Программа школьного лагеря дневного пребывания детей «Муравейник»
методическая разработка (1 класс) по теме

Кошкина Надежда Леонидовна

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. И это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью, одна из главных задач, стоящих перед обществом. В решение данной задачи важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Рамками образовательного процесса ограничиться невозможно.

Экологическое образование учащихся в нашем образовательном  учреждении осуществляется в рамках реализации дополнительной образовательной программы, в урочной и внеурочной деятельности.

Программа школьного лагеря дневного пребывания «Муравейник», имея практическую направленность, в силу преимущества активных форм деятельности: походов, экскурсий, научно-исследовательских работ, экологических проектов – призвана стать хорошим подспорьем основной школьной комплексной программы экологическое образования учащихся, способствовать тем самым активному участию детей и подростков в общественно-полезной деятельности, направленной на развитие прикладных экологических навыков, моделирования экологических ситуаций, эмоционально-эстетического восприятия природы.

Экологическое  воспитание детей лагерной смены позволит привить им общечеловеческие ценности гуманистического характера:

- понимание жизни как высшей ценности;

- человек как ценность всего смысла познания;

- универсальные ценности природы;

- ответственность человека за судьбу  природы.

Средствами экологического воспитания можно сформировать следующие ключевые компетентности:

·        в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);

 

·        в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

·        в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях).

Школьный лагерь дневного пребывания детей “Муравейник ” поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию.

Методологической основой программы являются научные труды  педагогов Сухомлинского В.А., Коменского Я.А., Ушинского К.Д. о воспитании ребенка средствами природы, в гармонии с ней, а также работы педагогов – практиков Миронова А.В, Владыкиной А.В., Хафизовой Л.М. об опыте экологического воспитания младших школьников.

Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе  от 7-15 лет.

Сроки реализации программы: май-июнь 2012 года: лагерная смена, 18 дней.

 

1.1.Цель и задачи программы

 

Цель – способствовать пониманию сути проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.

Задачи:

 

1.     Обучить воспитанников лагеря методам познания окружающего мира, формировать целостное представление о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека.

2.     Воспитать ценностные ориентации и отношение к природной среде, сформировать умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами поведения.

3.     Выработать ответственность за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды.

4.     Приобщить  детей к изучению природы родного края,  к творческой и практической исследовательской деятельности.

 

            Программа   так же направлена на организацию содержательного досуга детей  и предполагает проведение систематизированной работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников  и формированию у них экологической грамотности. Она  универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………1-12

1.1.Цель и задачи программы…………………………………………… 2

1.2.Направления и виды деятельности:   ………………………………  3-5

1.2.1.Экологическое направление………………………………………. 3- 4

1.2.2 Оздоровительное  направление…………………………………… 4- 5

1.3.Система контроля …………………………………………………….5

1.4.Условия реализации программы : …………………………………...6-9

1.4.1.законодательно-нормативно - правовые документы……………..6- 7

1.4.2.материально-технические обеспечение…………………………   7- 8

1.4.3. материально-техническая база………………………………  ….  8

1.4.4. кадровое обеспечение …………………………………………….  8- 9

1.5. Ожидаемые результаты………………………………………………9

1.6. Диагностика………………………………………………….. ……    9-10

1.7. Формы  подведения итогов реализации программы……………… 10-11    

2. Учебно-тематический план…………………………………………… 12-13

3. Содержание ……………………………….………………………….   14- 19

3.1.Этапы реализации …………………………………………………… 14-15

3.2. Воспитательно-оздоровительный процесс …………………………15-19

4. Методическое обеспечение………………………………………….    20  

    5. Список  литературы……………………………………………………  21-22

    5.1.Список используемой литературы…………………………………    21

    5.2. Список литературы педагогам для организации деятельности…     21-22

    5.3. Список литературы для детей………………………………………   22

    6. Приложения :  …………………………………………………………   23-66

  1. Межведомственное взаимодействие……………………….   23-24
  2. Календарный план работы………………………………….    25-28
  3. План по физическому воспитанию…………………………   29-30
  4. Календарное планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий…………………………………………………    31-33
  5. Входная диагностика…………………….………………….    34
  6. Итоговая диагностика  ……….………… ………………….    35-36
  7. Анкета ЗОЖ………………………………………………….     37-39
  8. Мониторинг – карта…………………………………………    40
  9. Рейтинг личностного роста…………………………………    41
  10. Символ рейтинга отряда……………………………………     42
  11. Сценарий досугового мероприятия  открытия  лагеря ….      43-48
  12. Сценарий досугового мероприятия «Красная Книга. Правила

      поведения в природе»………………………………………      49-52

  1. Сценарий досугового мероприятия Живая газета

«Оренбургский край - благословенный край»…………..……      53-56

  1. Сценарий устного журнала « Край мой   Оренбургский».. .    57-64
  2. Сценарий спортивного мероприятия  «Веселые старты»…     65-66                                

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы лагеря дневного пребывания детей

Дана программа работы лагеря дневного пребывания детей "Солнышко".  Ребята в ходе игры-путешествия  «Космическое путешествие»побывают на разных планетах.  Планет  в городе 18. Кажд...

ПРОГРАММА деятельности лагеря дневного пребывания детей «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА»

Деятельность лагеря основывается на путешествии в волшебный мир сказок и народных промыслов с целью формирования с их помощью мотивации к здоровому образу жизни и продолжения знакомства детей с окружа...

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ «Радуга»

СодержаниеПояснительная записка.           Цели и задачи организации работы лагеря   Положение о школьном оздоровительном лагере. ...

Программа для школьного лагеря дневного пребывания

Данная программа разработана по всем требованиям к программаме лагеря дневного пребывания. Можно найти много полезной и интересной информации. Может пригодиться для разработки программ для школьного л...

Программа смены лагеря дневным пребыванием детей.

Программа  лагеря "Весенняя капель" с названием смены "Чудо остров"...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ Лагеря дневного пребывания детей при МОУ «СОШ № 16» «Радуга»

Рабочая программа воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – Программа воспитания, Программа) подготовлена  на основе Примерной рабочей программы воспитания....