"Лиственные деревья"
методическая разработка (2 класс) по теме

Пархоменко Елена Андреевна

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему:  "Лиственные деревья" второй  год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Лиственные деревья» и рекомендуется просмотр мультфильма "Сказка старого дуба»".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему:  "Лиственные деревья" второй  год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Лиственные деревья» и рекомендуется просмотр мультфильма "Сказка старого дуба»".

                                       Тема: «Лиственные деревья»

Цели:

- Сформировать понятие «дерево»; определить главные его части;  рассказать о классификации деревьев;

- Расширить и закрепить представления детей о многообразии лиственных деревьев;

- Формировать представления детей о приспособлении деревьев к разным климатическим условиям произрастания: южным, северным, к условиям жарких стран, джунглей.

- Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных;

   в согласовании числительных с существительными.

- Воспитывать экологическое мировоззрение: бережное отношение к природе, учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация «Лиственные деревья», мультфильм «Сказка старого дуба», гербарий листьев разных деревьев.

                                         Ход занятия:

I.Орг.момент.

II.Актуализация знаний.

- Ребята, перед вами гербарий с разными листьями. Я буду загадывать  загадки, а вы отгадывать  и находить в гербарии нужный лист.  

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых ней

Май сережки дарит ей. (Берёза)

        *****

Весной зеленела, 
Летом загорала, 
Осенью надела 
Красные кораллы. (Рябина)

            *****

Я из крошки-бочки вылез,        

Корешки пустил и вырос,        

Стал высок я и могуч,        

Не боюсь ни гроз, ни туч.        

Я кормлю свиней и белок -        

Ничего, что плод мой мелок (Дуб)

             *****

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит  (Осина)

            *****

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила,
А о чём она грустит, никому не говорит (Ива)

           *****

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают (Липа)

           *****

Белые овечки бегают по свечке (Верба)

           *****

- Ребята, загадки вы отгадали, а как их можно назвать березу, осину, иву, дуб, липу одним словом? (Деревья). – А что вы понимаете под словом дерево? (высказывания детей)

Дерево - многолетнее растение с одревесневшим главным стеблем (стволом), сохраняющимся в течение всей его жизни, ветвями, образующими крону (высота от 2 до 100 м, изредка больше) и корневой системой (показ слайда «Строение дерева).

- Как вы думаете, что общего у всех деревьев, которые вы видите на слайде презентации?  (Строение: корни, ствол, ветки). Вы совершенно правы, а как вы думаете, все ли лиственные деревья сбрасывают листву осенью?  (Нет, в странах с  жарким  влажным климатом деревья не сбрасывают листву).

- Ребята, оказывается, деревья условно классифицируют на лиственные, у которых имеются листочки (береза, рябина, каштан и др.) и вечнозеленые - деревья южных стран, джунглей, где никогда не бывает зимы, деревья не меняют и не сбрасывают листву (пальмы, баобабы).  К вечнозеленым деревьям относят так же деревья северных стран - ель, сосну, пихту.

- А вы знаете, ребята, оказывается, климатические условия влияют на то, сбрасывать листья или нет. В наших краях деревья сбрасывают листву, потому что меняются времена года: осень сменяет лето, зима сменяет осень. Поэтому, зимой деревья отдыхают, а растут только весной и летом.  

А в тундре очень короткое лето, а зима длинная и холодная, поэтому деревья растут очень медленно. Если сравнить нашу березу и березу в тундре, то наша береза высокая, а там она карликовая, невысокая.

В степи деревья тоже невысокие, потому что там жарко, сухие ветра,  и корни вынуждены уходить далеко вниз в поисках воды, а на рост кроны не хватает сил.

А в джунглях очень высокие деревья, с густой кроной и большими листьями, так как там не бывает зимы, много солнца, влаги; поэтому деревья  стараются  как можно больше впитать в себя влагу и тепло.

                                Физминутка «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

 - А теперь давайте поразмышляем: попробуем составить новые слова, например:

лист березы – березовый;

иголка сосны  (какая?) - сосновая;

ветка рябины  (какая?) - рябиновая;

лапа ели (какая?) - еловая;

свечка каштана (какая?) - каштановая;

желудь дуба (какой?) - дубовый;

пух тополя (какой?) - тополиный;

шишка кедра (какая?) - кедровая; и др.

- Перед вами иллюстрации деревьев, давайте их сосчитаем:

одна береза, две березы, пять берез;

один дуб, два дуба, пять дубов;

одна осина, две осины, пять осин;

один кедр, два кедра, пять кедров;

один тополь, два тополя, пять тополей;

одна сосна, две сосны, пять сосен;

одна ель, две ели, пять елей.

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием.

                                      Игра «Деревья нашей области»

Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашей области. И если растут – хлопните в ладоши, а если нет – молчите. (Дуб, груша, малина, мимоза, осина, облепиха, береза, клен, черемуха, лимон, апельсин, липа, баобаб). Молодцы! Но это только начало. Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (Слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, алыча, тополь,  калина). Молодцы!

                                       Тренинг «Порассуждаем?»

- Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (Оно дышит, питается, растет, размножается.)

- А как дышит дерево? (Листьями). Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород – это чистый воздух, необходимый для жизни людей.  

- Какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные.)

- Как определить, узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается.)

- А от чего деревья болеют? (Поселились вредные насекомые.)

- Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел.) У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола.

- Кто знает, как называют дятла? (Лесной доктор.)

- От чего еще болеют деревья? (Кто-то порезал кору, сломал ветку и т. д.) Да,  кто так делает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сокозабора необходимо замазать ранку на стволе глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло!

- Как вы думаете, есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и за деревьями?

- Кто знает, как называется эта профессия? (Лесник, егерь) Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги.

- Что же можно сделать из коры дерева?

Верно, из коры березы изготавливают различные художественные поделки, туески. В древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали письма, грамоты на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти. Пробки для термоса делают из коры пробкового дуба. А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения десен. Кора болиголова идет для дубления кожи. Многие ваши мамы используют такую приправу, как корица,- это измельченная кора дерева, растущего в Азии.

Деревья – это богатство и украшение нашей земли. Их надо беречь!

                                   Игра "Как бы вы поступили?"

Ситуация №1. Мальчик сделал острый меч и давай кустарник сечь

Да кричать: "Я здесь храбрец!"

Вопросы классу: - Что, он вправду молодец?

- Что будет с тем молодняком деревьев, который порубил мальчик?

- Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль двора и тротуаров? - Чем отличается куст от дерева?

Ситуация №2. Посмотрите на Захарку, он нарвал цветов охапку.

А подумайте вот только: ну, зачем цветов рвать столько?

Вопросы классу: где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?

Ситуация №3. Деревья садят дети, а две подружки эти

Глядят со стороны. Стоят, не помогают

И деток убеждают " Деревья не нужны".

- Нужны ли деревья людям? - Какие виды деревьев вы знаете?

- В чём главное отличие в строении дерева от строения других растений?

Как вы думаете, какую пользу приносят деревья?  (Очищают воздух, на них живут птицы, кормятся животные, создают тень от солнца).

- А как мы можем охранять деревья?  (Не разводить огонь, не засорять лес, не ломать ветки).

III. Итоги урока.

- Ребята, напомните, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на занятии?

- Какие деревья относятся к лиственным?

- Какие относятся к вечнозеленым?

- Почему одни деревья сбрасывают листву, а другие нет?

- Почему и отчего нужно беречь деревья?

IV. Просмотр мультфильма «Сказка старого дуба».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". Тема "Хвойные и лиственные деревья"

Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". На уроке используются разнообразные формы работы: ролевая игра, исследование, самостоятельная работа. На уроке используется презентация....

Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края

Урок рзработан для уточнения  и закрепления  знаний учащихся о  лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...

Тема: Лиственные деревья- дуб

- Расширить и закрепить представления детей о дереве-дуб;- Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных;   в согласовании числительных с существительными.- Воспитыва...

конспект урока по природоведению на тему "Хвойные и лиственные деревья"

Урок предназначен для глухих учащихся. Цель данного урока: понакомить учащихся с хвойными и лиственными деревьями, по каким существенным признакам объединили хвойные деревья в одну группу, чем они отл...

Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: "Лиственные деревья" 1 класс, ПНШ.

Цель: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о лиственных деревьях и весеннем пейзаже. Планируемые результаты:Личностные:- учебно-познавательн...