно-прикладного искусства,

 - конкурс поделок из природных материалов,

 - посещение музеев (центр «Радуга»).

Кадровое обеспечение:

 - Воспитатели отрядов,  учителя изобразительного искусства, музыки, хореографии, педагоги-организаторы.

Материально-техническое обеспечение:

Кружковые комнаты («Изба-читальня», «Светелка»), актовый зал, методическая литература, призовой фонд.

Программа «Экология»

Направлена на расширение знаний, умений, навыков, полученных детьми на уроках природоведения.

Задачи:

 - формирование основ экологического здоровья,

 - развитие экологического мышления,

 - воспитание личности с особым отношением к окружающей среде и человеку,

 - расширение кругозора детей.

Виды и формы деятельности.

 - экскурсия в Самарский зоопарк,

 - посещение Самарского цирка,

 - викторина «Живая вода»,

 - конкурс рисунка «Сердца пушистых»

 - конкурс поделок из природных материалов

Кадровое обеспечение:

 - Воспитатели отрядов,  учителя-предметники.

Материально-техническое обеспечение:

Актовый зал, игровая комната

Программа «Эрудит»

Направлена на расширение кругозора, развитие познавательной деятельности.

Задачи:

 - развивать интеллектуальные способности детей,

 - развивать мышление, память, внимание

 - формировать положительные мотивы учения, потребности в непрерывном образовании.

Виды и формы деятельности.

 - кружковая работа («Знатоки английского», «Юный геймер»)

 - проведение интеллектуальных игр,

 - организация работы с библиотеками (связь с филиалами №7 и №21, проведение тематических библиотечных часов),

 - игровая программа по ПДД

 - экскурсия «История письменности» в музее Алабина,

 - викторины «Правила дорожного движения», «Безопасность на воде».

Кадровое обеспечение
Начальник ЛДПД, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение
Актовый зал, методическая литература, призовой фонд

Программа «Путешественник-патриот» 
Программа направлена на развитие активной социальной деятельности, детской инициативы, изучение истории страны.
Задачи:

 - развитие уважительных отношений;

 - воспитание чувство коллективизма и одновременно осознание

 - неповторимости каждого человека.

 - героико-патриотическое воспитание детей и молодежи,

Виды и формы деятельности

 - возложение цветов к монументу ИЛ-2,

 - просмотр фильма о ВОВ «Дочь партизана»,

 - экскурсия в музей школы,

 - конкурс патриотической песни «Этих дней не смолкнет слава»,

 - внутриотрядный диспут «Как ты можешь помочь ветеранам».

Кадровое обеспечение
Директор ОЛДП, педагоги-организаторы, воспитатели, призовой фонд.

Материально-техническое обеспечение
Актовый зал, методическая литература, призовой фонд.

Программа «Веселое настроение»
Программа  направлена на развитие  игровой деятельности, детской инициативы, формирование социального климата коллектива.

Задачи:
создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом ее возможностей;

Виды и формы деятельности

 - народные игры

 - игровые программы на общение в отряде

 - викторины

 - спортивные соревнования

Кадровое обеспечение
Педагоги-организаторы, воспитатели, вожатые

Материально-техническое обеспечение
Актовый зал, спортзал, спортивная площадка.

Механизм реализации комплексной программ
ЛДПД «Волшебная страна»

  1. Психолого-социологические исследования климата в отрядах лагеря и всего коллектива.
  2. Определение приоритета и направлений деятельности воспитателей и детей.
  3. Кадровое обеспечение.
  4. Финансовое обеспечение.
  5. Систематический контроль, степень выполнения, оценка и корректировка планов.

Ожидаемый результат от выполнения программы:

  1. Программа направлена на социальное развитие каждой личности через положительную мотивацию, интересы и ведение индивидуальных, групповых, так и  коллективных занятий;
  2. скоординированность работы педагогов, тренеров, медицинских работников, РКО, работников столовой;
  3. организация  сочетание различных видов досуга и оздоровление детей с формами образовательной деятельности;
  4. формирование здорового образа жизни;
  5. повышение общественной активности.

ПЛАН

работы ЛДПД «Волшебная страна» при МБОУ

№101

с 01.06.2013 по 25.06.2013г.

ДАТА

МЕРОПРИЯТИЯ

01.06.

1. Торжественная линейка, посвященная открытию ЛДПД «Волшебная страна» - 9.00

2. Инструктаж по технике безопасности (поведение в лагере, безопасность, режим дня, санитарные и гигиенические требования, поведение в столовой, питьевой режим) – 9.30.

3. Театр город «Баба Яга и Леший» СОШ №157 – 10.00

4. Посещение парка им. Гагарина

5.Конкурс рисунков на асфальте «Дети за мир на планете!» - 16.00

04.06.

1. Беседа о правилах поведения на воде, правила безопасности при посещении бассейна, презентация.

2. Тренинг «Эвакуация при ЧС»
3. Кружковая работа, посещение бассейна.

4. Познавательно – игровая программа

5. Центр мед.профилактики «День профилактики кариеса»

05.06.

1. Беседа «Правила поведения на экскурсии»

2. Отрядный час «Расскажи о себе»

3. Кинофильм «Сорванцы из Тимпельбаха»

4. Конкурс рисунков по ПДД «Светофор»

5. Игротека в подростковом клубе «Виктория»

06.06.

1. Беседа «Меры предотвращения геморрагической лихорадки»

2. Посещение бассейна

3. Кружковая работа

4. Посещение библиотеки «День рождения А.С.Пушкина»

5. Волонтерская работа у дома Героя Советского Союза С.И.Рябова

07.06.

1. Беседа  инспектором ОДН о поведении при ЧС, террористических актах.

2. Чемпионат по мини-футболу, подр.клуб «Виктория»

3. Игровая программа «Олимпийская викторина»

4. Командная игра «Зарница»

08.06.

1. Беседа о правилах поведения на экскурсии

2. Развлекательная программа Чунга-чанга «В поисках радуги»

3. Конкурс рисунков «О вкусной и здоровой пище»

4. Спортчас

5. Просмотр мультфильмов

11.06.

1. Торжественная линейка «День независимости России»

2. Кружковая работа

3. Посещение бассейна.

4. Конкурс рисунков «Огонь – наш друг, огонь – наш враг»

13.06.

1. Беседа «Правила поведения в общественном месте».

2. Отборочный тур «Краса 101-й школы» (мисс лагеря)

3. Кружковая работа

4. Конкурс поделок из природного материала

5. Посещение бассейна

14.06.

1. «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»

2. Конкурс мисс Лагеря

3. Конкурс рисунков «Мое лето»

4. Мастер-класс по туризму, клуб «Спелеолог»

5. Фольклорный праздник «Березовая Русь»

15.06.

1. Беседа по технике безопасности

2. Центр мед.профилактики «Основы личной гигиены»

3. Самарский цирк «Гигантские обезьяны»

4. Викторина

17.06.

1. Беседа «Первая помощь при тепловом и солнечном ударе»

2. Посещение ДК Кирова. Спектакль «Про Иванушку - дурачка»

3. Викторина «Знатоки ПДД», презентация.

18.06.

1. Беседа о правилах дорожной безопасности.

2. Посещение бассейна.

3. Кружковая работа

19.06.

1. Первенство по шашкам, п/к «Виктория»

2. Планетарий «Планеты солнечной системы»

3. Кружковая работа.

20.06.

1. День Нептуна

2. Посещение бассейна

3. Беседа «Сильный скажет наркотикам – нет!»

4. Конкурс плакатов «Мы – за здоровый образ жизни»

21.06.

1.Отборочный тур «Звезды нашего лагеря» (Ищем таланты)

2. Экскурсия в музей Алабина, посещение музея «Радуга»

3. Спортивные соревнования «Марафон»

22.06.

1. День памяти и скорби. Митинг «Мы за мир!». Возложение цветов к памятнику «ИЛ-2»

2. Конкурс исполнения военных песен

3. Репетиция заключительного концерта

4. Кинофильм «Дочь партизана»

24.06.

1. Кружковая работа

2. Малые Олимпийские игры

3. Конкурс рисунков «Впечатления на бумаге»

25.06.

1. Инструктаж перед окончанием лагерной смены о ПДД, поведении на воде и солнце, о безопасности.

2. Танцевально – игровая программа «Зажигаем звезды», СОШ №157

3. Анкетирование «Наш лагерь» (Облака идей)

4. Торжественное закрытие смены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник 2 летней лагерной смены пришкольного лагеря дневного пребывания детей "Семицветик"

Дневник отражает ежедневную воспитательную работу летнего пришкольного лагеря. В нем ведется летопись самых ярких и интересных дел, фотоматериалы....

Программа работы лагеря дневного пребывания детей

Дана программа работы лагеря дневного пребывания детей "Солнышко".  Ребята в ходе игры-путешествия  «Космическое путешествие»побывают на разных планетах.  Планет  в городе 18. Кажд...

Программа школьного лагеря дневного пребывания детей «Муравейник»

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Для того чтобы сегодня...

Программа воспитательной работы отряда "Непоседы" в лагере дневного пребывания детей.

Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья....

Программа по организации летнего отдыха в лагере дневного пребывания детей «Созвездие»

Краткосрочная комплексная программа.Цель программы:     организация познавательного, активного отдыха, направленного на оздоровление детей в условиях лагеря дневного пребывания...

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи у детей – инофонов"

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование  лексико-грамматических  представлений   и развитие связной речи у детей – инофонов"...