Рекомендации по составлению учебного плана
материал на тему

Цыгульская  Людмила Константиновна

       Статья 15 Закона РФ «Об образовании»  определяет учебный план «как разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и годам обучения».

        Учебный план общеобразовательного учреждения имеет определенную структуру....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по составлению учебного плана.

       Статья 15 Закона РФ «Об образовании»  определяет учебный план «как разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и годам обучения».

        Учебный план общеобразовательного учреждения имеет определенную структуру, которая представляет:

  1. Режим работы ОУ (указать количество классов в целом и по ступеням обучения, количество классов с углубленным изучением отдельных предметов, количество групп продленного дня, режим работы и сменность, продолжительность уроков).
  2. Пояснительную записку (нормативные документы, на основании которых составлялся  учебный план, целевая направленность, стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образования, профиль ОУ, если школа общеобразовательная, но имеются специфические классы - КРО, компенсирующего обучения, профильные, углубленного изучения того или иного предмета, общая характеристика инвариантного компонента- ФК и РК, использование вариативной части в соответствии с профилем школы (класса). Главный вопрос, на который необходимо обратить внимание при составлении плана и пояснительной записки – соотношение содержания инвариантной (ФК и РК) и вариативной (ШК) частей. Это соотношение определяют: социальный заказ и общие цели образования в данной школе, роль отдельных предметов в реализации поставленных целей; своеобразие частных целей, задач и содержания отдельных предметов и групп предметов (образовательных областей) на каждой из ступеней образования; межпредметные связи (их целевое назначение, конкретные пути реализации, в т.ч., в рамках интегрированных курсов); дополнительные образовательные программы и услуги, реализуемые за счет бюджетного финансирования (т.е. предоставляемые обучающимся бесплатно) за пределами БУП. Использование предметных курсов, спецкурсов, элективных курсов как составной части школьной образовательной программы. Важно не только указать какие дисциплины, предметы, виды учебной деятельности вводятся за счет школьного компонента, но и обосновать целесообразность их  введения. Программы дополнительного образования (кружки, секции и т.д.), реализуемые за счет бюджетного финансирования (т.е. предоставляемые обучающимся бесплатно) за пределами учебного плана.
  3. Сетку часов с разбивкой по ступеням обучения (учитывать следующее: недельная учебная нагрузка не должна превышать предельно допустимую (требования СанПиН), в начальной и основной школе по каждому классу указывается ФК, РК и ШК.; в профильных классах (10-11) указываются предметы, которые изучаются на профильном или углубленном уровне (каждый ребенок изучает не менее 2-х предметов, но не более 3-х); название элективных курсов указывается полностью.
  4. Программно-методическое обеспечение учебного плана. Программное обеспечение- перечень тех конкретных  учебных программ по каждому из предметов учебного плана, которые приняты к использованию в данном ОУ. Методическое обеспечение – средства, которые используются для обучения каждому из предметов учебного плана. Учебно-методический комплекс-совокупность всего методического обеспечения по предмету обучения (программа, учебники, учебные пособия, атласы, тетради с печатной основой и т.д.)

                 

Сведения об используемом учебно-методическом обеспечении по каждому предмету оформляются в идее таблицы, которая прикладывается к учебному плану

Образовательная

область

Предметы

Часы

Программа

Учебники

Обеспеченность обучающихся

%

Вид

Автор

Автор

Название

**

** Виды программ:

  • Примерная программа для основной школы.
  • Примерная программа старшей школы (базовый уровень).
  • Примерная программа старшей школы (профильный уровень).
  • Авторская программа, рекомендованная МОиН РФ (базового, профильного, углубленного уровня)
  • Авторская программа, утвержденная ЗабКИПКРО, ГНМЦ.
  • Модифицированная (адаптированная) программа, составленная учителем на основе программы, рекомендованной МОиН РФ,ЗабКИПКРО, ГНМЦ (изменения составляют не более 20%).

Индивидуальный учебный план в условиях старшей профильной школы (алгоритм формирования).

               ИУП – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана ОУ, составленного на основе федерального БУП.

  1. Анкетирование учащихся 9-х классов, их родителей с целью определения  профиля предпочитаемого ими и предметов, которые хотят изучать на расширенном или углубленном уровне.
  2. Выбор орг.модели обучения, определение основных профилей, предметов, которые будут изучаться на базовом и профильном уровне.
  3. Разработка рабочего варианта учебного плана, выявление запросов каждого учащегося по содержанию образования в 10-11 классах. На этом этапе администрация разрабатывает и предлагает учащимся 9 классов вариант учебного плана (предметы обязательного базового компонента и предметы, предлагаемые на выбор по уровню изучения -профильный или базовый), перечень элективных курсов и памятка для учащегося. Старшеклассники должны выбрать не менее 2 предметов, изучаемых на профильном или углубленном уровне в выбранном ими профиле. И по желанию предметы дополнительного профиля. При составлении учебного плана учащиеся консультируются с заместителем директора, классным руководителем.
  4. Составление ИУП, которые в обязательном порядке согласовываются с родителями.
  5. Обработка и анализ данных ИУП обучающихся и определение возможностей по их обеспечению. Администрация ОУ составляет сводную таблицу, которая суммирует индивидуальные учебные планы старшеклассников, определение количества межклассных групп и их состав. Вносятся коррективы в ИУП учеников. Например, из 100 учащихся только 3 человека выбрали изучение географии на профильном уровне, создать группу невозможно, ученикам предлагается скорректировать свой учебный план.
  6. Составление учебного плана школы, его экспертиза, согласование и утверждение.

При изучении деятельности  ОУ по  вопросам организации ВШК предоставляются следующие документы:

  1. Положение о ВШК (школьное).
  2. План работы школы ( с анализом работы за прошедший учебный год), в составе которого должен быть план контроля.
  3. Критерии оценки деятельности педагогов.
  4. Должностные инструкции руководителей.
  5. Протоколы  административных совещаний (при директоре, завуче, МО).
  6. Приказы по организации контроля, его итогам..
  7. Справки по итогам контроля.
  8. Результаты мониторингов, контрольных работ и т.д.
  9. Классные журналы (выборочно) по специальному запросу.

При изучении состояния предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  1. Положение о предпрофильной подготовке.
  2. Положение о профильном обучении.
  3. Положение о приеме в 10-й профильный класс.
  4. Положение о «портфолио» учащегося.
  5. Программа (модель) введения профильного обучения в ОУ,
  6. Учебный план.
  7. Расписание  учебных занятий.
  8. Расписание элективных и факультативных курсов.
  9. Классные журналы 9-11 классов.
  10. Программы элективных курсов.
  11. Материалы диагностических процедур.
  12. Протоколы родительских собраний.
  13. Планы воспитательной работы классных руководителей 9-11 классов.

При изучении  организации индивидуального обучения:

  1. Справки ПМПК, ВКК, МСЭК.
  2. Приказы.
  3. Рабочие  программы,  по которым обучаются дети.
  4. Журналы индивидуального обучения и журналы классов,   в списке которых  внесены дети.
  5. План ВШК, итоговые документы по контролю этого направления работы школы.

      При смене программы обучения ( с общеобразовательной программы на коррекционную) требуется справка центра «Дар». При оформлении на индивидуальное обучение без изменения программы (травмы, обострение соматических заболеваний и т.д.) справка центра «Дар» не требуется. Необходима справка ВК  за тремя подписями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по составлению Рабочих программ учебных курсов

Как правильно разработать и оформить Рабочую программу?...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы.

Презентация:  Методические рекомендации по составлению рабочей программы "Перспективная рабочая шола"...

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учителей начальной школы по предметам учебного плана и внеучебной деятельности

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федера...

Рекомендации по составлению плана психолого-педагогической поддержки учащегося по результатам мониторинга образовательных достижений

Во многих   регионах Российской Федерации   специалистами Центра оценки качества образования ИСМО РАО осуществлялось внедрение инструментария и процедур оценки качества образования...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, незави...

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комисси

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) п...

Методические рекомендации по составлению «Индивидуального плана работы классного руководителя»

В МБОУ «Покровская ООШ» разработана и утверждена Рабочая программа воспитания. Практическая реализация целей и задач программы воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной...