Главные вкладки

    Учебно-методический материал по теме:
    Развитие мышления у учащихся начальных классов через дидактическую игру

    Попкова Ольга Михайловна

    Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МАОУСОШ №8 города Челябинска Методическая разработка . Тема: «Развитие мышления у учащихся начальных классов через дидактическую игру» Выполнила : учитель начальных классов Попкова Ольга Михайловна

    Слайд 2

    Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

    Слайд 3

    Дидактические игры по математике

    Слайд 4

    Тема: «Прямой счет» «Лабиринт» Цель: Развитие логического мышления, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации. Описание: Из альбомных листов изготовляются карты-схемы, на которых в уголках изображены предметы или животные. Между ними расположены шарики с цифрами в свободном порядке. Задание: Создается ситуация: помочь Красной Шапочке пройти к дому бабушки. Ученики соединяют линией шарики с цифрами по порядку.

    Слайд 5

    Тема: «Состав числа» «Математическая тучка» Цель: Р азвитие внимания, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации. Описание: Из бумаги голубого цвета вырезается изображение тучки и к ней крепится карточка с числом. И также вырезаются капельки с числами. Задание: Изготовляются карточки по количеству групп и по одному примеру на участника группы. Решив пример, ученик передает ее соседу. Карточка проходит по кругу, т. е. Все члены команды решают примеры.

    Слайд 6

    Тема: «Сложение и вычитание с переходом через десяток» «Проверяем Незнайку» Цель: Развитие зрительного сосредоточения, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации. Описание: На карточках записаны примеры на сложение и вычитание, решенные с ошибками. Рядом прикрепляется изображение Незнайки. Задание: Детям предлагается ситуация: Незнайка, решая примеры, допустил ошибки, надо их проверить и помочь Незнайке исправить ошибки. Дети решают примеры и исправляют ошибки, предварительно объясняя решение примера.

    Слайд 7

    Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел» «Цветик – семицветик» Цель: Развитие внимания, устного счета, невербальное закрепление учебного материала. Описание: Из цветной бумаги делается большой и красочный цветок. На лепестках цветка написаны числа, а в середине математические знаки (+ или - ) и число. Задание: Дети выбирают лепесток, составляют пример и решают его.

    Слайд 8

    Тема: «Табличное умножение» «Мальчики – Девочки» Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти. Описание: На карточках записаны примеры на умножение. На обратной стороне карточек наклеены разноцветные круги соответственно количеству команд. Задание: Учитель показывает пример классу и перевертывает карточку обратной стороной. Если карточка синего цвета, то ответ хором называет первая команда, если красного – вторая команда и т. д. Выигрывает, та команда, которая допустила меньше ошибок.

    Слайд 9

    Тема: «Уравнение» «Незадачливый математик» Цель: Развитие внимания, мышления, непроизвольное закрепление учебного материала (решение уравнений). Описание: На карточках записаны примеры с пропущенными цифрами. Чуть в стороне прикрепляются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на них цифрами и фигурка медвежонка. Задание: Учитель предлагает следующую ситуацию: медвежонок решал примеры и ответы записывал на клиновых листочках. Подул ветер – и листочки разлетелись. Очень расстроился медвежонок: как же теперь ему быть? Надо помочь ему вернуть листики с ответами на свои места. Каждая команда получает по одной карточке, и ищут листики с правильными ответами и заполняют ими пропуски.

    Слайд 10

    Дидактические игры по русскому языку

    Слайд 11

    Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы» «Разноцветные буквы» Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации. Описание: Командам предлагаются для рассмотрения таблицы 5 х 5 клеток, где в клетках разными цветами изображены гласные и согласные буквы (использовано от 3 до 5 цветов). Задание: Найти гласные буквы. Сколько их? Сколько синих согласных? Сколько зеленых согласных? и т. д. Ответ дети показывают молча, подняв руки – числом пальцев. Команда первой правильно показавшая ответ, получает жетон и показывает найденные буквы, а остальные хором проговаривают звуки вместе с ним. Выигрывает та команда, которая наберет больше жетонов.

    Слайд 12

    Тема: «Парные звонкие и глухие согласные» « Хитрые буквы » Цель: Закрепление учебного материала через игровую мотивацию Описание: На карточках написаны два ряда по 10 слов, содержащих согласные, которые пишутся не так, как слышатся (хитрые буквы), и не содержащих таких согласны х. Задание: К ак можно скорее найти и обвести кружком все "хитрые буквы". Слова для 1- го столбика : ЗУБ, БОЧКА, САД, КОЛХОЗ, ДОЧКА, ДУБ, ЖАР, ИГРА, ПЕНЬ, ОТРЯД. Слова для 2- го столбика : МОРОЗ, ПОЧКА, ЗАВОД, ЭТАЖ, ТОЧКА, САПОГ, ШАР, ИКРА, ГОЛУБЬ, ТЕТРАДЬ.

    Слайд 13

    Тема: «Слог» «Найди пару» Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами. Описание: Класс делится на группы. Каждая группа получает карточки со слогами: НА – СОС – КА – МЫШ – ЖИ – ЛЫ – НА – ВЕС Задание: Найти пару каждому слогу и записать эти слова. (Вначале не надо говорить, что слоги взаимозаменяемы – дети должны открыть это сами.) Подбор слогов производится таким образом, что они могут группироваться по-разному, образуя разные слова в зависимости от порядка.

    Слайд 14

    Тема: «Части речи» «Кто больше придумает?» Цель: Развитие воображения, устной и письменной речи, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации. Описание: Класс делится на группы и каждая группа получает сюжетную картинку (можно использовать иллюстрации к сказкам). Задание: Написать как можно больше имен существительных. Выигрывает та команда, которая напишет больше всех имен существительных. Аналогичную игру можно провести и по другим темам, например «Глагол», «Имя прилагательное».

    Слайд 15

    Тема: «Вопросы «Кто?» и «Что?» "Кто быстрее?" Цель: Развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию. Описание: На карточках - два ряда слов, в каждом ряду - равное количество одушевленных и неодушевленных существительных. Задание: Ученики подчеркивают слова, отвечающие на вопрос «кто?» - синим маркером, на вопрос «что?» - зеленым маркером.

    Слайд 16

    Тема: «Падежные окончания» «Прочти предложение» Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления. Описание: Из альбомного листа изготовляются карты, на которых записаны предложения, но в место существительных помещены соответствующие рисунки. Задание: Читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.

    Слайд 17

    Компьютерные игры на уроках Освоив информационные технологии возникла идея создать игровую программу для уроков. Чем же хороши игры с компьютерной поддержкой? Тем, что здесь нужно создать эту программу только один раз, использовать ее хоть на каждом уроке. Причем на основе одного и того же материала можно придумать много различных игр. Все они очень яркие, красочные, используемые герои или предметы движутся или перемещаются в пространстве.

    Слайд 18

    Подходит для составления цепочек чисел по заданной закономерности. Гусеница-растеряша

    Слайд 19

    2 16 4 14 12 8 6 10 Гусеница-растеряша

    Слайд 20

    Рассади пассажиров Подходит для отработки состава числа. Форма работы - фронтально.

    Слайд 21

    Рассади пассажиров 14 6 8 15 9 6 5 7 7 9 7

    Слайд 22

    Горка Подходит для отработки состава числа.

    Слайд 23

    2 7 2 6 3 5 4 4 5 3 6 1 7 1 8 2 Горка

    Слайд 24

    Гараж Подходит для отработки состава числа. Форма проведения: фронтально или по командам.

    Слайд 25

    Гараж 12 11 8+4 7+5 3+8 9+2 6+6 4+7 3+8

    Слайд 26

    Собери букет Сложение и вычитание в пределах 100. Форма проведения: фронтально.

    Слайд 27

    Собери букет 17 – 7 = 10 12 + 4 = 16 28 – 7 = 21 44 + 4 = 48 19 – 5 = 14 35 + 6 = 41 15 + 3 = 18

    Слайд 28

    Пчёлка Арифметические действия в пределах 100. Форма проведения: фронтально.

    Слайд 29

    Пчёлка +15 - 7 10 :9 25 18 2

    Слайд 30

    Зайкина прогулка Арифметические действия примеров цепочкой

    Слайд 31

    Зайкина прогулка 10-2 8-5 5+2 8-3 7-3 3+6 9+1 4+4

    Слайд 32

    Показатель мотивации учащихся по отношению к урокам

    Слайд 33

    Вывод Использование дидактических игр положительно влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивным и интересным, тем самым повышает мотивацию учащихся, возникает познавательный интерес к урокам. Использование дидактических игр при обучении в начальной школе перспективно в дальнейшей работе.

    Слайд 34

    ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ Методичка. «Обучение, воспитание и развитие детей в начальной школе» составленная И. А. Петровой (Москва «Просвещение» 1990) http://www.detisite.ru/techniques/ - портал «Методические материалы», раздел «Тренинговые упражнения» для начальных классов. Методичка. «Использование дидактических игр на уроках русского языка и математики в начальных классах».



    Предварительный просмотр:

    Развитие мышления у учащихся начальных классов через дидактическую игру.

    План.

    1. Введение…………………………………………………………………… 3-4
    2. Немного об истории игры……………………………………………….. 4-6
    3. Педагогические возможности игры………………………….……….. 6-13

    3.1.Как воспитательные задачи можно решать с помощью игры?.. 6-7

    3.2.Процесс и цели игры………………………………………………… 7-9

    3.3.Функции игры………………………………………………………… 9-10

    3.4.Дидактические игры……………………………………………….. 10-11

    3.5.Структура проведения урока – игры……………………………. 11-13

    1. Условие эффективности игры……………………………………….. 13-14
    2. Деловые игры…………………………………………………….…….. 15-17
    3. Заключение………………………………………………………………17-18
    4. Игры, в которые играют……………………….………………………..18-21
    5. Литература …………………………………………………………………..22

    1.Введение. 

    Цель моей работы – рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию учения школьников.

    Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

    С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребёнка. Возникает новая социальная позиция личности – учащиеся, т. е. непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельности -  учебной, требующей большого напряжения сил. К малышу в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности; новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определённых нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения.

    Психологи считают, что в целом уровень психического и физического развития детей позволяет им успешно справляться с систематической учебной работой в условиях общеобразовательной школы. В то же время приходится учитывать, что дети отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, довольно быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания, ситуативностью поведения. Классная форма коллективной работы вызывает у многих детей психологические затруднения.

    Психологическое напряжение, возникающее у первоклассников, впервые переступивших порог школы, возникает как результат реакции на изменившуюся, непривычную обстановку.  Дети не знают, чем отличается учитель от воспитателя детского сада, а также от мамы и бабушки.  У ребёнка есть опасение и по отношению к сверстникам: сможет ли он учиться как все, будут ли с ним ребята дружить, не будут ли его обижать?

    Психологическая напряжённость усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни – режим ученика – предполагает повышенную работоспособность по сравнению со старшей группой детского сада. В школе необходимо внимательно слушать учителя, не баловаться на уроках, уметь подчиняться правилам и распорядку дня. Некоторые первоклассники болезненно реагируют на изменение условий жизни: нарушается сон, аппетит, ослабляется сопротивляемость к болезням. Всё это сказывается на ухудшении работоспособности, теряется интерес к школе, к учению.

    Физическое и психическое самочувствие первоклассников обычно стабилизируется через полтора – два месяца пребывания в школе. Но так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические школьные формы и методы работы.

    Объектом моих исследований является учебный процесс в игре. Предметом моих исследований являются игры в учебном процессе.

    Я хочу рассмотреть, как игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом.

    Методами исследования предмета являются в основном наблюдение за уроками – играми, сравнение их с обычными уроками, опрос детей на предмет предпочтения форм урока, заметки учителей по этому вопросу.

    2.Немного об истории игры.

    История возникновения игры как способа решения затруднений в деятельности, передачи информации о реальной деятельности для обучения, средства для состязания, развлечения и эстетического совершенствования человека в ряде работ:

    Д. Б. Эльконин в книге «Психология игры» предполагает, что возможны несколько вариантов возникновения и становления игровой деятельности. Одна из них: на заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время  ловли дичи. Если неудача на охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Или после удачной охоты охотники рассказывали, как всё происходило, и кто себя проявил. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это – признаки игры.

    В этих случаях происходит выделения из целостной реальной и жизненно важной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной в отличие от исполнительской, непосредственно связанной  с получением материального результата.

    Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективообразования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры.

    Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:

    • имитация реальной трудовой деятельности;
    • осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации;
    • разыгрывание ролей;
    • наличие магического смысла.

    С развитием общества, со сменной формацией (то первобытнообщинной – к рабовладельческой и феодальной) ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: игры – театрализованные представление и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры.

    Игра становится важнейшей частью досуга народа. В них проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Они – средство самовыражения народа в утехах и развлечениях.

    Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была – детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества.

    Немецкий психолог К. Гросс, первым предпринявший попытку систематического изучения игры, считал, что игра для ребёнка является изначальной школой поведения, школой жизни. Из игры ребёнок извлекает пользу.

    Игра, по мнению многих учёных, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

    3.Педагогические возможности игры.

    3.1 Как воспитательные задачи можно решать с помощью игры?

    Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное – учёба, должен быть педагогически продуманным.

    Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребёнка настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства.

    В школьном возрасте, игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде.

    Игра – наиболее освоенная детьми деятельность.  В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру – это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок.

    Вся детская деятельность синкретична, т. е. в известной степени слитна, неразделима.  И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для детей из их прежнего опыта.

    3.2 Цели и процесс игры.

    Так как игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается ВСЯ личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

    Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.

    А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился к взрослой жизни.

    Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

    Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

    Как  уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

    В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

    В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

    Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в целях развития стали использовать дефектологи: лечение заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д.

    Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

    Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.

    Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

    Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.

    3.3  Функции игры.

    Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:

    Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

    Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение. 

    Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

    Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

    Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

    Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

    Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

    3.4 Дидактические игры.

    Все игры, которые используются в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий.

    В одном случае основу дидактической игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счёта, или нахождения ошибок в словах, или вспоминают исторических героев и т. п. Они выполняют обычные учебные действия – считают, проверяют ошибки, вспоминают историю, - но выполняют эти действия в игре.

    В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так в игру – драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет свою роль, может быть внесён дидактический материал: некоторые знания по географии, биологии, математике, истории и другим предметам. Дети играют свои роли и упражняются в счёте, узнают расположение частей света и многое другое.

    Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» значительно меньше, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план выдвигается не усвоение материала, а воспитательные задачи, использование знаний в различных ситуациях. Такие игры используются чаще в начальной школе для отдыха детей от напряжённой интеллектуальной работы.

    В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с использованием игровых моментов. Так учитель может обратиться к детям от имени Незнайке и Буратино с просьбой вспомнить буквы, и какие звуки обозначают эти буквы и т. п.

    Естественно, чаще всего дидактические игры используются при учёте знаний. Класс делится на команды, которые выполняют те или иные задачи. Для их оценки можно создать жюри или судий. Командам могут быть даны интересные названия, которые нравятся детям.

    В средних классах игры на уроках используются реже, чем в младших, в связи с тем, что перед подростками в обучении стоят более сложные задачи, да и сами подростки обладают, безусловно, большей способностью к целенаправленному систематическому труду. К традиционным соревнованиям, конкурсам, олимпиадам добавились игры по типу популярных телепередач: «что? Где? Когда?», «поле чудес» и другие. В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изменилось лишь игровое оформление.

    В старших классов возможности использования дидактических игр ещё более суживается из-за увеличения объёма и сложности изучаемого материала. Вмести с тем, возможности самих учащихся разыгрывать достаточно быстро весьма сложный по содержанию материал значительно вырастают.

    В современных условиях на уроках кроме игр – соревнований и драматизации проводят игры – имитации, моделирующие определённые отношения реального мира. Например, урок – конгресс, где берётся определённая проблема, и по ней делаются доклады, ведутся дискуссии и в конце подводятся итоги.

    3.5  Структура проведения урока – игры.

    Уроки – игры характеризуются такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределённость исхода и более высокая, по сравнению с обычными уроками, обучающая, развивающая, и воспитательная результативность.

    Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

    1. Ориентация: учитель представляет тему, даёт характеристику игры, общий обзор её хода и правил.
    2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
    3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
    4. Обсуждение игры: даётся характеристика выполнения действий, их восприятие участниками, анализируется положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждается возможные совершенствования игры, в том числе изменения её правил.

    Конечно, использование игры в обучении связано с рядом проблем, и прежде всего с меньшей обучающей эффективностью игры по сравнению с обычной учебной работой, основу которой составляет учение как вид специальной деятельности учащихся, направленной на усвоение знаний, формирование умений и навыков. К тому же далеко не все учителя в достаточной мере знакомы с учебными играми, немаловажной является и проблема обеспечения дисциплины, должного порядка в ходе игры по причине повышенной оживлённости, эмоциональности учащихся. Однако глубокая продуманность учебной цели, обоснованный отбор содержания учебного материала и обеспечение высокого уровня включенности всех учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только сильные в учении, позволяют преодолеть эти и другие проблемы.

    В последние десятилетие медленно, но достаточно настойчиво в школьную практику начали внедряться компьютерные игры. Эпизодичность использования компьютера на большинстве уроков в настоящее время вообще создаёт обстановку игры даже в том случае, если учащиеся работают по обучающим программам. Однако существуют и специальные игровые программы по различным учебным предметам: биология, химия и другие.

    Особая ценность игры для современного образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе.

    4. Условие эффективности игры.

    Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намеренья не обеспечивают полезности применения средств: нужны ещё знания и умение использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно также использование игры в воспитании требует соблюдение некоторых правил:

    1. Игры должна быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.
    2. игра должна способствовать здоровью тела не менее чем оживлению духа.
    3. игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.
    4. Игры должны служить преддверием для вещей серьёзных.
    5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
    6. Игры должны проходить под наблюдением учителя.
    7. При строгом соблюдение этих условий игра становится серьёзным делом, т. е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

    Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые учитель обязательно должен учитывать при организации игр на уроках:

    • Свободное и добровольное включения детей в игру: не навязывания игры, а вовлечения детей в неё.
    • Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли.
    • Смысл игровой действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
    • В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
    • В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших.
    • Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников.
    • Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы.
    • В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием жизненной практической деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр её содержания, правил и другое.
    • Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имён, правил, формул).
    • Не следует вовлекать детей в слишком азартные игры, в игры на деньги и вещи, в игры содержащие в своих правилах действия нарушающие общепринятые нормы морали.

    Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для каждой игры разрабатываются свои правила.

    5. Деловые игры.

    Деловая игра – это модель реального процесса, проводимая в движение решениями, принимаемыми её участниками. Деловую игру можно рассматривать также как моделирование реальной деятельности специалиста в искусственно воссозданных условиях. Деловая игра требует от участников соответствующих знаний и навыков.

    Деловая игра как метод обучения позволяет как бы «прожить» определённую ситуацию, изучить её в непосредственном действии. Выделяют восемь основных качеств которые формируются при деловой игре.

    1. умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать на равных.
    2. умение проявлять качества лидера.
    3. умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать.
    4. умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать её.
    5. умение принимать решения в неопределённых ситуациях.
    6. умение распоряжаться своим временем, распределять работу среди других, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения.
    7. умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности.
    8. умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.

    Деловые игры условно делятся на три категории: производственные, исследовательские, обучающие. Принято выделять два типа игр: жесткие и свободные.  Жёсткие – когда строго зафиксирована последовательность действий в зафиксированное время.

    Деловые игры не могут являться основой обучения, они могут дополнять теоретический материал, являясь как бы заключительным этапом усвоения.

    Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалом игры.

    Отмечают функции деловой игры: информационно-познавательская, организационно-управленчиская, эмоционально-воспитательная, профессионально-адаптационная.

    В деловой игре существуют следующие этапы:

    - информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением, систематизацией готовой суммы профессиональных знаний, умений и навыков;

    - проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий;

    - поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе её глубокого теоретического осмысления;

    - оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.

    Такой целостный, многоступенчатый процесс создаёт основу для увеличения самостоятельности в решении новых задач, для формирования творческой активности участников - обучаемых. При этом роль педагога – руководителя деловой игры приобретает качественно новую окраску, предъявляя повышенные требования к уровню его психолого-едагогической компетентности.

    В деловых играх решается сразу несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приёмов воздействует на такое интегральное качество личности, как её готовность к конкретной практической деятельности.

    В игре предусмотрен ряд сложных по сложности задач для того, чтобы каждый участник отыскал для себя посильную и успешно с ней справился. Радость успеха является обязательным компонентом игровой деятельности. Деловая игра – это открытая система, в ней нет тупиковых ситуаций. От игры – развлечения деловая игра отличается тем, что у неё есть «последействия» - то, что является социально-психологическим следствием участие в такой игре. Проиграв в лотерею, мы говорим – «не повезло» - и тотчас забываем об этом. Допустив просчёты в деловой игре, надолго задумываемся: «что-то я не знаю, не умею, не понимаю». Сверх задача игры – это как раз достижение эффекта саморазвития, самообразования, саморегуляции. Именно в этом, а не в самом только процессе надо видеть главное её преимущество.

    Подведение итогов игры может быть различным по форме, но обязательно включает анализ игры и оценку деятельности её участников.

    6. Заключение.

    В игре ребёнок полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям – к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни.

    С помощью игры учителям легче войти в контакт с учениками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.

    С. А. Шмаков, автор одной из наиболее значимых монографий по проблемам игры: «Игры учащихся – феномен культуры», в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия – всё это участвует в игровом самовыражении растущего человека. В игре выявляется потребность ребёнка в саморазвитии. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, социальной взрослости, а с другой – источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни.

    Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им парой слишком обычным, скучным, надоевшим.

    Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных детей, и ещё для многого другого. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.

    7. Игры, в которые играют.

    Эта часть – прикладная. В ней я приведу различные игры, которые используются в педагогическом процессе. Они служат для разных целей: коммутативная, интеллектуальная игры и другие требующие внимания и смекалку учащихся.

    Коммутативная игра.

    «Интервью». У каждого участника по очереди все желающие берут интервью. Вопросы могут быть самыми разнообразными, но конечно конкретные. Каждому задаётся 5-7 вопросов. Отвечать можно с любой степенью откровенности.

    «Разведка». Игра происходит в форме диалога между участниками. В диалоге могут принимать участия сколько угодно пар одновременно. Каждый из участников получает записку – задание, в соответствии с которым каждый должен что-нибудь выяснить у напарника (например, где он был летом). Диалог следует вести так, чтобы напарник не узнал содержание задания. При этом за 5 минут, которые длиться диалог, надо постараться «разведать» что за задание у собеседника. По окончании диалога ведущий задаёт каждой стороне вопрос: «Что стремился выяснить ваш партнёр?». Тот, чьё задание разгадано, считается проигравшим.

    Этот тип игр позволяет детям научиться общаться и точно высказывать свои мысли.

    Игры – знакомства.

    «Снежный ком». Все сидят в круге и называют свои имена, используя принцип «снежного кома» (каждый повторяет по порядку все имена до него, а затем называет своё имя).

    «Комплимент». Участники сидят в кругу. Каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, подумать о том, какая черта характера, привычка этого человека ему нравится, и сделать комплимент. Тот, кому сделан комплимент, благодарит партнёра.

    Интеллектуальные игры.

    «Задача в стихах». Задачи в стихотворной форме всегда нравятся ребятам больше обычных задач. Они эмоциональны, легче запоминаются. Учитель, например, предлагает первоклассникам решить задачу:

    Прилетели галки,

    Сели на палки.

    Если на каждой палке

    Сядет по одной галке,

    То для одной галки

    Не хватит палки.

    Если же на каждой палке

    Сядет по две галки,

    То одна из палок

    Будет без галок.

    Сколько было галок?

    Сколько было палок?

    (4 галки и 3 палки.)

    Подобные математические стихи развивают смекалку, для этих игр нужны определённые знания.

    «Колючая задача».

    Лев старше дикобраза

    В два с половиной раза,

    А год назад в три раза старше был.

    (Запомните всё это для полного ответа.

    Но я ещё не всё вам сообщил.)

    По сведеньям удода,

    Тому назад три года

    В семь раз лев старше был, чем дикобраз,

    Учтите всё и взвесьте.

    А сколько лет им вместе,

    Позвольте мне теперь спросить у вас.

    (льву – 10 лет, дикобразу – 4 года, вместе им – 14 лет.)

    «Полёт туда и обратно». Задача на смекалку.

    Из точки А в восточном направлении до точки В самолёт долетает за 80 минут, а из точки В в западном направлении до точки А – за 1 час 20 минут. Почему?

    Пояснение. Отвечая на этот вопрос, часто пытаются объяснить разницу в скорости полёта различными причинами, не обращая внимания на то, что 80 минут и 1 час 20 минут это одно и то же.

    «Арифметическая физкультминутка».

    Играющие усаживаются в ряд и рассчитываются на 1 – 10 –й. Каждый должен запомнить своё число. Руководитель называет то или иное число. Вызванный должен встать. Затем руководитель называет двухзначные числа, например, 17 (встают те, у кого числа 1 и 7). Когда играющие это усвоят, руководитель предлагает встать не тем, кого он назвал, а их соседям слева и справа. После этого можно предложить участникам несложные примеры на сложение, умножение и т. п. далее можно предлагать и более сложные примеры. Нужно так подобрать примеры, чтобы в ответах не было повторяющихся цифр (55,88 и т. д.) и чтобы каждый мог активно участвовать.

    Такие арифметические физкультминутки можно время от времени проводить, усложняя задания по мере приобретения детьми новых знаний. Они закрепляют пройденный материал и дают детям возможность отдохнуть с пользой, с интересом.

    Существует множество игр для уроков. Каждая игра имеет свои цели и задачи. Одни направлены на отдых детей, другие на закрепления приобретённых знаний, третье – на проверку смекалки и воле к победе. Некоторые игры помогают детям раскрепоститься, почувствовать свою значимость в коллективе.

    8. Литература.

    1. Минскин Е. М. «От игры к знаниям»: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982г.
    2. Николенко Л. А. «Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации». - Псков, 1997г.
    3. Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии». М.: 1996г.
    4. Сиденко А. «Игровой подход в обучении»// Народное образование, № 8, 2000г., с. 134 – 137.
    5. Шаталов В. Ф. «Эксперимент продолжается». -  М.: Педагогика, 1989г.
    6. Эльконин Д. Б. «Психология игры». – М.: Педагогика, 1978г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Процесс развития познавательных способностей учащихся начальных классов средствами дидактических игр на уроках математики.

    Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения  метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, ещё 3 года назад серьезной широкомасштабной систематическ...

    Формирование основ критического мышления у учащихся начальных классов.

    Эта статья была написана для выступления на городском семинаре.  Актуальность применения ТРКМ, и краткое освещение некоторых приемов и методов, которые можно использовать в начальной школе. Также...

    Развитие творческого мышления у учащихся начальных классов в работе с нетрадиционными материалами на уроке технологии.

    Технология, как учебный предмет требует организации интеллектуальной деятельности, надо понять, чем будешь заниматься до начала практической работы, чтобы технологическая цепочка была осознанной, дава...

    Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

    Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

    Развитие словесно – логического мышления у учащихся начальных классов

    Для успешного обучения школьники должны владеть логическими действиями: устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений, выбирать наиболее эффективные спос...

    Роль конструирования в формировании технического мышления у учащихся начальных классов

    В статье даются опеределения технического мышления, а также рассматриваются основы для его формирования у учащихся начальной школы....