Паспорт проекта "Этот загадочный Пушкин"
проект (4 класс) на тему

Грабовская Елена Владимировна

Паспорт проекта "Использование сказок Пушкина для создания задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx149.36 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта

Использование содержания сказок А.С.Пушкина для составления математических задач.

Автор проекта

Грабовская Е.В., учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната №576 Василеостровского р-на, Санкт-Петербурга

Учебные предметы, в рамках которых проводилась работа

Литературное чтение, математика

Цель проекта

Способствовать воспитанию любви к родному языку, развивать интерес к  авторскому и народному творчеству, научить составлять текстовые задачи, привить желание к решению задач.

Задачи проекта

  • Развивать умения обобщать и сравнивать собранный материал.
  • Развивать речь через использование выразительных средств языка.
  • Развивать интерес к историческому и языковому прошлому России, авторской сказке.
  • Развивать умение составлять и решать текстовые задачи.
  • Развивать личный интерес и углублять знания в литературе.

Участники проекта

Ученики  4 класса

Этапы проекта

Подготовительный этап: определение темы, разработка плана реализации проекта, выделение предполагаемых направлений работ.

     Основной этап: сбор информации  поэтапно по каждой сказке, знакомство с творчеством А.С.Пушкина, работа с текстом сказок, систематизация и анализ полученных данных, обсуждение способов оформления конечных результатов, оформление  сборника.

     Заключительный этап: презентация проекта, представление результатов в виде сборника задач «Этот загадочный Пушкин», открытый урок-презентация «Решение задач по сказкам А.С.Пушкина»

Подготовительный этап

13 января 2011г.-16 января 2011г.

Основной

16 января 2011г.- 1 апреля 2011г.

Заключительный

1 апреля 2011- 20 апреля 2011г

Проблема экспериментальной работы учителя

   Реализацию ФГОС воплотить в жизнь  может помочь проектная деятельность, как детей, так и педагогов.

  Для чего нужна  проектная деятельность в начальной школе: 

  •    Во-первых, она помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
  •    Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
  •    В-третьих,  проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

   Как заинтересовать ребёнка в математике? Как показать, что математика – это прекрасно?  Как не напугать, а увлечь?

    Эти и многие другие вопросы  часто ставят перед собой  как родители, так и педагоги. Издается огромное количество пособий в помощь родителям, учителям, чтобы заинтересовать ребенка и вызвать в нем желание решать математические задачи.    Что нового и занимательного в этой работе, спросите Вы?

   Результат проектной работы нашел свое воплощение в презентации для работы в классе « Задачи по сказкам А.С.Пушкина» и в сборнике задач « Этот загадочный Пушкин»

   Главное отличие сборника и презентации в том, что задачи составлены по сюжету любимых  и знакомых с самого детства каждому ребенку сказок А.С.Пушкина,   и задачи составляли сами дети,  ученики  4 класса.

   В сборнике 300 оригинальных авторских  задач по математике, по 60 задач к каждой из пяти сказок А.С.Пушкина, различных по содержанию и степени трудности, для учеников  3-4 классов. Сборник выдержан в строгом стиле, в отличие от презентации, в которую вошли не все задачи, но в ней включены иллюстрации, сделанные самими ребятами.  Задачи со сказочными, игровыми и познавательными, бытовыми сюжетами, помогут младшим  школьникам овладеть арифметическими действиями, найти логические решения предлагаемых задач и в то же время будут способствовать развитию нестандартного, творческого, новаторского мышления, воспитанию самостоятельности, уверенности, ответственности.

    Успешность изучения школьного курса математики во многом зависит от средств и методов обучения.

    Использование обучения на основе задач оправдано по следующим причинам:

-задача является одним из способов задания цели обучения математике и дидактическим средством ее достижения;

-решение учащимися комплекса задач, направлено на развитие у них способности к интеграции.

     Путем регулярных упражнений учащиеся усвоят навыки устных и письменных вычислений и научатся решать задачи, которые входят в программу начальной школы.       Пособие содержит материал, направленный на формирование математических знаний, умений и навыков. Сборник задач  можно использовать учителям, работающим по разным программам, в качестве дополнительного материала на уроках  математики, а так же  для самостоятельно работы дома или в  математических кружках.
     Пособие можно использовать для индивидуальной работы,  работы как в паре, и в малой группе.

     Представленные в сборнике задачи позволяют сформировать следующие умения и навыки:

-составление и анализ задач различных математических моделей;

-прикидки, оценки порядков величин;

-действия с различными величинами.

    Все это способствует более глубокому усвоению теоретических положений, развитию логического мышления и математических способностей, формированию умения применять математические знания на практике.

   Многие задания содержат идеи, которые можно использовать при составлении других подобных задач, а некоторые задания допускают изменения числовых данных. Поэтому я считаю, что данный сборник может послужить учителю основой для дальнейшей творческой работы.

    Предлагаемый сборник и презентация  подтверждают, что наука может быть не только полезной, но и интересной.

Ожидаемые результаты

- повышение мотивации учащихся к учению;

- повышение потребности чтения новых книг;

- повышение познавательного мышления учеников;

- повышение интенсивности и продуктивности

уроков;

-закрепление навыка составления и решения задач;

Отчет о реализации проекта

           

1 этап – подготовительный (13 января-16 января 2011г.)

Задачи этапа

Результаты реализации этапа проекта

Изучение научно-педагогической литературы по проектной деятельности.

Прежде чем принять решение участия в проекте, я, в рамках курсов повышения квалификации учителей,  получила опыт создания компьютерных презентаций в программе  MS Power Point. Мною были посещены открытые уроки коллег в ходе семинаров по распространению опыта работы по проектной деятельности.

     Была изучена следующая научно-педагогическая литература:

  1. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
  2. Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - .Брянск, 2010.
  3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2011.
  4. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2009г.
  5. Список литературы по исследовательской деятельности учащихся
  1. Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2009 С.5-29
  2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12
  3. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2010.

В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются многие общеучебные умения и навыки, на данном этапе происходит формирование рефлексивных умений:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Определение темы, разработка плана реализации проекта

1.Предложение ученикам вступить в новый для них вид деятельности - проект. Теоретически познакомить ребят с проектной деятельностью.

2.Выбор темы с различными доминирующими методами (творческий, практико - ориентированный, социальный)

3.Предложение учителем направления работы - составление задач по сюжетам сказок А.С.Пушкина.

4.Разработка плана реализации проекта и выделение предполагаемых направлений работ:

-знакомство с творчеством А.С.Пушкина;

-знакомство с историей создания сказок;

-прочтение 5 сказок из школьной программы;

-работа с текстом каждой сказки коллективно и индивидуально;

-работа по составлению задач;

-сбор материала;

-обсуждение и решение оформления предполагаемого продукта проектной деятельности - презентация и сборник задач;

-работа по реализации продукта проектной деятельности;

-подготовка презентации;

-подготовка сборника в печать.

2 этап – основной (16 января-1 апреля 2011г.)

   На втором этапе происходит формирование таких общеучебных умений, как:

1.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

 

2.Навыки оценочной самостоятельности.

 

3.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

 

4.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

Сбор информации  поэтапно по каждой сказке, знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

1.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина. Выбор 5 сказок для дальнейшей работы: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

2.Вспоминаем типы задач, способы и требования к их составлению.

Работа с текстом сказок.

3.По каждой из пяти сказок работа проводилась в следующем порядке:

-поиск и знакомство с историей создания сказки;

-выбор необходимой информации для странички в сборнике по истории создания сказки;

-прочтение произведения в классе и самостоятельное прочтение дома;

-выбор возможных сюжетов для составления вопросов и задач;

-индивидуальная работа по составлению задач и вопросов;

-коррекция текста задач и вопросов учителем;

Систематизация и анализ полученных данных.

4.Сбор необходимой информации по пяти сказкам (история создания, вопросы для разминки и задачи).

5.Редактирование задач с похожими сюжетами.

6.Проверка корректности и решаемости задач (решение задач).

Обсуждение способов оформления конечных результатов, подготовка презентации и работа по составлению и оформлению сборника задач.

7.Приведение текстов задач и всей  информации в электронный вид (текст набивают сами ученики, учитель редактирует).

8.Отбор информации для презентации.

9.Составление и оформление презентации «Задачи по сказкам А.С.Пушкина» на дополнительных занятиях в компьютерном классе школы во внеурочное время с помощью учителя.

10.Была использована  презентация «Как устроена книга»,  на  уроке литературного чтения, для демонстрации этапов создания книги. Полученная информация необходима для создания самого сборника, как продукта проектной деятельности.

11.Составление, оформление и подготовка к печати сборника задач « Этот загадочный Пушкин»:

-отбор информации;

-систематизация информации;

-выбор стиля оформления сборника;

3 этап – заключительный (1 апреля 2011- 20 апреля 2011г.)

На  заключительном этапе происходит формирование

презентационных  умений и навыков:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Третий  этап объединяет в себе: трансляционно-оформительский этап и заключительный этап.

Трансляционно-оформительский этап

1. Предзащита проекта (проходила в рамках классного мероприятия с присутствием родителей);

2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений;                          

3. Подготовка к публичной защите проекта:

-определение даты и места защиты (18 апреля 2011г. школа, кабинет завуча по начальной школе.)

-определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы  (подготовка аудитории, видео- и фотосъемка, демонстрация чтения наизусть отрывков из сказок и т.д.);

Заключительный этап:

   Защита проекта проходила в рамках открытого мероприятия, на которое были приглашены и присутствовали: директор школы, учителя и воспитатели школ Василеостровского р-на, родители учеников.

Публичная защита проекта.

Ход мероприятия:

1.Приветствие и вступительное слово учителя проходило с использованием  компьютера и проектора, а так же по ранее составленной  «Презентации проекта»:

-тема проекта;

-цель проекта;

-задачи;

-проблемы, на решение которых направлен проект.

2.Объявение конкурса: «Лучший знаток сказок А.С.Пушкина».

3.Выступление учеников к каждой сказке, по плану:

-история создания сказки;

-чтение наизусть отрывка из сказки;

-задание-разминка для гостей с использованием призового фонда (приготовленные заранее детьми фигурки из картона по главным персонажам сказки)

-использование презентации «Решение задач  по сказкам А.С.Пушкина», для демонстрации возможных вариантов использования готового продукта проекта на уроках математики  (чтение задачи автором  и решение задачи  остальными учениками и гостями по 2-3 задачи к каждой сказке, с использованием призового фонда)

4.Подведене итогов конкурса «Лучший знаток сказок А.С.Пушкина».

Приз мягкая игрушка «Золотая рыбка».

5.Благодарность за проделанную работу.

6.Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

 Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

После проведения данной работы школы было проведено исследование эмоционального отношения к школе. Сравнив результаты того же теста в начале учебного года, видно, что   уровень мотивации повысился на 25%, при этом интерес к учению становится смыслообразующим мотивом. Он  сформирован  у  64% учащихся, что доказывает эффективность использования данной технологии в учебном и воспитательном процессе.

-Обобщение результатов реализации проекта.

-Создание методической копилки.

Результаты реализации проекта:

1.Была создана методическая копилка компьютерных презентаций к урокам математики в 3-4 классах.

2.Создана копилка компьютерных презентаций проектной педагогической деятельности.

2.Материалы проекта легли в основу сборника задач    « Этот загадочный Пушкин»

3.Доработан и издан сборника задач «Этот загадочный Пушкин»

Участие в проектной деятельности позволило развить в учениках:

Междисциплинарные навыки:

- «Выходить» за пределы одного предмета.

- Интегрировать знания, получаемые из различных источников.

- Научиться воспринимать факты, точки зрения и ситуации в незнакомых ракурсах.

- Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям.

 

Навыки работы в группах:

- Учиться работать в группах.

- Учиться возглавлять команду и организовывать проведение встреч.

-Участвовать в процессе принятия решений. Приобретать навыки сотрудничества.

- Развивать чувство такта и дипломатичность.

- Руководить и направлять деятельность в процессе проекта.

 

Работа с самосознанием:

- Изучать свои сильные и слабые стороны.

 

Получать чувство удовлетворения от проделанной работы.

- Давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче. Добиваться чувство автономии и свободы.

 

Навыки общения:

 

- Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме (письменно или устно).

- Совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации.

- Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.

- Учиться писать понятный и грамотный отчёт о проделанной работе

Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

  • успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
  • знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
  • выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
  • проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
  • детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для ума загадочный калейдоскоп

Игра для ума загадочный калейдоскоп...

Классный час "Загадочный мир литературы"

Современные дети не очень любят читать. Построенные таким образом классные часы заинтересовывают детей и приобщают к чтению....

"Наша загадочная планета" Презентация к учебному проекту

Обсуждение проекта "Наша загадочная планета" с учащимися...

Паспорт проекта "Этот загадочный Пушкин"

Паспорт проекта "Использование сказок Пушкина для создания задач"...

Паспорт проекта "Мой Пушкин"

Краткая идея проекта по теме "А.С. Пушкин", реализованная на 2м классе+ вопросы для детей при посещении Царскосельского лицея...

Педагогический паспорт исследовательского проекта «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»

Проект направлен на повышение информированности учащихся  о жизни и творчестве А.С.Пушкина, повышение уровня общей культуры учащихся....

Паспорт проекта "Загадочный космос"

Паспорт проекта "Загадочный космос"...