Внеурочная деятельность (программа)
рабочая программа на тему

Эрендова, Ирина, Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhki.docx85.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Введение

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Для осуществления в школе доступны такие виды внеучебной деятельности как игровая и познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное и социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), трудовая (производственная), спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность. Данные виды находят свое отражение в направлениях внеучебной деятельности.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Определяя соотношение видов и направлений внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении, необходимо учитывать ряд позиций.

Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности.

В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеучебной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях и могут быть отражены в вышеперечисленных направлениях.

Таким образом, в методических рекомендациях, предложенных Российской академией образования, обозначенные выше направления внеучебной деятельности рассматриваются как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а  разработка и реализация конкретных форм внеучебной деятельности школьников основывается на выделенных  выше видах внеучебной деятельности.

Определяя условия успешности в организации внеучебной деятельности школьников, ученые Российской академии образования считают принципиально важным выделение  результатов и эффектов этой деятельности. Под результатом внеучебной деятельности понимается  то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект же определяется как последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

 При этом, образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.

Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

При этом, согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Программа курса «Закулисье»

1 класс (33 ч.)

Составитель:  Эрендова И.В

учитель начальных классов

п. Ессей Красноярского края

Пояснительная записка

В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальной личностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставлять ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности.

Занятия художественной практической деятельностью решают не только частичные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.

При этом важное значение имеет организация проектной деятельности младших школьников, которая реализуется в процессе создания творческих работ. Процесс выполнения проекта, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом; их корректировку.

Занятия проектной деятельностью вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

Цель: 

Раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда через проектную деятельность.

Задачи:

  • совершенствование практических умений;
  • развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
  • развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса;
  • расширение методов познания окружающей действительности;
  • формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла;
  • формирование умения  планирование последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
  • ознакомление с происхождением материалов, ручного ремесла, видов художественного творчества.

Программа данного курса рассчитана на 33 часа в 1 классе. Программа имеет несколько разделов, каждый из которых предполагает проектную деятельность, направленную на изготовление кукол и декораций для школьного кукольного театра в технике оригами, аппликации из бумаги и картона, так как этот материал более доступен детям этого школьного возраста.

Работы носят различный характер: работа по шаблону-образцу, представленного в виде рисунка, схемы, чертежа, выполнение работы по собственному замыслу, выполнение работы по заданному учителем условию.

Программа предусматривает тематические пересечения с такими дисциплинами как литературное чтение (изготовление декораций для постановок сказок), математика (расчет необходимых размеров, построение геометрических фигур), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Углубляются знания детей в области истории возникновения ремесел, материалов и инструментов, в области экономики (работа в группах с распределением обязанностей, реклама изделий собственного производства).

Развитие художественного вкуса и технического мастерства проводится при соединении технологии и художественного образа. Дети учатся создавать свои проекты, идя от материала к образцу и наоборот, от образца к материалу.

Занятия проектной деятельностью предполагают применение индивидуальной, групповой и коллективной формы работы, организацию выставок и показов.

Срок реализации программы: 1 год.

Продолжительность занятия: 35 минут.

Формы деятельности: кружковые занятия.

Методы:

  • проектная деятельность,
  • формы организации работы учащихся,
  • индивидуальная работа,
  • групповая работа,
  • коллективная работа.

Средства:

- иллюстрации и литература;

- аудио и видеозаписи (использование технических средств);

Ожидаемые результаты:

Требования к уровню подготовки детей к концу 1 класса.

Иметь представление:

 -  об истории возникновения материалов и инструментов;

 - о возможности выполнения работ в технике аппликаций и оригами.

Знать:

- термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение;

- свойства материалов, из которых можно сделать аппликацию, оригами;

- название инструментов, приспособлений и правила работы;

- разные приемы разметки деталей из бумаги;

- различные способы выполнения рисунка гуашью, акварелью.

Уметь:

- вырезать из бумаги детали прямоугольной формы,  в форме круга, овала, вырезать симметричные фигуры;

- работать с гуашью, акварелью;

- самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца;

- самостоятельно выполнять творческое задание;

- самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе над проектом;

- контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.

                                          Содержание программы 

Введение. Наши волшебные помощники. (7 ч.)

Проект 1. Изготовление декораций к пальчиковому кукольному спектаклю «Курочка Ряба». (4 ч.)

Проект 2. Изготовление декораций к настольному кукольному театру «Колобок». (7 ч.)

Проект 3. Изготовление декораций к театру ложек «Репка».   (7 ч.)

Проект 4. Изготовление декораций к спектаклю «Теремок».   (8ч.)

Учебно-тематический план

Введение (7 часов)

Цель проекта

№ занятия

Кол-во часов

Планирование проектной деятельности

Работа по осуществлению проекта

Наши волшебные помощники

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

3ч.

2ч.

2ч.

Бумага и картон.

Как появились ножницы.

Творческая мастерская.

История создания бумаги.

Современные виды бумаги и картона, их свойства и способы обработки.

Традиции современного искусства оригами.

История появления ножниц. Техника вырезания ножницами (непрерывное и по частям). Традиции вырезания из бумаги. Правила безопасного труда при работе с ножницами.

Обучение детей поэтапному выполнению работы.

Правила чтения схемы, эскиза, чертежа.

Проект 1 (4 часа)

Цель проекта

№ занятия

Кол-во часов

Планиро-вание проектной деятельнос-ти

Работа по осуществлению проекта

Изготовление декораций к пальчиковом спектаклю «Курочка Ряба»

8.

9.

10.

11.

1ч.

1ч.

2ч.

В гостях у сказки.

Мастерская художника.

Дело мастера боится.

Прослушивание сказки. Просмотр иллюстраций.

Изображение иллюстраций к сказке.

Создание пальчиковых кукол к спектаклю.

Проект 2 (7 часов)

Цель проекта

№ занятия

Кол-во часов

Планирова-ние проектной деятельности

Работа по осуществлению проекта

Изготовле-ние декораций к настольному театру «Колобок»

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

1ч.

1ч.

4ч.

1ч.

В гостях у сказки.

Мастерская художника.

Дело мастера боится.

Защита проекта.

Чтение и просмотр иллюстраций.

Изображение иллюстраций к сказке.

Изготовление декораций к спектаклю.

Оформление спектакля.

Проект 3 (7часов)

Цель проекта

№ занятия

Кол-во часов

Планирование проектной деятельности

Работа по осуществлению проекта

Изготовление декораций к театру ложек «Репка»

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

1ч.

1ч.

4ч.

1ч.

В гостях у сказки.

Мастерская художника.

Дело мастера боится.

Защита проекта.

Чтение сказки «Репка». Просмотр иллюстраций.

Изображение иллюстраций к сказке.

Создание декораций к постановке спектакля.

Оформление спектакля.

Проект 4 (8 часов)

Цель проекта

№ занятия

Кол-во часов

Планирование проектной деятельности

Работа по осуществлению проекта

Изготовление декораций к кукольному театру «Теремок»

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

1ч.

1ч.

4ч.

1ч.

1ч.

В гостях у сказки.

Мастерская художника.

Дело мастера боится.

Защита проекта.

Подведение итогов.

Просмотр мультфильма.

Иллюстрации к сказке.

Рисование эскизов декораций к спектаклю.

Изготовление декораций к спектаклю.

Оформление спектакля.

Методическое обеспечение

Формы занятий: выполнение проекта,  практические выполнение изделия из бумаги, беседа и объяснение учителя.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса  связаны с практическими методами обучения.  На занятиях также использовались объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский методы.  Им    соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, изготовление декораций.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Мультимедийное оборудование, программное обеспечение, видеофильмы со сказками, книги сказок, «Кукольный театр в школе».

Ножницы, клей, бумага, картон и т.д.

Формы подведения итогов: правильное выполнение проекта – изготовление декораций к спектаклю, выставки работ уч-ся;

Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу,  выставки работ учащихся.

Литература.

1. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технологического творчества: Книга для учителя. - М.: Народное образование, 1996.

2. Леонтьев А.В., Капустин В.С., Шайхелисламов Р.Ф. Опыт внедрения образовательной области «Технология» в V-IX классах// Школа и производство 1997 №1.

3. Тихонов А.С Творческий потенциал учебного проектирования// Школа и производство. 1995 №1.

4. Хотунцев Ю.Л. и др. Проекты в школьном курсе «Технология»// Школа и производство. 1994 №4.

5. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. – Фрунзе, 1990.

6. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. – Магнитогорск, 1991.

7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

8. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9.

9. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников.  ПИиОбщ., 2002г., №9.

Программа

 

внеурочной деятельности:

 

«ХОЧУ     ЗНАТЬ!»

 

 

 

 

 

Учитель: Эрендова Ирина Васильевна

 

 

 

 

 

 

1.      Пояснительная записка

      С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу знать!».

      Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. 

     Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

    Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности. 

 Задачи:

 Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

 Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

 Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.

 Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.

 Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.

 Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

 Принципы: 

 - доступность, познавательность и наглядность

 - учёт возрастных особенностей

 - сочетание теоретических и практических форм деятельности

 - усиление прикладной направленности обучения

 - психологическая комфортность

Виды деятельности младшего школьника: 

Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).

Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

Программа «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура».  

Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников.  Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю  – компьютер с проектным  оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.  Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий.  Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.

 Объем: Программа рассчитана на 168  часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.   Срок реализации 4 года (1-4 класс):

 1 класс – 32 часа

 2 класс – 34 часа

 3 класс – 34 часа; 4 класс – 34 часа.

 Способ реализации: внеурочная  деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

2.      Планируемые результаты

          Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу знать!» можно считать следующее:

 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

 формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

 формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

 Основным объектом оценки результатов  освоения программы служит  сформированность  у  обучающегося    коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

 способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную   задачу   в   практическую;

 умение   контролировать   и   оценивать   свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;

способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа,  установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;

умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  различных задач,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий;

 наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 

 любознательность, активность  и заинтересованность в познании мира. 

 Формы диагностики учета результатов освоения программы

 Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».

 Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».  

Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:

1-й уровень (70-80% ) — 3 балла

2-й уровень (80-90% ) — 4 балла

3-й уровень (90-100%) — 5 баллов

Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 классе, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения».   Основными задачами их введения являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся

 

  • создание ситуации успеха для каждого ученика

 

  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях

 

  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка

 

  • приобретение навыков саморефлексии

 

3.      Тематический план

 Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:

№ п\п

 

Название раздела

 

Количество часов

 

 

1 класс

 

 

1

 

Игры и игрушки

 

12

 

2

 

Все для дома

 

20

 

 

итого

 

32

 

 

Учебно-тематический план

 № п\п

 

Тема

 

Практические действия или трудовые операции

 

 

Игры и игрушки 

 

 

1

 

Где появились куклы

 

Вырезание бумажных кукол

 

2

 

Русский сувенир

 

Изготовление тряпичных  кукол

 

3

 

История глиняной игрушки

 

Лепка игрушек из глины

 

4

 

Какой музыкальный инструмент был первым

 

Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы

 

5

 

Кто первым запустил бумажного змея

 

Изготовление бумажного змея

 

6

 

Кто придумал мяч

 

Игры с мячом

 

7

 

Настольные игры

 

Изготовление настольной игры

 

8

 

Подвижные игры

 

Разучивание подвижных игр

 

9

 

Настольный театр

 

Оригами. Игрушки

 

10

 

Калейдоскоп

 

Мозаика из разной крупы

 

11

 

Что нам известно об игре в шашки

 

Обучение игре в шашки

 

12

 

Как появились шахматы

 

Обучение игре в шахматы

 

 

Все для дома

 

 

1

 

«Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник)

 

Лепка из пластилина подсвечника

 

2

 

Дырявое шило (про иголку) 

 

Вдевание нитки в иголку

 

3

 

Посередине гвоздик (ножницы)

 

Вырезание фигурок из бумаги

 

4

 

Зеркало или жизнь!

 

Изготовление зеркала для куклы

 

 (из фольги)

 

5

 

Кто изобрел расческу для волос

 

Прическа для куклы

 

6

 

Королевская шкатулка

 

Рисование узора для шкатулки

 

7

 

Не лает, не кусает (замок)

 

Лепка из пластилина ключей

 

8

 

Клад римских воинов (гвозди)

 

Забивание гвоздиков

 

9

 

Откуда пришла тарелка

 

Тарелка из папье-маше

 

10

 

Как баклуши били (ложки)

 

Роспись ложки

 

11

 

Вилы и вилка

 

Рисование столовых приборов

 

12

 

Преграждающая вход. Дверь

 

Дизайн двери для дворца

 

13

 

От бусинки до окна (стекло)

 

Бусы из бисера

 

14

 

История возникновения мебели (кровать)

 

Проектирование спальни

 

15

 

Дом для одежды (шкаф)

 

Изготовление шкафа из картона

 

16

 

Когда было впервые изготовлено мыло

 

Рисование  упаковки для мыла

 

17

 

Время не ждет! (часы)

Изготовление циферблата из картона и проволоки

18

 

Из чего построен дом? Глиняный кирпич

Лепка дома из кирпичиков (пластилин)

 

19

 

Скатерть-самобранка

 

Вырезание узоров на бумажной скатерти

 

20

 

Висячие сады (комнатные растения

Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений

 

 

итого

 

32

 

5.      Список литературы

 1.      Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

 2.      История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.smekalka.pp.ru/ 

 3.      История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:   http://planetashkol.ru/ 

 4.      История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.konodyuk.com/  

 5.      История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html  

 6.      Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.

 7.      Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.

 8.      Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.

 9.      Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997.

 10.   Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.

 11.   ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

6.      Словарь

 Дизайн - (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию  предметного мира.

 Лайнер - (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.

 Кулинария - (от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).

 Микроскоп - (от микро... и греч. skopéo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.

 Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.

 Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.

 Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.

 Этикет - (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.

 Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ

Программа курса «Искусство сцены»

(1-3 классы)

Пояснительная записка

Признание ценности ребёнка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности – вот главное, что актуально сегодня, что является основой современной концепции воспитания.

 Мы живем в интересное время. Оно спешит и мы торопимся вместе с ним. Родители любят своих детей и стремятся дать своему ребенку как можно больше: рано учат чтению, математическим навыкам, письму, знакомят с компьютером.

Но малыш смотрит на нас исподлобья, уставшими глазами. Это страдает эмоциональная сфера ребенка. Нет выплеска свободного творчества и полета фантазии. На занятиях театрального кружка дети учатся исследовать мир, принимать решения, грустить и радоваться, управлять своими чувствами и многому другому.

Занятие в театральном кружке отличается гибкостью и возможностью отталкиваться от интересов и потребностей самих учащихся с учетом их особенностей.

Одной из идей обучающей программы «Искусство сцены» является постепенное усложнение материала: от игр через импровизации к спектаклям, основанным на литературном материале. Большая роль формирования художественных способностей ребят отводится регулярному тренингу, что помогает пробудить творческую фантазию ребят к непроизвольности приспособления к сценической условности.

           Театральное занятие:

- это знакомство с волшебным миром театра и его жителями;

- это общение, умение вести себя на публике;

- это развитие речи, мимики, пластики и памяти малыша;

- это работа над произношением звуков, артикуляцией в игровой форме;

- это развитие фантазии и творческих способностей;

- это выражение индивидуальности и неповторимости малыша;

- это развитие творческой инициативы;

- это умение быть раскованным на сцене и коммуникабельным.

Программа рассчитана на работу с ребятами разновозрастной группы (7-10лет).

После каждого года обучения педагог должен провести показательные уроки, уроки-концерты, мини-спектакли, на которых демонстрирует свои подходы к данной тематике в развитии, используя творчество и фантазию детей.

Задачи курса:

- развивать познавательный интерес к театральной деятельности;

- учить навыкам общения и коллективному творчеству;

- развивать эстетические способности детей.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Обучающиеся должны знать:

- средства общения;

- виды текстов;

- понятия: «жесты», «мимика», «телодвижения»;

- основные группы мышц.

Обучающиеся должны уметь:

- использовать средства общения;

- правильно распределять дыхание в речи;

- правильно использовать телодвижение, мимику, жесты;

- регулировать громкость, темп речи.

Основное содержание (36 ч)

Мастерская тела (16 ч)

Жесты. Мимика. Телодвижения. Основные группы мышц. Ритмопластика.

Общение (10 ч)

Словесное и несловесное общение. Речевые ситуации. Средства общения.

Речевые жанры (8 ч)

Текст. Виды текстов. Басня. Чтение по ролям. Загадки. Кукольный театр.

Тематическое планирование

1 год

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие. Театральная игра

1

Знакомства. Наблюдения

2

Игры. Эстафеты. Жесты. Мимика

4

Телодвижения. Таинственное превращение

2

Общение. Речевые ситуации

3

Развитие памяти, внимания

2

Твори, придумывай, импровизируй

2

Текст. Виды текстов

2

Басня. Чтение

1

Чтение по ролям

2

Загадки

3

Кукольный театр

3

Что ты слышишь? Игра «Чей голос?»

2

Веселые обезьянки. Тень

1

Запомни фотографию. Кто во что одет?

1

Заключительные занятия

3

Урок-концерт

2

Список литературы

  1. Сухов С.В. «Духовное воспитание ребенка на занятиях «Культура движения», 2000.
  2. Лобов П.А. «Колобок. Театрализованное представление», 2002.
  3. Цилинко А.П. «Музыкально-театральное воспитание учащихся начальных классов», 2007.
  4. Чудиновских И.А. «К вопросу о преподавании предмета «Театр в начальных классах», 2001.
  5. Шульга Е.В. «Школьный праздник сегодня», 2002.
  6. Крылова О.Ю. «Развитие речевого творчества уч-ся средствами искусства», 2007.
  7. Захава Б.Л. мастерство актера и режиссера. М., 1978.
  8. Генов Г. Теневой театр. М., 1988.

Программа курса «Чудеса аппликации»

(1-3 классы)

Пояснительная записка

Одним из самых доступных и удивительных материалов является бумага. Вырезание из бумаги – очень увлекательное занятие. Иногда красивая вырезка получается совершенно неожиданно, а иногда приходится поломать голову, чтобы вышло именно то, что нужно.

Потребуется время, чтобы научить  детей работе с ножницами. Практические занятия по вырезанию, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как  обладают большими учебными возможностями. Аппликационные работы  способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей  и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость.

 Составляя, конструируя из квадратов, прямоугольников, треугольников и кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами  творческой деятельности.

 Творческие способности развиваются от занятия к занятию, от одного года обучения к другому.

 В творческой группе разновозрастной состав, что  имеет много преимуществ. Учащиеся  4-х классов оказывают помощь младшим школьникам и являются для них примером для совершенствования своей работы. Отсутствие оценок, свобода выбора практической деятельности привлекает на занятия всех детей.

Основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.

При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи:

-развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;

-развивается познавательная активность учащихся;

-формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих.

 Учитель может поставить  те цели, которые считает нужными, применительно к условиям своего класса, кроме того, цели всех занятий-практикумов схожи:

-учить ребёнка самостоятельно анализировать предлагаемое изделие;

-закрепление правил и приёмов рациональной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материалов);

-закрепление и совершенствование приемов работы с клеем и ножницами, осознано выполнять правила безопасности труда;

-развитие глазомера, координации движений.

Ведущие методические принципы:

        1. Принцип деятельности подразумевает активное включение  ребенка в учебно-познавательную  деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.

        2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.

        3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта,  способности самостоятельного выбора решений.

        4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.

В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают  различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют  приобретённый  опыт в практической деятельности и повседневной жизни.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

I. Работа с бумагой и картоном – 30 часов.

    Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия.

    Аппликация. Аппликация плоская  и объёмная.

    Открытки.

 II.  Аппликация на стекле – 4 часа.

Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами.    Техника безопасности. Симметрия.

В практической  работе дети учатся правильно  держать ножницы, осторожно с ними обращаться, вырезать точно по прямой линии. Затем они упражняются в вырезании квадратов из полосок, а из квадратов треугольников. Упражнения можно  выполнять на любой простой  бумаге.

На втором этапе дети учатся вырезать фигуры для аппликаций с плавными переходами, закруглениями и овалами. Закрепляют эти навыки   при вырезании силуэтов  овощей, и несложных цветов с добавлением к ним листьев.

Техника выполнения таких работ очень проста.
  На стекло наносится контур рисунка черной тушью, затем элементы аппликации необходимо залепить разноцветным пластилином. Фоном служит обыкновенная цветная бумага. Законченная работа вставляется в рамку. Хранить вдалеке от источника тепла, избегать попадания прямых солнечных лучей.

Учебно-тематическое планирование

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Танграм.  Пазлы (разрезные картинки)

1час

2.

Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы.  

1 час

3.

Упражнение в вырезании. Панно из открыток (эффект 3 D)

2 часа

4.

 Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры.  Сказка про ноль.

1 час

5.

Плакат – поздравление « С днем учителя» (коллективная работа)

1 час

6.

Упражнение в вырезании.  Симметрия в природе.  «Золотая осень в парке» Коллективная работа.

1 час

7.

Аппликация « Мухомор»

1 час

8.

Работа по выкройке. Закладка

1 час

9.

Простое плетение. Пакетик  «Сердечко».

1 час

10.

Идеи дизайнера. Декоративная ваза

1 час

11.

Работа с салфетками. Веточки в инее

1 час

12.

Симметрия. Ритуальные  маски. Полумаски.

1 час

13.

Вырезание.  Правильные узоры.

1 час

14.

Упражнение в вырезании. Снежинки

1 час

15.

Идеи дизайнера. Великолепная  снежинка

2 часа

16.

Портрет моего друга. Коллаж  

1 час

17.

Проект. «Жильцы Дома Дружбы

3 часа

18.

Открытки – «валентинки»

1 час

19.

Поздравим папу.  Открытка    (самостоятельная работа)

1 час

20.

Контраст. Черное и белое.  Аппликация    «Ночь. Домик в лесу»

1 час

21.

Поздравительная открытка к 8 МАРТА (самостоятельная работа)

1 час

22.

Аппликация «Мой котенок»

1 час

23.

Объемная аппликация «Одуванчик»

1 час

24.

 Изготовление панно – сувенира «БАБОЧКА»

1 час

25.

Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек, оформление. Коллективная работа

1 час

26.

Витражи.

1 час

29.

Аппликация на стекле. Знакомство с техникой выполнения.

1 час

30.

Проект. Аппликация на стекле.

3 часа

Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, чувства симметрии. Даже пользуясь шаблонами, но, проявляя своё воображение и творчество, дети создают работы разные и неповторимые. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить школьный  интерьер, внесут в дом  своеобразие и красоту.

список Литературы

  1. Бугельский Ю. Сделайте для карнавала.
  2. Гернимус Т.М. Комплект учебников – тетрадей по труду для 1 – 4 классов  (« Справочник маленького мастера», «Бумажкино царство», «Учимся мастерить», «Серебряная паутинка» и три альбома инструкционных карточек «Я все умею делать сам»).
  3. Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани).
  4. Гусакова М.А. Аппликации.— М., 1982.
  5. Журнал «Начальная школа» № 2/1989, № 6/1994, № 8/2000, № 4/2005.
  6. Конышева Н.М.  «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров».
  7. Куревина О.А. Лутцева Е.А.. «Прекрасное рядом с тобой».
  8. Пономарьков С.И. декоративное и оформительское искусство в школе. —М., 1976.
  9. Романина В.И.Дидактический материал по трудовому обучению.
  10. Трумпа Э.А. Самоделки из бумаги  (складывание и сгибание) —М.Учпедгиз, 1995.
  11. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. – М., 1998.
  12. Щеблыкин И.К. Романина В.И. КагаковаИ.И.  Аппликационные работы в начальных классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Программа кружка "Эрудит" 2 класс.

Кружок рассчитан на 34 часа.Цели программы:  создание условий для формирования интеллектуальной активности...

Доклад " Внеурочная деятельность. Программа: " Путь к здоровью""

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  В настоящее время  в связи с переходом на но...

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь".       Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...

Программа внеурочной деятельности "Программа развития класса"

Аннотация к программе внеклассной деятельности по развитию класса«В мире добра»      Данная программа рассчитана на длительный период на 4 года и создана для учащихся начально...

Внеурочная деятельность. Программа по надпредметному курсу "Мир деятельности " 1 класс.

Программа  по надпредметному курсу «Мир деятельности»  для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Курс рекоме...

Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность.(программа "Школа России")

Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс

Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...