Рабоччая программа по ОЗОЖ 2 класс(ФГОСЫ)
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Дюнова Татьяна Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozozh.docx24.99 КБ
Файл kalendarno-tematicheskoe_po_ozozh.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

____   _/МостовщиковаО.А._

Протокол № ___

 «     »                 2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по

УВР  МОУ «СОШ  № 5 »

__________   /Гурская И.В./

 «    »                2013 г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ«СОШ № 5 »

_____________/Степанько Ю.А./

Приказ №

«     »        2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ДЮНОВОЙ ТАТЬЯНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

по Основам здорового образа жизни  

2 «Д» КЛАСС

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №  

от «     » сентября 2013 г.

2013 - 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Основам здорового образа жизни составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно- правовых документов:  

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373)

2.      Законом Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).

3.      Учебного плана МОУ - СОШ № 5  на 2013-2014 учебный год.

Согласно плану образовательного учреждения  всего на изучение ОЗОЖ  во 2 классе отводится 34 часа ( 1 час в неделю, 34 рабочие недели )

Цели и задачи.

                 Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия  и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

  В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением здоровья детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния- нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.

    Курс «Основы здорового образа жизни» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности  за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

 Актуальность данного курса подкрепляется практической деятельностью, что способствует повышению интереса к познанию здорового образа жизни, позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся.

 Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомий и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме бесед и дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств обучения, наглядных пособий, проведение индивидуальных и групповых работ

Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующее:

•        Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.

•        Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.

•        Повышение приоритета здорового образа жизни.

•        Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

•        Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района.

•        Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Учебно-тематический план  

                                     

раздела

Название раздела

Количество часов

Педагогические средства контроля обучающихся

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Проект

1

Этический блок

5

2

Психологический блок

6

1

3

Правовой блок

5

4

Семьеведческий блок

4

1

5

Медико-гигиенический блок

14

1

Всего

34

1

2

1


Содержание тем учебного курса.

Авторы:Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В.

Этический блок.-5 часов

Природа и человек. Красота мира.  Красота жизни. Красота внешняя и внутренняя. Красота природы. Бережное   отношение к окружающему миру. Как  сберечь красоту.  Вандализм.  Созидание и разрушение. Я – часть природы.

Психологический блок- 6 часов

Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции. Развитие навыков общения.. давай поговорим. Играем  вместе. Дружба мальчиков и девочек.

Правовой блок- 6 часов

Культура поведения.   Этика.  Этикет. Уважение к старшим. Забота  о младших.  Правила поведения и красота.  Правила поведения и здоровье.. здоровый образ жизни. Аккуратность и опрятность. Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах.

Семьеведческий блок – 4 часа

Дом , где ты живёшь. Чистота-залог здоровья. Гигиена тела и жилища. «Мужские»  и «Женские» обязанности.

Медико-гигиенический блок- 13 часов 

Из чего мы сделаны. Как легче болеть. Режим дня. Закаливание. Дыхание, осанка и движение- ритмы, суть жизни. Спорт, как мы познаём окружающий мир. Роль органов чувств. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения.


Требования к уровню подготовки (обученности) учащихся, обучающихся по данной программе.

            Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.

Обучающиеся должны уметь  правильно строить режим дня и выполнять его;  распознавать и  анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; применить общепринятые правила коммуникации; взаимодействовать  экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.

                             

Изучив  программу, учащиеся будут знать:

*   Биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни.

*  Способы сохранения и укрепления здоровья.

*  Принципы правильного построения режима труда и отдыха в течение дня.

*  Правила гигиены кожи, полости рта, слуха, зрения, дыхания, питания, одежды, сна.

* Факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению.

*  Основные приемы и методы психической релаксации.

                          Изучив  программу, учащиеся будут уметь:

* Давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни.

* Правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.

* Определять уровень физического развития, осуществлять простейшие  физиологические измерения, определять отклонения от физиологической нормы.

* Соблюдать правила личной гигиены.

* Применять приемы и методы психической релаксации.

* Применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека 


Перечень учебно-методического обеспечения.

Обучение основам здорового образа жизни обеспечивается учебниками и пособиями:

Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В.

Рабочая   тетрадь   «Красота спасёт мир», 2 класс (Серия «основы здорового образа жизни».-Саратов:КИЦ «Саратовтелефильм»-«Добродея», 2013.-48с.

 

  К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках ОЗОЖ относятся:

- видеомагнитофон, телевизор;

- компьютер, мультимедийный проектор

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия 

1.Таблицы и плакаты

-Правила поведения

-Вредные привычки

-Чистота-залог здоровья!

-Режим дня

-Питание и здоровье

2. Раздаточный материал

-Карточки и тестовые задания по темам:

-Режим дня

-Эмоции

-Созидание и разрушение

-Гигиена тела

-Профилактика детского травматизма

   

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон и др.)  Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «ОЗОЖ».

   

Интернет – ресурсы: www.school2100.ru

                                   http://school-collection.edu.ru

                                   http://window.edu.ru

                                   www.edu.ru


Список литературы (основной и дополнительной).

Программа составлена  на основе программы разработанной  специалистами Саратовского областного центра планирования семьи и репродукции и кафедрой валеологии «СарИПКиПРО»:

 

    1. Павлова М.А.,Гришанова О.С., Серякина А.В.Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе- Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» -Саратов«Научная книга », 2010. -128 с.

2. Барыльник Ю.Б.,  Дмитриева Н.В.,  Елисеев Ю.Ю.,  Клещина Ю.В.,  Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н. Основы здорового образа жизни: Региональная образовательная программа - Саратов, Добродея, 2010.- 34 с.

3.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно – справочный материал/ авт. – сост. И.П. Иванов – Саратов: СарИПК и ПРО 1995

4. Красота спасет мир: рабочая тетрадь для учащихся 2 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2010. – 48 с. Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  

   

№ п/п

Тема и тип урока

(страницы учебника)

Основное содержание.

Решаемые проблемы.

Планируемые результаты (УУД)

Домашнее задание

Календарные сроки

Предметные

Метапредметные

         

Личностные

План

Факт

1

Знакомство с предметом ОЗОЖ.

Здоровый образ жизни, здоровье, признаки здоровья

2

Зачем я на этой земле?

Что такое «жизнь»?, физическое тело, душа, предназначение

Здоровый образ жизни, здоровье, признаки здоровья

Обсуждение понятий «добро и зло», « жизнь и смерть», «любовь», «счастье».  ПУУД и РУУД, КУУД.

Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».

3

Я часть природы.

Осознание своего «я», природа, планета, ответственность

Что такое «жизнь»?, физическое тело, душа, предназначение

Обсуждение понятий:  «забота», « ответсвен – ность». «бережливость».

».  ПУУД, КУУД.

Выполнение рисунка на тему «Счастье»

4

Красота окружающего мира.

Красота чистого неба, красота осеннего леса, птичье щебетание, красота поступков

Осознание своего «я», природа, планета, ответственность

Обсуждение понятия «красота».  ПУУД и РУУД, КУУД.

Карточки с цифрами и словами, предметные картинки

5

Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту?

Красота чистого неба, красота осеннего леса, птичье щебетание, красота поступков

Что такое внимание?  Упражнение на внимание  «Вежливая гимнастика», «Заблудившийся рассказчик». Игры «Запомни цифры», «Запомни слова», «Запомни предметы». ПУУД, РУУД и КУУД.

На карточке с текстом зачеркнуть все буквы «о»

6

Развитие познавательной сферы.

Задания на развитие внимания, памяти мышления, фантазии

Уметь передавать с помощью средств ИЗО свои эмоции, чувства, настроение. Рисование смайликов с разным настроением. Игра «Царевна- несмеяна», «Ночные звуки»

Что такое «эмоции». Какие бывают эмоции? Можно ли управлять своими эмоциями? Настроение., КУУД

Написание рассказа

«Чего я боюсь»

Написаниерассказа «Мой друг»

7

Развитие эмоциональной сферы.

Что такое «
характер и черты характера»? Средства выражения эмоций, способы выражения эмоций, умение узнавать и различать эмоции

Развивать речь детей, умение общаться.

Что такое «спор», «диалог», « монолог», «ссора», «договор». Игра «Доскажи историю». Как надо разговаривать друг с другом, знакомиться. Примирение после ссоры. Что такое дружба? КУУД.

8

Как я могу владеть своим телом? Знакомство с навыками саморегуляции.

Развивать речь детей, умение общаться.

Что такое «вежливость»? «Азбука вежливости» , стихи о вежливости. Сюжетно-ролевые игры « Я иду в кино», «Я иду в гости», « Я иду на день рождения», «Как вести себя за столом», ПУУД, РУУД,КУУД.

Повторение правил поведения в транспорте.

9

Развитие навыков общения.

Общение, язык жестов , мимика, пантомима, образное выражение мыслей.

Учить детей составлять

 устное сочинение «Какого человека я считаю красивым». Развивать речь, навыки

чтения.

10

Знакомство с письменным общением

Развитие умений писать письма и поздравительные открытки.

Развивать знания по окружающему миру.

Знать: « что такое хорошо и что такое плохо», уметь управлять своим поведением.

Стихотворение В. Осеевой «Некрасивая девочка». Маяковский «Что такое хорошо и что  такое плохо», КУУД, ПУУД.

Написать рассказ «Некрасивые поступки»

11

Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.

Общение, язык жестов , мимика, пантомима, образное выражение мыслей.

Знать, что такое «чистота», «порядок». Для чего нужна влажная уборка.

На примере игровых ситуаций: «Правильно ли Буратино распределяет время», «Один день в гостях у Мальвины». Беседа «Зависит ли здоровье от нашего поведения» развивать  КУУД, ПУУД и РУУД.

Подумать, какие места в школе являются опасными

12

Культура поведения. Этика. Этикет.

Виды и роль правил в жизни человека, правила поведения в критических для человека ситуациях, способы применения правил.

13

Уважение к старшим и забота о младших.

Виды и роль правил в жизни  человека, правила поведения на улице, красота-внешняя и внутренняя,

Знать, что такое «чистота», «порядок». Для чего нужна влажная уборка.

. Конкурс «Кто лучше и быстрее уберёт свое рабочее место». КУУД, , РУУД, ПУУД.

Привести в порядок свой домашний школьный уголок

14

Правила поведения и здоровье.

Правила безопасного поведения и их практическая реализация в реальных жизненных ситуациях.

Познакомить детей с видами уборки: влажная и сухая. Дать понятие «уют».

Беседа «Уют как удобный порядок и благоустроенность жилища». ПУУД, КУУД, РУУД,

Нарисовать свою комнату, принести игрушеч. мебель

15

Санитарно-гигиенические нормы.

Нормы гигиены человека.

Познакомить детей с профессией дизайнера, провести проект « Я- дизайнер»

Игра «Расставь мебель», « Я – дизайнер» (разработка проекта). Конкурс «Золотые руки», «Волшебная книга домового»

Составить рассказ о помощи маме дома

16

Аккуратность и опрятность.

Понятия «аккуратность» и «опрятность»

Познакомить детей  с обязанностями мужчины в семье.

Стихотворение Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», Ю.Драгунского «рыцарь». Сочинение-миниатюра «Когда я стану папой (мамой)» .КУУД,ПУУД.

Принести куклы

17

Вредные привычки. Защита проектов

Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики.

Познакомить детей  с обязанностями женщины в семье.

Сюжетно-ролевая игра «Я -глава семьи», «Дочки-матери».

КУУД, ПУУД.

Нарисовать свою будущую семью

18

Чистота в доме и в школе.

Чистота в своей комнате, порядок, чистота и порядок рабочего места.

Знать названия важных органов человека и их значение. Сюжетно-ролевая игра «Мы построим организм» (уч-ся играют роль клеток и разных органов тела)

Беседа по теме «Планета Земля – живое существо». Что лежит в основе жизни планеты и человека? Знакомство с важными органами человека (сердце, мозг, печень, лёгкие, почки).

КУУД, ПУУД, РУУД.

Подготовка сообщений по данной теме.

19

Как делают уборку в доме и в школе? Исследовательская работа

Труд, как полезная деятельность, трудолюбие, труд в семье, любимые и нелюбимые дела.

20

Как делают уборку в доме и в школе?

Знать правила правильного дыхания, орган дыхания – лёгкие.

Как мы дышим? Лёгкие - орган дыхания. Практическое занятие по обучению правилам правильного дыхания.

РУУД, ПУУД, КУУД.

Сообщение о вреде курения.

21

«Мужские» и «Женские» обязанности.

Труд в семье. Что делает в доме женщина. Что делает в доме мужчина.

Знать правила правильной осанки

Что такое «осанка»? Правильная осанка (правила). Игра –пантомима « Отгадай животное»КУУД, ПУУД.

Стаканчики из под йогурта

22

Мой организм- целая планета. Путешествие по этой планете.

Организм человека в сравнении с планетой Земля: кожа и воздушная оболочка, кровеносные сосуды- моря, реки, города и т.д

Знать, что такое «режим дня»,                        « биоритмы»

Режим дня младшего школьника. Что такое «биоритмы»? Сочинение «Моя любимая игра».

КУУД, , ПУУД,

Составить свой режим дня

23

Я хозяин своего здоровья.

Здоровый организм, ответственность, вредные привычки

Знать, что такое травма? Как надо вести себя, чтобы не получить травму?

Г.Остер «Вредные советы». КУУД,  ПУУД, РУУД.

Нарисовать, от чего человек может заболеть

24

Дыхание, осанка и движение- суть жизни.

Дыхание, носовое дыхание, зависимость здоровья и настроения от осанки

Знать народные средства при лечении простуды

Беседа «Коварная болезнь», «Почему люди болеют?» Что делать, если ты заболел? Игра-тренировка «Если хочешь быть здоров», «На приеме у доктора Пилюлькина». Посещение школьного медицинского кабинета и беседа со школьным врачом. КУУД, ПУУД, РУУД.

Игрушеч-ная больничка

25

Советы наоборот: « Что надо сделать , чтобы заболеть?»

Почему опасно дышать через рот, какие вещества опасны для организма, ротозеи, внимательные люди.

Знать что такое воображение? Развивать мышление,

Знания окружающего нас мира.

Здоровый человек  - тот, кто управляет своим воображением. Нездоровый – тот, кто поддается влиянию воображения. Рассматривание морозных узоров, теневых рисунков с целью увидеть образ, а затем сочинить и рассказать о нем историю с хорошим концом. Упражнения на развитие воображения. КУУД, ПУУД.

Нарисовать несуществующее животное

26

«Как легче болеть и быстро выздоравливать?». Защита проектов.

Болезнь, причины болезни, лечение и лекарства, профилактика болезни

27

Профилактика детского травматизма.

Травма, ушиб, рана, перелом. Какие  игры опасны для здоровья

Знать правила чистки зубов, органы пищеварения. Уметь пользоваться фильтром для воды.

Как правильно чистить зубы.. Конкурс «Самое вкусное и полезное блюдо» Какая вода самая вкусная и полезная? Демонстрация фильтра для  очистки воды. КУУД,ПУУД, РУУД.

Рассмот-реть фильтр для

воды

28

Творчество и здоровье.

Творчество, воображение,   воображение и здоровье, развитие способности к управляемому воображению.

29

Значение развития творческого воображения.

Знать, какая пища полезна для детей

Роль витаминов для слаженной работы организма. Беседа «Пища, содержащая витамины» КУУД, ПУУД, РУУД.

Подготовить сообщение о витаминах

30

Питание и здоровье

Здоровая пища, твёрдая и жидкая пища, опасная и полезная вода, как правильно жевать пищу, роль слюны, витамины

Знать, как усваивается пища

Как правильно употреблять пищу. Усвоение пищи. Беседа о режиме дня. КУУД,  ПУУД.

Найти интересные факты о витаминах

31

Как усваивается пища. Правильное питание.

Знать правила поведения в кафе

Правила поведения в кафе. Как вести себя в кафе с девочкой, с друзьями. Ролевые игры КУУД, ПУУД, РУУД..

Подготовить детскую игрушечную посуду

32

Игра «Если хочешь быть здоров!»

Повторение.

Беседа по пройденному материалу за год. Сюжетно-ролевые игры.

33-34

Резерв

Повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Технология 1 класс. ФГОС 2 поколения

Программа Технология 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Программа. Физкультура 1 класс. ФГОС 2 поколения

Программа. Физкультура 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Программа. Математика 1 класс. ФГОС 2 поколения

Программа. Математика 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Программа. Музыка 1 класс. ФГОС 2 поколения

Программа. Музыка 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа по окружающему миру по программе ПНШ 1 класс ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального базисного учебного плана....

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ для 1 класса ФГОС по программе "Школа России".

Данная папка содержит  рабочие программы по основным предметам для 1 класса по программе "Школа России": поянительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое план...