Доклад "Развитие творческих способностей учащихся"
статья по теме

Ковалевская Виктория Эдуардовна

Виды работы по развитию творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_uchashchikhsya.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей учащихся».

Развитие творческих способностей является важной задачей начального образования. Истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие наблюдательности, сообразительности, воображения, воспитание творческой личности в целом.

Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребёнка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение.

Это новый и неизвестный детям вид деятельности и, как всё новое и неизвестное, он может являться фактором повышенной тревожности ребёнка.

Если в школе ребёнку отводится роль не учащегося, а обучаемого, т.е. пассивная роль, то скоро интерес к учению у него пропадает.

Одним из приёмов создания положительной мотивации учения может служить опора на творчество учащегося. Этому вопросу (развития творчества) я и уделяю большое внимание.

Развитие творческих способностей начинаю с первых дней обучения грамоте (в букварный период).

Игра «Собери слово»

1.Из букв, слогов собрать слово.

2.Дать полный анализ этого слова(лексическое значение, многозначность и т.д.

С И Т К И (кисти) – 2 слога, 2 гласных, 3 согласных; кисти рук, кисти для рисования, украшение (кушак), виноградная кисть, уши кисточкой.

«О чём может рассказать слово».

Такой вид работы очень нравится детям, развивает любознательность.

Страх

1.Звуко-буквенный анализ; значение.

2.Часть речи, род, число, склонение.

3.Родственные (страхота, страшила, страшный, страшится и т.д.)

4.Синонимы(боязнь, боязливый, боится…).

5.Антонимы (любители поспорить).

6.Составление рассказа, мини-сочинения.

«Когда мне было страшно»

Ученица 3 класса

«Мне никогда не было страшно. Я не знаю, что такое страх. Когда я была маленькой, меня не пугали ни луной, ни грозой, ни темнотой, ни привидениями. Я не боюсь темноты, не боюсь остаться дома одна, не боюсь смотреть страшные фильмы, т.к знаю, что это фантастика, и в жизни этого быть не может.

Единственное, когда началась война в Чечне, я испугалась, что у нас тоже начнётся война. Я не знаю, что такое война, но по рассказам бабушки, я знаю, что это очень страшно».

Ученица 3 класса.

«…Дома нет света, не работают радио, телевизор – буран порвал провода. А я одна. На столе горит свеча. Её маленький огонёк успокаивает меня: «Не бойся, ложись спать, скоро придёт мама». Я так и сделала: залезла под одеяло и уснула. Проснулась, когда пришла мама. Она меня поцеловала и сказала: «Трусишка, Спокойно ночи!».

Игра «Придумай словечко».

Проводится соревнование по рядам. Выходят учащиеся по очереди и приписывают по одной букве так, чтобы слово получилось, как можно длиннее.

Такую игру начинаю с первого класса, когда есть свободная минутка – другая. Дети любят эту игру. Пополняется словарный запас, активизируется мыслительная деятельность. Сначала идут слова в 3-4 буквы, а потом всё больше и больше. Заметно развитие учащихся.

Научит детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме помогает и такой известный вид работы, как составление предложений с одним из данных слов (например, воробей). А затем усложняется задание: составить небольшой рассказ с этим словом.

Небольшая серенькая птичка живёт рядом с нами. Любит хлебные крошки, пшено и т.д.

Очень любят дети сочинения – миниатюры. Даю только заголовок: «Чудо», «Дуб» и др.

Учащиеся сами выбирают о чём они будут писать.

Дуб.

Дуб – дерево необычное. Он долговечен, его возраст четыреста и больше лет.

Растёт на открытых, солнечных местах. Дубовый лес называется дубравой. В дубравах много грибов, земляники и лесных цветов.                                Ученик 2 класса.

Постепенно задания усложняются: написать сочинение.

Сочиняем сказки, небылицы. Самые, казалось бы, несовместимые слова собираются воедино (книга, самокат, воробей). Чаще беру словарные слова. Отрабатывается их правописание и развивается речь.

Начиная с небольших работ, переходим к более серьёзной работе.

Пишем сказки.

В обыкновенном городе, в обыкновенном доме жила обыкновенная девочка с мамой, папой и бабушкой. Девочку звали Наташей. Училась она хорошо, но, что волновало родителей, так это то, что она часто ссорилась с бабушкой, любила обманывать и сорить в доме. Как то раз девочка рисовала (а любила она рисовать всякую чепуху). И тут, как назло, бабушка позвала её обедать. «Бабушка, я делаю уроки!» - сказала Наташа и вытащила из ранца учебник. А между тем, отрываясь от книги, она брала карандаш и дорисовывала смешную рожицу. «Ты скоро или нет?» - повышенным голосом сказала бабушка. «Уже иду», - ответила Наташа и нехотя побрела на кухню с карандашом в кармане. Ела она без всякого аппетита и даже не сказала «спасибо». А потом, чтобы не ходить к ведру, она незаметно выкинула за батарею косточку от курицы. Затем Наташа вошла в свою комнату, закрыла дверь, разделась и легла спать Наступила ночь. Она легла спать. Но вдруг незнакомый, таинственный голос ей сказал: «Встань и подними косточку из-за батареи!» «Се-й-ча-а-с!» - боясь, ответила девочка. «Постой!» - произнёс голос. «Произнеси три волшебных слова: чики, бики, рики». Наташа переборола страх и повторила волшебные слова. Тут всё перед ней закружилось. Девочка на секунду потеряла сознание, а очнулась в незнакомом месте, где повсюду валялись кучи мусора. А когда у первого попавшегося прохожего спросила: «Скажите, пожалуйста, который час?», ей ответили: «159 часов 59 минут и 15 000 секунд». Разочарованная таким ответом девочка хотела заплакать, но голос поддержал её, сказав, что если она будет хныкать, никогда не вернётся домой. Еле удерживаясь от слёз, Наташа пошла вперёд по дороге. Увидев сгорбленную старушку с сумкой, она сразу же подбежала к ней и сказала: «Здравствуйте, бабушка, давайте я помогу». Но та ей ответила: «Я не бабушка, а дедушка и зовут меня Сан Саныч (Можно Пал Палыч). Наташа села на скамеечку и расплакалась. Она поняла, что в душе у неё творится такой же беспорядок, как и на улицах этого города.

И снова услышала голос: «Раз ты всё поняла, то скажи три волшебных слова в обратном порядке: рики, бики, чики». Наташа так и сделала. Она на секунду потеряла сознание и … проснулась у себя в постели. Девочка упала с кровати, бросилась к батарее, подняла косточку и отдала её собаке Бульке.

А когда настало время кушать, Наташа съела весь завтрак и вежливо сказала: «Спасибо».

Бабушка очень удивилась: «Что с тобой, внученька?» «Ничего, бабуля, просто я тебя очень люблю», - ответила Наташа.                                                           Ученик 3 класса.

Конечно, это не совершенные произведения, но творчество детей налицо.

Ещё один вид работы: продолжи рассказ.

Даётся одно предложение:

1.Однажды я повстречал….

2.Я уснул и вижу сон… Учащиеся придумывают продолжение.

Очень любят ребята сочинять.

В системе работаем с рифмами:

… - детвора

… - двора

… - чудеса

… - конца

… - ложится

… - искрится

Мастерская художественного слова. Вставить слова, которые отразят настроение, задумку автора.

Осень!      …….    Весь

Наш         ……….    Сад.

Листья   …………

По ветру     ………..  .         А.Толстой.

Для творческих работ выбираю самые разные темы:

«Один день моих каникул»,

«Я и моя семья»

«Моя мечта» и другие.

Развитие творчества продолжается на уроках окружающего мира.

Это написание сочинений:

«Путешествие капельки воды», «Спускаюсь под воду и вижу» и другие.

Составляем кроссворды на разнообразные темы (от самых простых до сложных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся"

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся", готовая разработка с презентацией (синквейн)....

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.

Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"

Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...