Особенности оценивания учебных достижений младших школьников
статья (1 класс) по теме

Буторова Наталья Владимировна

Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на достижение планируемых результатов образования, при этом особое значение имеет оценка.

     Система оценки – это сложный и многофункциональный механизм, который включает и учителей, и учащихся, и  их родителей в особую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         Буторова Наталья  Владимировна,

учитель начальных классов

                                                                           МОУ «Ленинская средняя      

                                                                      общеобразовательная школа»

Таврического муниципального района

Омской области

Особенности оценивания учебных достижений младших школьников

     Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на достижение планируемых результатов образования, при этом особое значение имеет оценка.

     Система оценки – это сложный и многофункциональный механизм, который включает и учителей, и учащихся, и  их родителей в особую деятельность

    С 1 класса ребята включены в творческий процесс, в коллективную работу. Каждый урок-это  живой диалог, обсуждение. Учащиеся приучаются вырабатывать совместно с учителем критерии оценки той или иной работы. Все это  формирует положительную мотивацию учения. В своей работе стараюсь использовать  критериальное  оценивание для того, чтобы:

-стимулировать  ответственность учащихся за свои результаты;

-помогать учиться на своих ошибках;

-помогать понять, что не получается и в какой степени;

-помогать осознать, что важно и необходимо освоить;

-определять наличие тех или иных умений;

-фиксировать неудачи, но не наказывать за них;

-оценивать продвижение учащихся относительно самих себя;

-мотивировать учащихся на достижение успеха;

    С самооценки, со способности понять, что «я это  уже умею и знаю», «я этому не совсем научился», «я этого совсем не знаю», и начинается  учебная самостоятельность  младшего школьника. Поэтому одна из главных задач, стоящая перед нами, учителями, работающими в 1 классе,- это формирование у детей умение оценивать  результат своей деятельности.

     Особенность самооценки состоит в том, что она должна предшествовать учительской оценке.  Несовпадение этих двух мнений становится предметом обсуждения. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны стать предметом договора между учителем и учениками.

При самооценке ученик по заданным критериям сам даёт содержательную и развёрнутую характеристику своих результатов, анализирует их достоинства и недостатки, а также ищет пути их устранения.

  «Волшебные линеечки» Г.А. Цукерман широко используются в практике педагогов и являются безобидной и содержательной формой отметки. На своих уроках я использую - "волшебные линеечки",   на которых дети отмечают  свои результаты, в соответствии с совместно выработанными критериями оценивания:

  • очень высокий уровень (пометка  вверху линеечки)
  • высокий уровень
  • средний уровень                                                              
  • низкий уровень (пометка внизу линеечки)

Например, на этапе каллиграфическая минутка, высота букв( первая линеечка) и ширина букв (вторая линеечка). Дети прописывают, ставят пометки на линеечках и 2-3 ученика анализируют вслух свою работу, на данном этапе  я корректирую ответы детей (если это нужно).

Такая оценка позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи; удерживает учебную функцию отметки; помогает избежать сравнения детей между собой, поскольку у каждого из них оценочная шкала – линеечка только в собственной тетради

          Кроме этого  выполнение самооценки на различных этапах урока,   оцениваются следующими видами оценочных суждений (на дорожке успеха):

                    Знаю                                            Понимаю и     Могу научить

  Не знаю                                Понимаю      могу применить        другого

  Так же на своих уроках я использую «Алгоритм самооценки»

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

  1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)          
  2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 
  3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
  4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.) 

Формировать самооценку младшего школьника мне помогает дневник «Личный еженедельник первоклассника», предназначенный для учащихся ОС «Школа 2100». Он сочетает в себе элементы традиционного дневника школьника и «взрослого» еженедельника, а также дает возможность развить у первоклассников организационные умения и умения самоконтроля и самооценки, а учителям и родителям позволяет принять участие в этом процессе.

Наиболее оптимальной формой организации, при которой учитель, ученик и его родители могут следить за продвижением обучающегося в усвоении программ, я считаю, является мониторинг результатов обучения с использованием карты индивидуального развития ученика  

На 3 - 4 неделе обучения (сентябрь) проводится стартовая диагностика обучающихся первых классов, промежуточная диагностика (по четвертям) и итоговая комплексная работа (в конце учебного года) Как отслеживать результативность?  Задания оцениваются количеством баллов, суммируются, вносятся в таблицу. А для наглядности составляю диаграммы.

Карта индивидуального развития

Учени_______________1 «А» класса МОУ «Ленинская СОШ»

Формируемые навыки и умения

Даты

Старт

I ч

II ч

III

   ч

IV

ч

Итог

I.Обучение грамоте

1.Звук и буква …

2

3

  4

4

5

18

II. Навыки чтения

1. Темп чтения …

IV.Математические  навыки …

V.Понимание смысла учебной деятельности:

1. Формулирует цель с помощью учителя

Текущие  знания  я  отслеживаю при помощи « Таблицы требований». Основной материал распределяю на коротенькие темы  и если ученик  усвоил, то ставлю знак «+».

Проведенные мониторинговые исследования позволяют педагогу выявить уровень сформированности предметных умений, УУД и вести соответствующую коррекционную работу. Коррекционная работа может осуществляться как на уроке, так и на  внеурочных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология оценивания учебных достижений младших школьников

Данная статья повествует об использовании различных видов самооценки учащихся в условиях безотметочного обучения. Статья сопровождается презентацией, где представлены фрагменты уроков по данной пробле...

«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад

Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...

Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС

  Выступление Глотовой Светланы Николаевны  на районном методическом объединении учителей  начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...

Выступление Твороговой И.М. на районном методическом объединении c докладом "Оценивание учебных достижений младших школьников"

Тема:Оценивание учебных достижений младших школьников.Безоценочное обучение в первом классе.УМК "Школа России"...

Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...