Стандарты нового поколения: « Универсально учебная и метапредметная деятельность»
статья по теме

Елизова Наталья Владимировна

На сегодняшний день в современной школе стоит главная задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни.

Для решения этих задач был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который представляет собой совокупность требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл standart.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Елизова Наталья Владимировна,

Учитель начального обучения

МБОУ Боханская СОШ №2

п. Бохан.

Стандарты нового поколения: « Универсально учебная и метапредметная деятельность»

На сегодняшний день в современной школе стоит главная задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни.

Для решения этих задач был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ:

- дошкольного образования;

- начального общего,

- основного общего,

- среднего (полного) общего образования.

Если раньше цели обучения были определены как усвоение знаний, умений и навыков или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное и личностное познавательное развитие обучающихся.

 Новый стандарт ориентирован на метапредметные  (межпредметные) знания и личностный результат.

« Под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а напротив обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета» (Ю.В. Громыко).

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

Метапредметный (межпредметный) подход основывается на том, что б ученик «промысливал», а не запоминал важнейшие понятия учебного процесса, так же наличие совместной деятельности учителя и ученика.

Научить ребенка « умению учиться»  должно выступать существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования других компетенций, формирования целостной картины мира. В рамках проекта подготовки новых госстандартов, разрабатывается программа развития универсальных учебных действий (УУД).

Понятие и сущность УУД в широком значении  означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию  путем сознательного  и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно – психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия ученика, а так же связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формировать умения, включаться в организацию этого процесса.

Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося « умение учиться».

Основным результатом реализации стандартов должно стать формирование личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

В качестве методологической основы стандарта заложен системно-деятельностный подход. Это формирование видов и форм деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни. У современного школьника должна быть сформирована компетентность по формированию внутреннего ресурса человека, по постоянному освоению, обновлению новых компетенций – в этом новая методологическая установка стандарта.

Принципиальным отличием нового стандарта является то, что во главе ставится ребенок, и педагогам придется преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разрабатывать творческие программы, организовывать социальные практики, не "вбивать или натаскивать на знания", а развивать всестороннюю личность.

Согласно «Стандартам нового поколения», усилия государства направлены на повышение качества образования. Стандарты определяют необходимость создания условий для развития личности ребенка, независимо от уровня его подготовленности, для его самореализации, сохранения индивидуальности ребенка. Все это можно реализовать на современном уроке, на котором нестрашно отвечать.

 Современный урок – это, прежде всего проблемный урок. Ученик при разрешении проблемы не утверждает, а только предполагает. Дети высказывают много различных предположений, все их нужно выслушать и принять к сведению. Даже самые робкие и неуверенные в себе ученики не боятся высказываться.

Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения.

Все это придает особую актуальность задаче формирования в школе универсальных учебных действий.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение ,2008. – 148с.
  2. Казачкова С.П. Требование стандартов 2 поколения к урокам и внеурочной деятельности. – Планета,2013. -200с.
  3. Панина  Л.С. Переход начальной школы на стандарт второго поколения// доклад/ nsportal.ru . 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандарты II поколения: универсальные учебные действия (УУД)

В презентации раскрывается понятие УУД, функции УУД, виды УУД, указываются базовые образовательные технологии. К слайдам помещены заметки. Материал будет интересен учителям начинающим работать с 2011-...

Роль логопедической службы в реализации стандартов нового поколения. Связь УУД с учебными предметами.

Речевая готовность детей      к обучению проявляется прежде всегов их умении пользоватьсясловом для произвольного управленияповедением и познавательными процессами.Не ме...

Реализуем стандарты нового поколения. Воспитание нравственных качеств личности в учебной деятельности

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...

Роль и значение новой предметной области «Духовно-нравственная культура» в Стандартах нового поколения.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уни...

Инновационная деятельность педагога как условие реализации стандартов нового поколения

     Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знани...

Коллективная творческая деятельность в реализации образовательных стандартов нового поколения

Актуальность технологии КТД, принципы КТД, роль учителя на разных этапах развития коллектива, конструктор КТД, из опыта работы КТД "Классны журнал-периодическое издание класса" и КТД "Наша древняя сто...