Урок – экскурсия в Саввино – Сторожевкий монастырь под Звенигородом.
материал (4 класс) по теме

Воронина Светлана Анатольевна

Знакомство с типами храмов, с устройством храма и колокольни, с архитектурными особенностями русских храмов, с историей русских храмов и колоколов; обогащение духовного мира учащихся, развитие познавательного интереса и творческих способностей, воспитание информационной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_khram.docx744.47 КБ

Предварительный просмотр:

    Урок – экскурсия в Саввино – Сторожевкий монастырь под Звенигородом.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-экскурсия.

Цели и задачи: знакомство с типами храмов, с устройством храма и колокольни, с архитектурными особенностями русских храмов, с историей русских храмов и колоколов; обогащение духовного мира учащихся, развитие познавательного интереса и творческих способностей, воспитание информационной культуры.

Технологический сценарий:

Содержание

Содержание

  1. Организационный момент. Целевая установка.
    2. Вводная часть: вступительное слово.
    3. «Типы» храмов.
    4. Храм как образ космоса.
    5. Интерьер храма.
    6. Схема росписи храма.
    7 Житие и чудеса Преподобного Саввы
    8. Архитектура монастыря
    9. Саввино- Сторожевский монастырь
    10. Расположение

    11. Основатель манастыря
    12. События монастыря
    13.
    Cобор Рождества Богородицы
    14. Устройство храма: алтарь, престол, притвор, паперть.
    15. Роспись храма: иконостас, иконы .Фрески Андрея Рублева.
    16. Мощи основателя пр.Саввы.
  2. Итог экскурсии. Рефлексия.

Ход урока

Занятие проходит в форме экскурсии в храм. Начинается экскурсия на улице, дети осматривают храм снаружи.  Затем экскурсия продолжается в храме, предлагается рассмотреть храмовую живопись и иконы. Детям рассказывается об устройстве храма, об алтаре и иконостасе, стеновой живописи (где есть), о внутреннем убранстве.

Экскурсовод сообщает материал в форме беседы, либо в форме сократического диалога, отвечает на вопросы детей.

В программу занятия может включаться посещение библиотеки, воскресной школы, осмотр выставок рисунков, поделок.

                                            Содержание экскурсии

Вступительное слово.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы отправляемся  на экскурсию в наш  Саввино –Сторожевский монастырь.

С принятием православной веры Русь приобщилась к христианской культуре. Центром православия была тогда могущественная Византия со столицей в Царьграде. Он славился как один из самых больших, красивых и богатых городов мира. Бывавших там русских людей поражало великолепие греческой архитектуры.

Русский православный храм – это образ космоса. Храм венчают купола с крестами. Это – образ неба. Количество куполов могло иметь символический смысл. Каждый купол опирается на барабан. Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов. Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды, в которых размещается алтарь. Количество апсид (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление – портал. Нередко храм украшает аркатурный пояс.

Количество куполов на православных храмах глубоко символично. Два купола означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три купола – Троицу; пять – Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Семь куполов отражает различные священные значения числа 7: семь даров Святого Духа, семь дней творения мира. Девять куполов – девять чинов Сил Небесных; 13 куполов (как на Софийских соборах в Киеве и Новгороде) символизируют Христа и Его 12 Апостолов

Есть на Руси храмы, созданные будто не человеческими руками, а чьей-то волшебной волей. И напоминают издали эти храмы то ли старинные корабли, устремившиеся куда-то на всех парусах, то ли пряничные города из волшебных сказок.

Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории и народа, и страны.

Звон колокола был голосом Родины. Он воспевал её силу и красоту, он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал – это значило, что родину постигло несчастье. Колокола покорённого города были желанными трофеями для победителя. Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, как лишение колокола, не было для опального города.

С древности колокол – глас Божий, а между тем привычные нам сегодня звоны прижились лишь с XVI столетия. Музыка колоколов – это целое искусство. Она сплетена из величавого гула медных гигантов (от них идёт основной тон) и заливистого сопровождения многочисленных «малюток» (они дают особые «призвуки», или «обертоны»). По разным церковным праздникам были разные звоны, разное количество ударов в большой и малые колокола. По колокольному звону люди узнавали о радостных и печальных событиях. Разливистый благовест означал добрые новости, благую весть, набат был сигналом тревоги. Были свои звоны по случаю встреч и проводов.

И, конечно же, колокольни служили не только украшением храма и окрестностей. В их устройстве всё было продумано до мелочейРазмеры окон звонницы делаются такими, чтобы частота колебаний столба воздуха в них совпадала с частотой звучания колокола. В роли резонатора выступает также просторное пустое пространство первого этажа звонниц, а в колокольне – весь внушительный по высоте (не в один десяток метров) столб воздуха в ней.

                                           

        Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных городских строений (предлагается рассмотреть храм).

-  Как вы думаете, почему храм – особенное сооружение? (ответы детей).

Храм — это место, куда люди приходят молиться. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога.

         Крест – это главный символ или знак христиан. Для христиан крест свят. На кресте был распят Иисус Христос – Спаситель, взявший на себя грехи всего мира и омывший их Своею Кровью. В знак любви ко Христу все христиане носят крест на груди и украшают крестами храмы.

-   Посмотрите, что мы видим над куполом? Крест.  

-  А как вы думаете, что означает слово окрестность?  Окрестность, это местность, расположенная вокруг креста.

          Осматриваем окрестности. Красивое место вокруг? Да.

-  Что мы можем видеть с места, на котором стоим возле храма? Перечисляем. Красивый вид.

Соборная горка. Раньше на месте Воскресенского собора был монастырь, а вокруг – слобода, т.е. поселение людей, дома и огороды. Город рос, люди строили дома и храмы. Православные храмы, или церкви, неотделимы от жизни русского народа. Они украшают собой все города и села.

          Давайте снова посмотрим на храм. Посмотрите, какая необычная крыша у храма, здание венчают купола.

- Что напоминает эта форма?  Форма купола похожа на пламя свечи, оно также устремлено вверх. Эта устремленность вверх, к небу, символизирует молитвенную устремленность верующих к Богу.

-   А что еще напоминает форма купола, как вы думаете?  Форма купола еще напоминает шлем древнего богатыря. Помните былину про Илью Муромца? Богатыри всегда защищали нашу русскую землю и нашу православную веру.

-  Знаете ли вы, что Илия Муромец – православный святой?

         У нашего храма один купол, на других храмах бывает и три купола и пять и семь и больше. Число куполов имеет значение. Один купол значит, что у Церкви одна Глава – Христос, три устраивают в память о Святой Троице, пять – это Господь Иисус Христос  и четырьмя авторами Евангелий, семь – означают основные Таинства Церкви, девять – Силы Небесные, тринадцать – Христос и двенадцать Его учеников.

          Мы говорили, что у корабля бывает мачта, а у храма мы видим высокую башню – колокольню. Для чего нужна колокольня, как вы думаете?

         Название колокольня подразумевает, что на ней располагаются колокола. Колокольню иначе называют еще звонницей.

-    А почему колокольня такая высокая, как вы думаете? Чтобы колокольный звон был слышен на всю окрестность.

-   Для чего звонят в колокола?   Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к Богослужению, возвещать тем, кто находится вне храма о важных  моментах службы. Бывало, что колокольным звоном созывался народ на вече (собрание), или, ударяя в главный колокол, били в набат при пожарах и бедствиях.

          Русские колокола отличаются звучностью и певучестью.  Литье колоколов - особый вид искусства (один из шедевров – Царь-колокол в Кремле). Ударная часть колокола называется языком, т.е. русский народ считает, что колокол имеет живой голос. Народ на Руси всегда любил колокольный звон, называл его «малиновым».

          На праздник Пасхи есть традиция - любой желающий может звонить в колокола (апрель нынешнего года – пасхальные дни и есть возможность позвонить в колокола).

           Нет уголка во вселенной, где бы не было Бога, считают христиане. Но храм – место Его особого присутствия.  Первый храм на Руси был построен в древнем Киеве больше тысячи лет назад. Строительство храма требует больших сил и средств, и поэтому строили храмы всегда соборно – т.е. сообща. Но было время в нашей истории, когда храмы разрушались, осквернялись. Это было в XX веке после революции. Многие верующие и священники тогда пострадали, были заключены в тюрьму, а некоторые были убиты. (если известны конкретные факты, привести примеры на местном краеведческом материале).

            Сейчас храмы восстанавливаются и строятся новые (пример).  Перед началом строительства храма первый камень закладывается с молитвой и благословением. Новый храм освящается. Самое слово "освятить" значит — сделать святым, сделать принадлежностью Самого Бога.

            Рассказывается кратко о истории данного храма.

            Входим в храм. Поднимаемся на широкое крыльцо, оно называется паперть. Остановимся перед дверьми храма. Храм – это дом Божий, в нем живет Бог.

-     Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? Здороваемся. Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются.  Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.

         Все, кто входит в православный храм, соблюдают правило: мужчины и мальчики снимают головной убор, женщины и девочки покрывают голову  платком.

          Немного постоим и послушаем – в храме тишина. В храме говорят тихо, ведут себя скромно и вежливо.

          Осматриваемся, и видим иконы,  убранство храма, свечи на подсвечниках, куполообразный свод потолка. Под потолком висит большая люстра со множеством свечей, ее называют паникадило. Зажигают паникадило во время важных, самых торжественных моментов службы.

           Пространство храма состоит из притвора, собственно храма и алтаря, или еще говорят - Святая Святых.  В среднем, т.е. центральном пространстве храма, молятся прихожане, здесь расположены иконы на стенах и в киотах. Рядом с иконами стоят подсвечники, на которые ставят свечи. Свечи прихожане покупают в свечной лавке.

          Пройдем в переднюю часть храма, ближе к алтарю. На устроенных особо местах – клиросах – во время службы располагается хор.

          В центре на особой подставке, которая называется аналой, лежит праздничная икона.

-  Какой сегодня праздник?  Можно кратко рассказать о празднике.

-  А какие православные праздники вы знаете?

          Алтарь находится в передней части храма и алтарем храм всегда обращен на восток.   Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм – землю.  Поэтому алтарь находится по отношению ко всему остальному пространству храма на некотором возвышении.  

          Если встанем лицом к алтарю, то видим иконостас – это целая стена из икон.

-    Как вы думаете, для чего служит иконостас?    Иконостас отделяет алтарь – потаенное святое место -  от основного храмового пространства и, конечно, является украшением храма. Посредине иконостаса расположен вход, называемый Царскими вратами.  Справа от Царских врат расположена икона Спасителя, слева Божией Матери.

          В иконостасе много икон, они располагаются рядами. Есть ряд праздничный, деисусный, пророческий, праотеческий. Нижний ряд обычно называется местным, потому что в нем находится местная икона, т.е. икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. Каждая церковь посвящается Богу, но при этом, каждая церковь имеет свое название. Например, наш храм называется (сообщается название  своего храма).  День праздника или святого, в честь которого построен храм, называется престольным или храмовым праздником. Икона, посвященная этому празднику, всегда находится справа от Царских врат.

           В алтаре  имеются: престол (особенный стол, специально освященный), на престоле в алтаре лежит антиминс (плат) с зашитыми в него частицами мощей святых мучеников,  Евангелие, которое символизирует присутствие Самого Христа.

           Алтарь и все, что в нем – величайшая святыня, поэтому в него может входить только священник и те, кому священник разрешит. К священнику принято обращаться со словами «батюшка» без имени, или «отец» с добавлением его имени: например,  отец Георгий, отец Иоанн.

         Священники совершают Богослужения в храмах. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу.  Священник носит на груди крест.

          В самом храме мы видим множество икон в окладах и киотах, хоругви, стоящие у клиросов.  На иконах изображены Христос, Божия Матерь, святые, Ангелы. Кратко рассказать о почитаемых иконах и святынях храма.

         Храмы всегда красиво и богато украшались. Земледельцы, купцы, служивые люди жертвовали для устроения храма свои средства, щедро украшая оклады икон и утварь драгоценными камнями, золотом и серебром. Люди приносили эти дары Богу, как благодарность за помощь в земных делах. Люди верили, что их душа когда-то встретится с Богом, ее Творцом, и что уже умершие их родные живы в духовном мире и находятся рядом с Богом.    

           В храме всегда есть Распятие Господне, на нем изображен Иисус Христос в момент Его Крестных страданий. Рядом с Распятием расположена квадратная тумбочка для свечей, называемая канун. Сюда ставят свечи за упокой душ умерших людей. Поминают своих умерших родственников.

           Когда хотят  помолиться, ставят свечу перед иконой и обращаются со словами молитвы к тому, кто изображен на иконе. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Представьте себе, что родной человек уехал далеко, и мы по нему скучаем. Иногда мы достаем его фотографию и даже разговариваем мысленно с ним. Так и молитва – это разговор. От слова молва, молвить, т.е. разговор с тем, кто изображен на иконе.

Житие и чудеса Преподобного Саввы

Преподобный отец наш Савва с самых юных лет возлюбил Христа. Он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и принял от него пострижение.

В иноческом образе он, стремясь к небесным благам, уготованным от Господа угодившим Ему, с особенной ревностью боролся со страстями и упражнялся в добродетелях. Инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростью превосходил многих мнящих быть мудрыми, — прежде всех входил в церковь и после всех из нее исходил, — такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы: видя такое умиление и плач, отцы дивились и прославляли Благодетеля Бога.

За высокую духовную опытность Преподобный пользовался у всех большим уважением, так что его назначили духовником братии, и также, по просьбе братии, он некоторое время исполнял обязанности игумена Троицкой обители
.

Утвердившись в добродетелях, преподобный Савва стяжал себе добрую славу и уважение князей. Христолюбивый князь Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел в обитель преподобного Сергия к блаженному Савве и упросил его создать в его вотчине на удобном месте обитель. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы-реки, близ Звенигорода, верстах в пятидесяти от царствующего града Москвы; это место он избрал для будущей обители. Здесь святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Недолго, однако, Преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, Преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая мать всех пороков.

После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал Преподобному необходимые средства для сооружения храма, и Савва воздвиг храм в честь честного и славного Рождества Пречистой
 Богоматери и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков.
 
Преподобный был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях.

И сама жизнь Преподобного сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения. В 1399 году князь Георгий Дмитриевич должен был, по повелению брата своего, великого князя, идти на войну против булгар. Перед выступлением в поход пришел он в обитель преподобного Саввы просить у него благословения. Святой старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество».

Приняв потом начальство над войсками великокняжескими, Георгий с благословением старца вышел против неприятелей, в продолжении трех месяцев вел сражения и во всех одержал победу. По возвращении Георгий первым делом поспешил в обитель преподобного Саввы и принес благодарение Богу, который даровал ему победу по молитвам святого старца.

Достигнув преклонных лет, святой Савва впал в болезнь и, созвав братию, довольно научил их в Божественных Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего Преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении.

Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании предал душу свою в руки Божии в 3-й день декабря месяца.

Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великой любовью собрались на погребение почившего святого, неся с собой недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честью похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы

Празднование святому преподобному Савве Сторожевскому было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 3 (16 — по новому стилю)  декабря.

Первое обретение святых мощей состоялось 16 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 года.

Второе обретение — 23 августа 1998 года.

17 (30 — по новому стилю)  июля отмечается перенесение мощей преподобного Саввы под вновь сооруженную сень, состоявшееся в 1847 году.

Архитектура монастыря

Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря складывался на протяжении столетий, поэтому включает постройки разных эпох. При этом он не утратил своей целостности и единства. И зодчие семнадцатого века, давшие основу архитектурному облику Обители, и мастера, работавшие здесь в последующие века, поразительно точно согласовывали новые строения с древними, не нарушая стройности ансамбля.

С конца четырнадцатого века, когда на «место зовомо Сторожи» пришёл преподобный Савва, и до середины семнадцатого века территория Обители не превышала южного холма горы Сторожи. Внизу, с юга, спокойно несла свои воды судоходная тогда Москва-река, с запада в неё впадала река Развадня (ныне называемая Сторожка) и кругом шумел вековой лес. Преподобный Савва с горячею молитвой перед иконой Пресвятой Богородицы, да «призрит на место сие и сохранит его от враг ненаветно», положил здесь начало Обители.

Схема монастыря:

  1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1404-1405)
  2. Дворец царя Алексея Михайловича
  3. Царицыны палаты (сер. XVII в.)
  4. Звонница (1650-е годы)
      
    Из истории колоколов
      
    Колокола обители
      
    О колокольном звоне
  5. Трапезная палата (1652-1654)
  6. Преображенская церковь (1693)
  7. Троицкая надвратная церковь
  8. Братские корпуса (2-я пол. XVII в.)
  9. Казначейский корпус (2-я пол. XVII в.)
  10. Стены и башни (2-я пол. XVII в.)

 

О монастыре

Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

В истории монастыря было два основных строительных периода: первый — с конца XIV  до начала XVII в., второй — середина XVII–XIX вв.

Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.

Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

Около 1405 г. был сооружен белокаменный
Рождественский собор, у входа в который в 6915 году (по современному летоисчислению — 1406/1407 год) был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.

К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек. В ходе раскопок 1955–1957 гг. удалось выяснить, что в начале XVI в. Звенигородским князем Юрием Ивановичем на этом месте были построены Святые ворота с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой. Реставраторами раскрыта абсида храма и одна четвертая часть подвального этажа трапезной.

В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев — Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.

Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной — осенью 1649 г.  в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону.

В 1650–1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы:
надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651–1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), Братский и Келейный корпуса и другие сооружения.

В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника, фундаменты которой сохранились. Под горой и с северной стороны обители были гостиный и хозяйственные дворы, рыбные пруды, мельницы и прочие хозяйственные посторойки.

Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.

Одно из важнейших событий царствования Алексея Михайловича — обретение честных мощей прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 г. В память этого события, свидетелем которого были сотни первых людей государства, а также многочисленная братия обители, по царскому указу на московском Пушечном дворе мастером И. Фальком был отлит Благовестный колокол (более 1344 пудов), судьба которого неизвестна. В память другого события — церковного собора, осудившего Патриарха Никона, — был отлит «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром

Григорьевым новый Благовестник (более 2125 пудов).

При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.

При царе Федоре Алексеевиче он назывался «комнатным государевым и первостатейным». Во время стрелецкого, так называемого Хованского, бунта в нем укрывалась царевна Софья с меньшими братьями царевичами Петром и Иваном.
В синодальный период монастырь постепенно утратил свое положение, привилегии и значительную часть земельных владений. Его продолжали посещать государи:

императрица Елизавета Петровна (1749 г.), при которой настоятелем монастыря был придворный проповедник архимандрит Гедеон, а также императрица Екатерина II (1762 и 1775 гг.). При Екатерине II митрополитом Платоном (Левшиным) был осуществлен проект размещения в стенах обители духовного учебного заведения — семинарии, которая находилась в царском дворце.

В 1764 г. все земельные владения монастыря подверглись секуляризации. Он был причислен к монастырям первого класса со штатом в 33 монаха.

В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем.

Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия.

После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.

Установление в честь прп. Саввы Сторожевского нового праздника в память перенесения его мощей под новую сень связано с именем выдающегося церковного иерарха митрополита Филарета (Дроздова). Это событие произошло 17 июля 1847 т.

Особое покровительство монастырю на Сторожах оказывали Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, и его супруга Великая княгиня Елисавета Феодоровна, причисленная ныне к лику святых.

В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря.

В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт.

В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.

Часть мощей прп. Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь.

В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области).

Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен.

При монастыре устроен
детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.

Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных городских строений (предлагается рассмотреть храм).

-  Как вы думаете, почему храм – особенное сооружение? (ответы детей).

Храм — это место, куда люди приходят молиться. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога.

       Храм иногда называют церковью. Эти слова похожи по значению, но  все же отличаются. Слова храм и собор означают здание, строение (привести примеры, есть ли рядом другие храмы). А когда говорят Церковь, то подразумевают не только строение, но всех верующих людей.

 -     А как вы думаете, на что похож храм? (рассматриваем храм).

Храм  похож на корабль. Высокая колокольня как мачта. Как на мачте корабля реет флаг, так на колокольне сияет крест.

         Если бы было можно взглянуть на храм с вертолета, мы бы увидели форму строения. Форма храма может быть разная – иногда корабль, как мы уже говорили. А иногда храмы строят в форме креста, круга или звезды.

         Форма храма – это символ (знак). Круг – означает бесконечность и вечную жизнь. Как звезда указывает путь  мореплавателям, так и Церковь учит людей правильному или еще говорят праведному пути в жизни.

         Крест – это главный символ или знак христиан. Для христиан крест свят. На кресте был распят Иисус Христос – Спаситель, взявший на себя грехи всего мира и омывший их Своею Кровью. В знак любви ко Христу все христиане носят крест на груди и украшают крестами храмы.

-   Посмотрите, что мы видим над куполом? Крест.  

-  А как вы думаете, что означает слово окрестность?  Окрестность, это местность, расположенная вокруг креста.

          Осматриваем окрестности. Красивое место вокруг? Да.

-  Что мы можем видеть с места, на котором стоим возле храма? Перечисляем. Красивый вид.

          Традиционно храмы строились на возвышенных местах, по берегам рек, среди красивой природы.  Постепенно вокруг храмов возникали поселения, села, а потом города.

 - Знаете ли вы, с какого места стал строиться и расти наш город (село, поселок)?

Cобор Рождества Богородицы

Заглянем внутрь храма. Внутреннее пространство организовано так называемыми нефами (неф в переводе с французского – корабль) – продольными частями храмового помещения. В здании может быть несколько нефов: центральный, или главный, боковые и поперечный. Друг от друга нефы отделены рядами колонн, столбов или арок. Центр храма – подкупольное пространство, освещённое естественным дневным светом, проникающим через окна барабана. По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит их трёх основных частей: алтаря, средней части храма и притвора. Алтарь отделён от остального интерьера высоким иконостасом. По древней традиции находиться в алтаре могут только мужчины. Со временем присутствие в этой части храма ограничилось только священнослужителями и избранным кругом лиц. В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) – место невидимого присутствия Бога. Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения. Средняя часть храма составляет его основной объём. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников. Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделён глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры – «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора – крыльцо храма – называется папертью. С давних времён на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню. На крыльце над входом в храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящён.

Ещё в Византии сложился единый порядок украшения храма росписями. Как мы уже говорили, храм олицетворял собою космос. Верхняя часть храма – купол, световой барабан, своды – символизировала небо и заполнялась соответствующими изображениями. В центральном куполе помещался образ Спаса Вседержителя в окружении ангелов. Ниже, в простенках барабана, изображали пророков или апостолов. Ещё ниже – четырёх евангелистов. Важнейшая часть храма – алтарь. Здесь помещали изображение Богоматери Оранты. Её фигура занимала верхнюю часть центральной апсиды. Ниже размещалась композиция Евхаристия (Причащение) – Христос причащает апостолов хлебом и вином. Под Евхаристией располагалась галерея святителей – отцов православной церкви. Средняя часть храма – стены и столбы – символизировала Землю. На северной и южной стенах располагались сюжеты из жизни того святого, в честь которого назван храм. Росписи тянулись несколькими горизонтальными рядами. На столбах чаще всего изображали мучеников – «столпов евангельского учения». Особое место в росписях храма принадлежало западной стене. Издревле здесь помещали композицию «Страшный суд». Главное место в ней отводилось восседающему на троне верховному Судье – Христу. Слева и справа от него – Богоматерь и Иоанн Креститель, ангелы и апостолы. Перед троном стоят коленопреклоненные прародители человечества, первые грешники Адам и Ева. Ниже Христа изображён престол. Под ним весы – «мера дел человеческих». Рядом с ними – ангел и чёрт, взвешивающие человеческие души. Почти всю композицию по диагонали пересекает огромный змей – символ греха. Его голова находится у ног Адама, а хвост спускается в Ад. В кровавом пламени Ада на чудовищном звере сидит Сатана с душою Иуды в руках. В левом нижнем углу – Рай, к воротам которого спешит толпа праведников под предводительством апостола Петра. «Страшный суд» должен был вселять в верующих представление о неизбежности расплаты за греховную жизнь.

Собор — один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404–1405 гг.). Возведен при жизни прп. Саввы Сторожевского, который был погребен при входе в собор, справа.

Выстроен на месте деревянного храма из белого камня — известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры; четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма  добывался в верховьях Москвы-реки.

Во второй половине XVI в., после прославления преподобного Саввы на Московском соборе 1547 года,

к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы.

В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем  бронзовая сень.

Обновление обители при царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. началось с Рождественского собора, к которому были пристроены галереи, южная — с молельней царя на втором этаже, соединенной  позже с Царским дворцом. В этом помещении в XVIII — начале XX вв. находилась богатейшая монастырская ризница. В застекленных шкафах здесь размещались священные книги, драгоценные кресты, сосуды, кадила, панагии, облачения. Особо бережно хранилась фелонь прп. Саввы Сторожевского. Помимо церковных древностей и вкладов в обитель, в ризнице были одежды царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевны Софьи.

Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV–XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева.   На фасадах обнаружены красочные слои XVI в.

После Смуты собор поновлен в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича. Стены храма заново расписали 29 царских жалованных и кормовых иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. Известны имена всех участников работ, которые продолжались всего лишь теплый сезон (весна — осень) 1649 г.

На стенах храма сохранились росписи последующих времен: XVIII в., 1835 г., 1913 г.
Раскрытие живописного слоя середины XVII в. проведено бригадой реставратора высшей категории Д.Е. Брягина в 1960-х — 1980-х гг.

Работы по спасению самых древних росписей собора (росписей алтарной преграды и др.) осуществлялись Научно-исследовательским институтом реставрации по специально разработанной методике зав. кафедрой Строгановского училища В.П. Бурого.

В составе Звенигородского музея в 1990-е годы была создана бригада реставраторов монументальной живописи под его руководством, усилиями которой выведены из аварийного состояния росписи галерей, отреставрированы Саввинский придел и его притвор.

Иконостас собора середины XVII в. представляет собой одну из вершин древнерусской иконописной традиции. Строгое каноническое письмо позволяет забыть житейскую суету, в молитвенном возвышении оставшись наедине с Господом.

Пятиярусный иконостас был создан по указу царя Алексея Михайловича в 1650-е годы знаменитыми иконописцами (царскими изографами) Оружейной палаты Степаном Рязанцем (Резанцем), Карпом Тимофеевым, Яковом Казанцем и другими. Серебряные тисненые, так называемые басменные, оклады были выполнены одновременно с иконами в мастерских Оружейной палаты.

В XIX в. были исполнены сохранившиеся алтарные двери с изображениями архидиаконов Стефана и Лаврентия, а также новые оклады на тябла и колонки.
В годы революции были утрачены все иконы местного чина, драгоценное убранство нижнего яруса иконостаса и Царские врата, однако верхние ряды иконостаса практически не пострадали.

Чудом сохранившиеся иконы праотеческого, пророческого, праздничного и деисусного чинов, а также драгоценное убранство иконостаса были поставлены на государственный учет в Звенигородский музей в 1960 г.  

В 1969–1975 гг. в мастерской реставратора Д.Е. Брягина, располагавшейся в московском Ново-Девичьем монастыре, проведено изучение и полная реставрация икон и окладов. Подвижнический труд бригады Д.Е. Брягина по сохранению, консервации икон продолжили реставраторы музея А.Л. Мельниченко и М.Б. Селезнев, которыми иконостас в 1998 г. был установлен в Рождественском соборе.

К 600-летию обители его святыня — собор Рождества Богородицы — был благолепно украшен. Работы в интерьере храма по восстановлению иконостаса, устройству новой раки и сени велись архитекторами монастыря Т.Н. Кудрявцевой и послушницей Ириной Тимофеевой под руководством о. Гурия.  

 22  августа 1998 г. в обитель торжественно возращены святые мощи ее основателя. Теперь в соборе, как прежде,  справа от Царских врат располагается рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского. Ежедневно здесь собираются братия и прихожане на молебное пение, и Преподобный слышит мольбы каждого — случаи чудотворений не прекращаются и по сей день.

В храме находятся особо почитаемые и чудотворные образы: икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, написанная для монастыря на Афоне в монастыре святого Пантелеимона в 1912 г., икона Царственных мучеников, представлен для поклонения ковчег с частицей камня Гроба Господня и частицами мощей святых угодников.

Основная литература:

  • Смирнов С.К. Историческое описание Савина Сторожевского монастыря. Составлено С. Смирновым. — М., 1860. М.: Издательский отдел Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2007.
  • Яшина О.Н. Саввино-Сторожевский монастырь. Шесть веков истории. Часть вторая XVIII–XXI век. Авт. текста Яшина О.Н. М.: Издание Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2003.
  • Кондрашина В.А. Саввино-Сторожевский монастырь. Фотоальбом. Автор-составитель В.А. Кондрашина. М.: Лето, 1998.
  • Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М.: «Искусство», 1978.
  • Седов Д.А. Настоятели и наместники Саввино-Сторожевского монастыря//Саввинские чтения. М.: Северный паломник, 2007. С. 134–202.
  • Тютюнникова И.В. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: Путеводитель. М.: Северный паломник, 2007.
     

    Вереш С.В. Мастера иконостаса собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. М.: Издательство Зебра Е; Звенигород: Саввино-Сторожевский монастырь, 2007.

Тема:         Урок – экскурсия  в

Саввино – Сторожевский монастырь

                   в Звенигороде

Учителя : начальных классов  Ворониной С. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Урок математики.Числа 1-10.Урок-экскурс в Сочи 2014

Урок  математики  в  1  классе .Урок-экскурсия,посвященный  Олимпиаде  2014  в  г Сочи.  Закрепление  изученного  материала.Отрабатывает  сч...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Монастыри"

Урок изучения нового материала по предмету Основы православной культуры. Тема: "Монастыри"...

Методическая разработка уроков по теме "Подвиг" и "Монастырь"

Учащиеся углубляют знания о подвигах и жертвенности, задумываются над возможностью и необходимостью совершить подвиг ради себя, ради других и ради Бога....