Рабочая программа 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Савраскина Любовь Николаевна

Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx44.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ершовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени

Героя Советского Союза Василия Фабричнова

______________Гарькавая Т.В.

«31» августа 2013 год

Приказ №343 от 31 августа 2013г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________Винивитина  Т.Н.

«31» августа 2013 год

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

Протокол №1  заседания методического объединения учителей начальных классов

от 30 августа 2013г.

Руководитель ШМО __________Савраскина Л.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Учитель: Савраскина Любовь Николаевна

Класс: 4 «Б»

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» введен в учебный процесс общеобразовательных школ на основе поручения Президента России от 2 августа 2009 г. и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.

       Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.

     Предмет, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет дополняет обществоведческие, нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История», «Литература». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательный процесс государственных и муниципальных школ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.

     Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания обучающихся, оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

    Рабочая программа составлена на основе авторско        й программе А.В. Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры».

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

     Задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

  1. развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  2. формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;      
  3. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  4.  формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  6. осознание ценности человеческой жизни;        
  7. воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  8. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

                                                             Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством егоприобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.


Задачи учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
  4. формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  5. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика курса

      В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

      В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

     Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

    Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.


МЕСТО ПРЕДМЕТА  В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

   Согласно базисного учебного плана МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»  в 4-м классе отводится 1 час  в неделю, таким образом, мною составлена рабочая программа  модуля «Основы православной культуры» в полном соответствии с базисным учебным планом, а именно: 1час в неделю, 34 часа в год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

        Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2. Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  4. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  6. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  3. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  5. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  6. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  7. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

  1. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
  2. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
  3. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
  4. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4 класс (34 ч)

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные  христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Требования к уровню  подготовки учащихся 4 класса

         Знать/понимать:
       -  основные понятия религиозных культур;
       -  историю возникновения религиозных культур;
       -  историю развития различных религиозных культур в истории России;
       -  особенности и традиции религий;
       -  описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

           праздников и святынь.
         Уметь: 
      -  описывать различные явления религиозных традиций и культур;
      -  устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
      -  излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни

         людей и общества;
      -  соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
      -  строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и

         культурных традиций;
      -  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

      -  участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;

       - готовить сообщения по выбранным темам.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

Название раздела

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

2

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16ч

16ч

3

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

12ч

12ч

4

Духовные традиции многонационального народа России

 5ч

Итого:

34ч

34ч

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Проверка рабочих тетрадей
  2. Тестирование

   По предмету «ОРКСЭ» оценки не выставляются.  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

- Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.

            - Словари по русскому языку.

            - Репродукции картин в цифровой форме.

            - Настенная доска с набором приспособлений для крепления наглядного материала.

            - Мультимедийный проектор.

            - Интерактивная доска.

            - Компьютер.

            - Принтер лазерный.

            - Интернет-ресурсы.

Учебники

  1. Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год
  2. Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»  М., Просвещение 2012 год.
  3. Электронное приложение  к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год
  4. « Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методический комплект для обучающегося

  1. Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год
  2. Электронное приложение  к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год

Учебно-методический комплект для учителя

  1. Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год
  2. Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»  М., Просвещение 2012 год.
  3. Электронное приложение  к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 год
  4. « Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

1 * 34 = 34 ЧАСА

Дата

Тема урока

Тип урока

Использование

ТСО

Примечание

(страницы учебника)

по плану

по факту

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества – 1 час

Россия – наша Родина.

Комбинированный

Презентация

4

2

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. – 16 ч

Культура и религия.

Комбинированный

6

3

Человек и Бог в православии.

Комбинированный

Презентация

8

4

Православие и молитва.

Комбинированный

12

5

Библия и Евангелие.

Комбинированный

16

6

Проповедь Христа.

Комбинированный

ЦОР

20

7

Христос и его крест.

Комбинированный

Презентация

24

8

Пасха.

Комбинированный

28

9

Православное учение о человеке.

Комбинированный

Презентация

32

10

Совесть и раскаяние.

Комбинированный

ЦОР

36

11

Заповеди.

Комбинированный

Презентация

40

12

Милосердие и сострадание.

Комбинированный

42

13

Золотое правило этики.

Комбинированный

ЦОР

46

14

Храм.

Комбинированный

Презентация

48

15

Икона.

Комбинированный

52

16

Творческие работы учащихся.

Комбинированный

56

17

Подведение итогов.

Комбинированный

ЦОР

57

18

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. - 12ч

Как христианство пришло на Русь.

Комбинированный

Презентация

58

19

Подвиг.

Комбинированный

62

20

Заповеди блаженств.

Комбинированный

64

21

Зачем творить добро?

Комбинированный

ЦОР

68

22

Чудо в жизни христианина.

Комбинированный

70

23

Православие о Божием суде.

Комбинированный

Презентация

72

24

Таинство Причастия.

Комбинированный

76

25

Монастырь.

Комбинированный

80

26

Отношение христианина к природе.

Комбинированный

ЦОР

84

27

Христианская семья.

Комбинированный

86

28

Защита Отечества.

Комбинированный

88

29

Христианин в труде.

Комбинированный

Презентация

92

30

Духовные традиции многонационального народа России – 5ч

Любовь и уважение к Отечеству.

Комбинированный

94

31

Творческие работы учащихся.

Комбинированный

ЦОР

32

Экскурсия в храм.

Комбинированный

Презентация

33

Экскурсия в храм.

Комбинированный

34

Подведение итогов года.

Комбинированный

Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...