"ЗДОРОВЬЕ! Будь с нами!"
презентация к уроку по теме

Разработка проекта по ЗОЖ и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove.rar2.08 МБ

Предварительный просмотр:

                     

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится постоянно в движении»                                                 Жан-Жак-Руссо.

Здоровье и физическое состояние наших детей вызывают серьёзную тревогу. Среди выпускников школы лишь каждый пятый может считаться здоровым. За период обучения в школе число детей с нервно-психическими отклонениями и расстройствами увеличивается в 4 раза, близорукость возрастает в10 раз, около 25-30% детей, приходящих в 1 классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже 70-80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Основная задача, стоящая перед учителями нашей школы – организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью школьника. Поэтому я в соавторстве с Н.В. Буторовой составила комплексно-целевую программу «В здоровом теле - здоровый дух».(2008г.)  Работая по этой программе  учебно-воспитательный процесс строился таким образом:

- обучение в первой половине дня;

- сокращение уроков до 35 минут;

- увеличение перемен до 20 минут;

- организация динамической паузы на улице;

- проведение физкультминуток, музыкальных минуток, упражнения для глаз, для осанки;

- организация зарядки перед первым уроком;

- 1 раз в месяц «Дни здоровья»;

- экскурсии, походы, интеллектуальные игры, подвижные игры на переменах;

- часы общения каждую среду, беседы о здоровье с учащимися;

- 3 часа физкультуры в неделю;

- родительские собрания с приглашением мед. работников;

- работает группа продлённого дня, обязательная прогулка на свежем воздухе.

       Уроки разрабатываю в режиме двигательной активности, использую оздоровительные минутки, аутотренинги, музыкальные минутки, дыхательную гимнастику, что предупреждает утомляемость.

       Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.

        Затем  мы решили разработать проект «ЗДОРОВЬЕ! Будь с нами!»  Стали участниками 4 муниципального фестиваля педагогических проектов Таврического района, стали лауреатами, затем принимали участие в региональном этапе Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций -2011. Хочу поделиться разработкой проекта «ЗДОРОВЬЕ! Будь с нами!». Ещё наша школа  является участником регионального инновационного комплекса «Школа – территория здоровья !»  

   Проект по теме: «ЗДОРОВЬЕ! БУДЬ С НАМИ!»

( Знай! Друзья, Охваченные Радостью Оздоровления, - Великое Единение! Будь с нами!)

                          «Забота о здоровье ребёнка – это

                           не просто комплекс санитарно-

                           гигиенических норм и правил…

                           и не свод требований к режиму,

                           питанию, труду, отдыху. Это прежде

                           всего забота о гармоничной полноте

                           всех физических и духовных сил, и

                           венцом этой гармонии является

                           радость творчества»

                                                          В.А.Сухомлинский

Актуальность данной темы обусловлена многими факторами. С одной стороны, проблема снижения уровня здоровья, с другой  заказ на повышение результативности деятельности школы от учредителя и родителей и на реализацию потребности в личностном росте, самоутверждении и саморазвитии – от обучающихся.

    В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»  Ещё  А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

    А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

       По данным Минздрава России, из 13,4 миллиона детей школьного возраста более половины – 53% – имеют ослабленное здоровье. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16%, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет – на 18%; продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной систем, крови и кроветворных органов, врождённых аномалий и анемий. Частота низкой массы тела у детей и её дефицит выявляются в 3 раза чаще, чем десять лет назад. Около 7% школьников страдают ожирением.

    Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, « всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему».  

     Всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.

      Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. 

Тема нашего проекта «ЗДОРОВЬЕ! Будь с нами!»

Цель: создание реальных социально-гигиенических и социально-психологических условий в школе, способствующих сохранению духовно-нравственного, психического и физического здоровья детей.

Задачи:

1. Увеличение объема двигательной нагрузки учащихся на уроке и внеурочной деятельности.

2. Воспитание негативного отношения к  вредным привычкам.

З. Распространение информации о способах оздоровления организма. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления организма.

4. Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

5. Формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.

6. Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Этапы реализации проекта (3 года):  

Первый этап – подготовительный (2010-2011 уч. год)

Цель: Разработка проекта. Создание условий здоровьесберегающего процесса.

Второй этап – основной (2011-2012 уч. год)

 Цель: реализация проекта. Создание здоровьесберегающей модели и отработка всех её звеньев.

Третий этап – заключительный (2012-2013 уч. год)

Цель: Анализ деятельности, корректировка, перспективы на будущее.

Теоретическое обоснование.

В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя:

основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, использование

конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.

     В.Ф.Базарный, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории физиологоздравоохранительных проблем обучения, провёл обследование полутора тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже допустимого предела ( расстояние « глаза-тетрадь-книга» составляло 20 см и  меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты   ( работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и потере здоровья школьников.

    Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у школьников тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол.

     Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.

     В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,- это высшая свобода моторики. В Тибетской медицине, например, пространству отведена главная роль в развитии человека. А что мы делаем? Мы заключаем детей с 6-7 лет в бетонные тупики.  И ещё в 30- сантиметровые книжные тупики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших книг. А мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье.  Сильное впечатление производит на меня идея В.Ф.Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём изображается сельский пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень, зима, весна, лето.

     Продумывая урок, я планирую, где можно использовать материал экологической стенки, подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания.

     А как же использовать зрительно- пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического  материала. Предъявляемый дидактический материал может быть  маленьких размеров (раньше нам запрещали его использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

    Способствует расширению зрительно- двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.

Основные направления реализации программы:

1.Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий.

а) Соблюдение теплового режима.

б) Поддержание в помещениях школы чистоты.

в) Соблюдение нормативов освещенности в классах.

г) Организация санитарного контроля за состоянием воды, качеством пищи,

   приготовляемой в школьной столовой. Использование промышленных фильтров очистки холодной воды, используемой для приготовления пищи.

д) Организация в классах питьевого режима за счет доставки экологически чистой  воды.

е) Соблюдение гигиенических норм и правил учащихся.

ж) Организация здорового витаминизированного и разнообразного питания

     учащихся школы.

з) Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных

    заболеваний среди учащихся.

2. Профилактика заболеваний учащихся.

а) Организация медицинского всеобуча для учащихся и родителей.

б) Организация медицинского обследования.

в) Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных

    заболеваний среди учащихся, максимальная вакцинация учащихся против гриппа, гепатита и т.д.

г) Беседы, лекции, просмотры научно - популярных программ, фильмов.

д) Проведение общешкольного конкурса «Самый здоровый класс», «Самый

   спортивный класс».

3. Условия для здоровья на уроке.

А) Санитарно-гигиенические условия и условия, учитывающие физиологию человека.

а) Формирование правильной осанки.

б) Правильное размещение учащихся при посадке, учитывающее состояние

    здоровья, смену места и т.д.

в) Физкультминутки до 7-го кл. включительно.

г) Использование мебели, соответствующей росту учащихся.

Б. Морально-психологические.

а) Деловая, деятельная атмосфера.

б) Уверенность в успехе.

в) Благожелательность, установка на деятельность и конкретную цель.

г) Раскованность (отсутствие психологических "зажимов")

4. Урочная и внеурочная работа.

а) Открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ.

б) Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.

в) Спортивные кружки и секции:

- волейбол;

- футбол;

- стрелковый кружок;

- шашки и шахматы;

- легкая атлетика;

- рукопашный бой;

- ОФП;

- военно-спортивный кружок.

5. Изменение подходов к урокам физкультуры и внеурочной работе.

а. Увеличение количества уроков физкультуры до трёх

б. Увеличение объема физической нагрузки за счет повышения

    плотности, моторности, динамичности уроков.

в. Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого

    ученика.

г. Активное включение и использование идеи состязательности, свойственной  детям.

д. Мотивация учащихся на повышение своей физической культуры, формирование  красивого тела и вооружение их методикой для самостоятельных тренировок.

6. Расширение и дополнение спортивно-массовой работы.

а. Проведение 3 раза в год "Дня Здоровья".

б. Организация внутришкольных соревнований, праздников, игр; встреч родителей и учащихся.

в. Культивировать с начальной школы массовость, активность в школьных

    вечерах, танцах,  средство расширения двигательной активности.

г. Использование времени перемен для расширения двигательной активности (через подвижные игры и спортивные игры).

   Разработка и проведение игр, способствующих реализации целей данной программы.

д. Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление  лучших спортсменов.

7. Создание "Программы здоровья учителя" . включающую в себя:

а. Творческую активность, одухотворенность.

б. Поддержание благоприятного морально-психологического климата.

в. Организацию здорового образа жизни.

г. Занятия физкультурой и спортом.

д. Отказ от вредных привычек.

е. Апробирование приемов и средств оздоровления организма.

ж. Пропаганда здорового образа жизни через уроки биологии, ботаники, географии, химии, ОБЖ.

   Ожидаемые результаты:

-Снижение уровня заболеваемости детей.

-Формирование здорового образа жизни в школе и семье.

-Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

-Расширение и углубление теоретических знаний учащихся в области здорового образа жизни.

- Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

Способы их достижения:

1. Мониторинг состояния здоровья школьников.

2.Сотрудничество с родителями.

3.Проведение уроков здоровья и профилактических бесед.

4.Снижение нагрузки учащихся.

Факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся:

- недостаток двигательной активности учащихся;

- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;

- несовершенство учебных программ и технологий;

- авторитарный стиль преподавания;

- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;

- неправильное питание учащихся;

- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;

- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.

Кадровое обеспечение.

1.Администрация.

2.Медицинские работники.

3.Учителя физкультуры.

4.Психолог.

5.Классные руководители.

6. Родители.

 

Список литературы

1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги. И уроки здоровья.1-5 классы .М., ВАКО, 2004.

2. Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. СПб,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2004.

3. Лабутин Н.Ю., Майский А.Б. Педагогические здоровьесберегающие технологии // Здоровье детей: прил.газ. «Первое сентября». 2003 №23 –С.12-13

4. Методические рекомендации по охране здоровья учащихся / Сост.Н.А. Пономарева и Ю.Г. Максимов. – Глазов: РЖГВ, 2006.

5.Обухова Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М., ТЦ «Сфера», 2001.

6.Синягина Н.Ю.Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. Установки и упражнения. М.,  Гуманитар .Изд. центр ВЛАДОС, 2004.

7.Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. –М.:Аркти, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа здоровья "Будь здоров"

      Программа поможет решить проблемы, связанные с личным здоровьем школьников. Здоровье человека – одна из важнейших проблем, так как уже в школьном возрасте наблюдается...

Классный час: «Хочешь быть здоровым? Будь!»

Моим ученикам очень понравился...

Классный час: «Хочешь быть здоровым? Будь!»

Моим ученикам очень понравился...

Практико-ориентированный проект "Здоровье! Будь с нами!"

Актуальность данной темы обусловлена многими факторами. С одной стороны, проблема снижения уровня здоровья, с другой  заказ на повышение результативности деятельности школы от учредителя и родите...

Если хочешь быть здоровым- будь им!

Внеклассное мероприятие ...

внеурочное занятие "Здоровая еда с нами всегда"

Цели: сформировать у детей установки на здоровый образ жизни, осознанный выбор полезных, свежих продуктов и научиться составлять сбалансированный рацион.Задачи:·...

День Здоровья «Хочешь быть здоровым – будь им!»

Традиционно в День Здоровья в нашей школе проходит спортивный праздник, в котором участвуют не только школьники, но и учителя....