Технологическая карта урока
методическая разработка по теме

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tku.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1 - заголовок

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ.

         Слайд №2.  «Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир» сказал великий  И. Гёте. Я желаю вам сегодня сделать маленькое открытие, которое, возможно,  даст вам пищу для размышления, поле деятельности для совершенствования профессионального мастерства.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.  Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного  подхода, который положен в основу нового ФГОС второго поколения.

 Слайд №3.  Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Для успешной реализации цели на современном этапе изменений, происходящих в сфере  образования, меняются функции участников образовательного процесса, связи между всеми субъектами, взаимодействующими в образовательном процессе.

          Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Поэтому, учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером, «дирижером», вдохновителем учащихся, осуществляющим скрытое управление процессом обучения,

 Функции ученика – активный деятель. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя  ученик становится главным деятелем на современном уроке.   

Слайд №4. Для того,  чтобы справиться с любой задачей, ученику необходимо  овладеть универсальными учебными действиями, т.к. именно овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, то есть умения учиться.

      Слайд №5.  Таким образом, понятие «научиться учиться» включает в себя:

·    интеллектуальную культуру;

·   культуру самоорганизации;

·    информационную культуру;

·   исследовательскую культуру.

         Слайд №6.  Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

          Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

  • Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
  • Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
  • Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

  Поэтому учитель, начинающий реализовывать ФГОС 2 поколения на любой ступени обучения должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

      Так возникла необходимость использования в педагогической деятельности нового  вида  методической продукции – технологической  карты или конструктора урока.          

          Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на  достижение результатов, заявленных в  стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить!», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

          По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание, от цели до результата, поставить и решить не только задачи достижения предметных результатов, но и личностных, и метапредметных.

                  Слайд №6 – что такое технологическая карта урока?

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции.

Учитель, проектируя учебное занятие, составляет Технологическую Карту или конструктор урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся  на уроке в целом и отдельных его этапах, технологическая карта урока рассматривается как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся, направленные на  достижение конечного  результата. При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести педагогический анализ и самоанализ.

Слайд №7. Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию  предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта урока позволяет  структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

  Слайд №8 -  параметры карты

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. При проведении самоанализа урока учитель имеет возможность оценить каждый этап урока, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности. 

Слайд № 9-10 – этапы  работы над технологической картой

  1. Определение места  урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение  результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм  работы на уроке:

 - индивидуальная;

 - фронтальная;

 - парная;

 - групповая.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

  • Слайд №11-14 - технологическая карта позволит:
  • администрации школы:
  • контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов,
  • осуществление необходимой методической помощи;
  • учителю:
  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на триместр, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; 
  • тщательное планирование каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
  • введение  самооценки  учащихся на каждом этапе урока. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Проанализировав достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, можно сделать вывод, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

При подготовке к педагогическому совету каждому  МО пришлось погрузиться в работу по конструированию технологической карты урока, примерить на себя, что я могу, что умею, что необходимо изучить, чтобы через короткий промежуток времени (а это 1 сентября 2013 года) быть готовыми к внедрению новых стандартов на ступени основного общего образования.

Слайд №  15 -  Свой  выбор  остановила  на такой  структуре технологической карты урока:

Технологическая карта изучения темы

Тема

Цели

ТДЦ (образовательный, развивающий, воспитательный аспект)

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  

-  Регулятивные УУД: 

- Коммуникативные УУД:

- Познавательные УУД: 

Планируемый результат

Предметные:

Знать

Уметь

Личностные:

Метапредметные:

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы:

- основные

- дополнительные


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, групповая

Этапы урока.

Цель  этапа:

(указать время)

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Учителя, работающие в 1,2 классах,  апробировали  новый вид методической продукции и могут сделать выводы:

 1. При  правильном  использовании    технологической  карты  в  вашей  работе произойдет   переориентация от планирования одного урока к проектированию темы (от целого к частному и опять к целому);

 2. Появится  возможность  реализации  личностных, предметных и  метапредметных  целей через  алгоритм  освоения  материала; побуждения учащегося к активной и самостоятельной деятельности;

 3.  Произойдет  расширение  выбора  предлагаемых  форм  работы, появится  возможность целостного и системного освоения учебного материала, в том числе за счет реализации  межпредметных  связей; проведения диагностики и контроля на каждом этапе освоения темы; спланированное системное взаимодействие субъектов ОУ.

4. Технологическая карта обеспечит прогноз и рефлексию путей освоения содержания  по всему курсу на любой ступени обучения.

Слайд №10 - Предложение: с целью повышения  профессионализма  и освоения новых форм работы, отвечающих современным задачам образования:

  1. учителям, работающим в школе 2 и 3 ступени изучить ФГОС 2 поколения;
  2. в коллективной деятельности наработать  опыт конструирования технологической карты урока по формированию универсальных учебных действий с учетом требований ФГОС 2 поколения.
  3. Изучить новые подходы к системе оценивания, эффективным формам контроля и оценивания уровня знаний  учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...