Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование кружка "Искусство мять бумагу"(Оригами) 1 год обучения
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Власова Светлана Владимировна

    Календарно-тематическое планирование кружка  "Искусство мять бумагу"(Оригами) 1 год обучения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon origami_1_god_obucheniya.doc107 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОРИГАМИ

    Пояснительная записка

                                                           Таинственный  мир  превращенья  бумаги.
                                                          Здесь  все  чародеи,  волшебники,  маги.
                                                          Творят  они  сказки  своими  руками.
                                                          И  мир  тот чудесный зовут  ОРИГАМИ.        

                 Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

    •  быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
    • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

               Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

              Одним из видов конструирования является оригами.  Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?

    Оригами:

    • развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
    • знакомит с основными геометрическими понятиями;
    •  улучшает способность следовать устным инструкциям;
    • расширяет коммуникативные способности;
    • воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
    • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.

                Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.

               Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:

    • конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
    • объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
    • наглядное сопровождение темы урока – например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
    •  средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
    •  элемент мероприятий – например,  «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.

                 Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

               Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.

    Цель программы:

    • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

    Задачи программы: 
    Обучающие

    • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
    • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
    • обучение различным приемам работы с бумагой.
    • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

    Развивающие: 

    • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
    • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
    • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

    Воспитательные:

    • воспитание интереса к искусству оригами.
    • расширение коммуникативных способностей детей.
    • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

               Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе (135 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

               Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
             Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
            Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

    Планируемые результаты

     освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

    К концу обучения обучающиеся должны

    знать

    уметь

    что такое оригами

    подбирать бумагу нужного цвета

    историю возникновения оригами

    выполнять разметку листа бумаги

    основные приемы работы, способ складывания базового треугольника

    пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

    название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

    пользоваться чертежными инструментами, ножницами

    название, приемы складывания модулей

    собирать игрушки – «оригамушки»

    необходимые  правила  техники  безопасности  в  процессе всех этапов работы

    составлять композицию из готовых поделок

    уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

    анализировать образец, анализировать свою работу

    Оценка  результатов  образовательной деятельности

            Наиболее  плодотворным  фактором, в  оценочной  работе  итогов  обучения, являются  выставки  работ  учащихся. В  одном  месте  могут  сравниваться  различные  модели, макеты, различные  направления  творчества. Параметры  оценивания  представленных  участниками  работ  могут  изменяться  в  зависимости  от  уровня  и  целей  проводимых  выставок. Выставки  позволяют  обменяться  опытом, технологией, оказывают  неоценимое  значение  в  эстетическом  становлении  личности  ребенка. Однако  выставки  проводятся  один–два  раза  в  учебный  год, творческая  же  работа  ребенка  постоянно  требует  поощрения  в  стремлениях.

          Одним  из  важнейших  оценочных  видов  становится  проведение  соревнований, в  процессе  которых  набираются  баллы  по  различным  характеристикам: качество  исполнения, дизайн, характеристики  движения   (скорость, дальность  и  т.п.). Ребенок, сравнивая  свою  модель  с  другими, наглядно  видит  преимущества  и  ошибки, получает  возможность  выработать  навык  анализа  для  дальнейшей  реализации  в  творчестве.

              Большое  значение  в  оценивании  итогов  обучения  имеют  разнообразные  конкурсы  к  «красным»  дням  календаря. Подарки, поделки, сувениры  с  элементами  художественного  конструирования  ребята  готовят  к  праздникам  с  большим  удовольствием. В  декоративном  решении  работы  детей  выглядят  красочно, празднично, а  иногда  и  фантастически.  Результативность  развития  художественного  мышления  ребят  оценивается  по  следующим  критериям: степень  оригинальности  замысла, выразительность  выполненной  работы, овладение  приемами  работы  в  материале. В  процессе  таких  занятий  более  интенсивно  развиваются  творческие  способности  детей (воображение, образное  и  техническое  мышление, художественный  вкус).

    Тематический план

    1 год обучения

    (33 часа)


    п/п

    Наименование тем

    Количество часов

    теория

    практика

    всего

    1.

    Знакомство с оригами

    1

    1

    2.

    Квадрат- основная фигура оригами

    1

    3

    4

    3.

    Базовая форма «Треугольник»

    1

    4

    5

    4.

    Базовая форма «Воздушный змей»

    1

    4

    5

    5.

    Базовая форма «Двойной треугольник»

    1

    3

    4

    6.

    Базовая форма «Двойной квадрат»

    3

    3

    7.

    Базовая форма «Конверт»

    3

    3

    8.

    Цветы к празднику 8 марта

    1

    2

    3

    9.

    Впереди - лето!

    2

    2

    10.

    Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

    1

    2

    3

    ИТОГО:

    7

    26

    33


    Содержание программы

    1 класс (33 часа)

    Дата

    Тематическое планирование

    Часы

    Деятельность учащихся

    Формирование   УУД

    Знакомство с оригами 

    1 ч.

           Знакомство  с  видами  бумаги  и её основными  свойствами, с инструментами для   обработки.  

    Правила  безопасности  труда  при  работе  ручным  инструментом.

                 


    Познавательные                                        

     - формулирование познавательной цели;

    Личностные

    - мотивация учения;

    Коммуникативные

    - постановка вопросов;

    - умение выражать свои мысли  полно и точно;

    Регулятивные

    - целеполагание;

    - волевая саморегуляция;

    Квадрат – основная форма оригами

    4 ч.

            Знакомство с понятием «базовые формы».

            Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).

            Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.               Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

    Познавательные

    - знаково-символические;

    - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

    Коммуникативные

    - постановка вопросов;

    - умение выражать свои мысли  полно и точно;

    Регулятивные

    - целеполагание;

    - волевая саморегуляция;

    Личностные

    - самоопределение;

    Базовая форма:
    «Треугольник»  

    5 ч.

    Стилизованный цветок.

    Лисёнок и собачка.

    Яхта и пароход.

    Стаканчик.

    Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».





    Познавательные

    - поиск и выделение информации;

    - знаково-символические

    - моделирование

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные

    - постановка вопросов;

    - умение точно выражать свои мысли;

    Регулятивные

    - целеполагание;

    - планирование и прогнозирование;

    - контроль;

    - коррекция;

    Личностные

    - нравственно- этическое оценивание;

    - смыслообразование;

    Базовая форма:
    «Воздушный змей»

    5 ч.

    Кролик и щенок.

    Курочка и петушок.

    Сова.

    Сказочные птицы.

    Композиция «Домашние птицы на лужайке».

    Базовая форма:
    «Двойной треугольник»

    4 ч.

    Рыбка и бабочка.

    Головастик и жук.

    Лилия.

    Базовая форма:
    «Двойной квадрат»

    3 ч.

    Жаба.

    Яхта.

    Композиция «Островок в пруду».

    Базовая форма «Конверт»

    3 ч.

    Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».

    Цветы к празднику             8 Марта 

    3 ч.

    8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника).             Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

    Познавательные

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    - поиск и выделение информации;

    Коммуникативные

    - постановка вопросов;

    - умение точно выражать свои мысли;

    Регулятивные

    - планирование и прогнозирование;

    - контроль;

    - коррекция;


    Личностные

    - нравственно- этическое оценивание;

    Впереди – лето!

    2 ч.

    Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».

    Познавательные

    - формулирование познавательной цели;

    - построение логической цепи рассуждений;

    Коммуникативные

    - постановка вопросов;

    - оценка действий партнера;

    Регулятивные

    - целеполагание;

    - прогнозирование;

    - контроль и коррекция;

    Личностные

    - нравственно- этическое оценивание;

    Итоговые занятия

    Оформление выставочных работ

    3 ч.

    Подведение  итогов  работы  за  год.

    Беседа  на  тему «Чему  мы  научились  на занятиях?»

    Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года. Проведение  конкурса «Самые  умелые  руки». Вручение  грамот, призов.


    Познавательные

    - формулирование познавательной цели;

    - построение логической цепи рассуждений;

    Коммуникативные

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Регулятивные

    - целеполагание;

    - оценка;

    Личностные

    - самоопределение;


    Список литературы для обучающихся

    1.    Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]:  экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1995.

    2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно - тематический план по изобразительному искусству для 3 класса

    План составлен для 3 класса по программе Неменского ФГОС...

    Календарно - тематический план по изобразительному искусству для 4 класса

    План по предмету изобразительное искусство составлен для 4 классов по программе Неменского ФГОС...

    Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

    Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...