Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Кравченко Светлана Викторовна

Этикет поведения и общения. Программа и планирование по внеурочке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_povedeniya_i_obshcheniya_vneurochka.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Этикет поведения и общения

Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них  адекватного коммуникативного поведения.

Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.

Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо?  как принято?) и правила  и приёмы эффективного общения (как лучше?  как эффективнее?).

 

    Основные задачи:

  • сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся  в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений  оптимизации своей коммуникативной деятельности;
  • научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;
  • сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
  • вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
  • обучить учащихся основным правилам и  приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.

 

Пояснительная записка

 

Основная задача программы – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственны. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как.

Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений;  развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.);  расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.

Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.

 

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1

  Чем мы будем заниматься.

Знакомство с понятием «этикет».

 

2

  Твоё имя.  Будем общаться.

   Как люди общаются между собой.

 

3

   Обращение

Слова обращения к разным людям на разных уровнях.

 

4

   Приветствие.

  Учимся здороваться с разными людьми. Слова приветствия.

 

5

  Ответы на приветствие.

Как нужно отвечать на приветствие.

 

6

   Звонок по телефону.

   Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону.

 

7

   Звонок по телефону.

   Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.

 

8

   Добро пожаловать. Реакция на привлечение внимания (стук в дверь).

   Слова вежливого общения на привлечение внимания.

 

9

   Я знакомлю разных людей.

  Правила этикета при знакомстве со старшими, ровесниками, взрослыми.

 

10

  Я знакомлюсь сам.

  Что нужно говорить, когда представляешься сам.

 

11

   Приглашение и ответ на него.

   Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение.

 

12

  Письменное приглашение. Приглашение по телефону.

   Составление письменного приглашения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.

 

13

  Просьба, предложение. Скрытая просьба.

  Варианты вежливого выражения просьбы.

 

14

  Согласие в ответ на просьбу, приглашение.

   Слова и выражения согласия.

 

15

   Отказ в ответ на просьбу, предложение, приглашение.

  Слова и выражения вежливого отказа.

 

16

   Неопределённый ответ на просьбу, предложение, приглашение.

  Ролевые игры, «маленький классный театр».

 

17

  Поздравление и пожелание.

  Составление поздравлений с пожеланиями разным людям.

 

18

  Извинение и ответ на него.

  Учимся извиняться и отвечать на извинение. слова извинения.

 

19

  Комплимент и ответ на него.

  Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент.

 

20

  Жалоба и утешение.

  Когда и как можно пожаловаться. Слова утешения.

 

21

  Благодарность и ответ на неё.

  За что нужно благодарить. Слова благодарности.

 

22

  Как вести себя во время разговора.

  Правила вежливого поведения во время разговора.

 

23

  Мимика и жесты.

  Выражение чувств и настроения с помощью мимики и жестов.

 

24.

  Давайте договоримся.

Знакомство со считалками.

 

25

  Прощание, пожелание при прощании.

  Как надо прощаться. Слова прощания и пожеланий.

 

26

  Выражение собственной точки зрения. Согласие – несогласие – частичное согласие с мнением собеседника.

   Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.

 

27

  Что лучше и что хуже языка.

Слово веселит, огорчает, утешает.

 

28

Весёлая контрольная работа.

Определить, что в высказываниях неправильно.

 

29=33

Резерв

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....