внеурочное занятие "Здоровая еда с нами всегда"
методическая разработка по зож (3 класс) на тему

Крылова Наталья Михайловна

Цели: сформировать у детей установки на здоровый образ жизни, осознанный выбор полезных, свежих продуктов и научиться составлять сбалансированный рацион.

Задачи:

·        обобщить знания о правилах питания, представление о здоровом образе жизни,

·         сформировать ответственное и сознательное отношение к своему здоровью у детей.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 8-10 лет    

Педагогические условия: психолого-педагогические – возможность проведения занятия в группе детей из одного или разных классов (примерно одного возраста), уже ранее занимавшихся по курсу «Здоровей-ка» в 1-2 классах; наличие кабинета, оборудованного интерактивной доской для показа слайдов с рисунками; создание комфортной среды для детей с целью развития у них осознанного выбора безопасного места общественного питания и полезных блюд и продуктов;

 организационно-педагогические - совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания занятия, состоящего из 9 частей, в течение которого происходит смена форм деятельности детей (беседа, анализ ситуации, игра, обсуждение интересных фактов о еде, прослушивание советов доктора Здоровячка, физкультминутка, проведение опыта, практическое занятие, формулирование золотых правил питания, подведение итогов занятия (рефлексия).

Планируемые результаты:

 усвоение необходимых правил и норм здорового  и безопасного образа жизни;

появление или укрепление желания заботиться о своём здоровье;

укреплять его и относиться к нему как к ценности, данной природой;

А также формирование умения не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью (выбирая безопасный пункт питания и золотые правила)

необходимость или потребность обращаться к врачу по вопросам питания и здоровья и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий внеурочного занятия472.79 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание внеурочного занятия «Здоровая еда - с нами всегда»

  1. Беседа по теме

Ребята, наш доктор Здоровячок советует: чтобы правильно питаться, следует соблюдать два условия – умеренность и разнообразие.

 - Что значит умеренность?

Древнегреческому мыслителю Сократу принадлежит такое изречение: «Мы едим для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть». Оказывается переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переварить, когда человек за небольшой промежуток времени поглощает большое или огромное количество пищи. Кроме того, этот человек чувствует тяжесть в желудке, ему ничего не хочется делать.

- Что значит разнообразие?

Ни один продукт питания не содержит всех питательных веществ, необходимых для поддержания полноценного здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы мы могли двигаться, мыслить, не уставать слишком быстро, препятствовать утомляемости (Мёд, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие виды продуктов помогают строить наш организм, обновлять наши мышцы, кости, кровь, нервную систему и делают его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – овощи и фрукты – включают много витаминов и минеральных веществ, помогающих организму расти и развиваться (зелень, ягоды, морковь, томаты, цветная  и другие виды капусты)

- Ребята, объясните, как вы понимаете пословицу «Овощи кладовая здоровья». Придумайте загадки об овощах и фруктах.

- Подумайте, можно ли приготовить обед из трёх блюд,  если у вас будет только свекла,  фасоль, картофель, лук и сушёные яблоки.

- Какие продукты вы больше всего любите?

  1. Анализ предложенной ситуации

(Предлагаем чтение и обсуждение стихотворения С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»)

  1. Юля плохо кушает,

Никого не слушает.

6. Смотрит строго и сердито:

- Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,

Безусловно, не больна!

2. - Съешь яичко, Юлечка!

- Не хочу, мамулечка!

- Съешь с колбаской бутерброд!  

Прикрывает Юля рот.

7. А тебе скажу, девица:

Все едят - и зверь и птица,

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят

3. - Супик?

- Нет...

- Котлетку?

- Нет... -

Стынет Юлечкин обед.

8. С хрустом Конь жует овес.

Кость грызет дворовый Пес.

Воробьи зерно клюют,

Там, где только достают,

Утром завтракает Слон -

Обожает фрукты он.

4. - Что с тобою, Юлечка?

- Ничего, мамулечка!

- Сделай, девочка, глоточек,

Проглоти еще кусочек!

Пожалей нас, Юлечка!

- Не могу, мамулечка!

9. Бурый Мишка лижет мед.

В норке ужинает Крот.

Обезьянка ест банан.

Ищет желуди Кабан.

5. Мама с бабушкой в слезах -

Тает Юля на глазах!

Появился детский врач -

Глеб Сергеевич Пугач.

10. Ловит мошку ловкий Стриж.

Сыр швейцарский

Любит Мышь...

11. Попрощался с Юлей врач -

Глеб Сергеевич Пугач.

И сказала громко Юля:

- Накорми меня, мамуля!

  1. Игра «Угадай-ка»

- Друзья, давайте с вами вспомним о молоке, таком хорошо знакомом вам продукте. Знаете ли вы, какие продукты можно выработать (получить) из молока?

Давайте с вами поиграем: назовите какой-нибудь молочный продукт, ваш товарищ – другой продукт из молока и т.д. название повторять дважды нельзя. Выигрывает тот, кто сможет назвать наибольшее количество видов молочной продукции.

А вспомнить некоторые продукты, изготовленные из молока, вам поможет текст на доске (показываю  слайды)

  • Если молоко оставить на сутки в тёплом месте, оно скиснет и получится …(простокваша)
  • Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток белого цвета…( творог)
  • Если молоко поставить в хорошо разогретую духовку и подержать там часа два, то получится… (топлёное молоко)
  • Если в горячую духовку поставить скисшее молоко, то из него выйдет… (домашний сыр)
  1. Это интересно!

Знаешь ли ты, что продукты и блюда могут стать экспонатами музеев? Между прочим, в мире существует 13 музеев хлеба. Один из них находится в Санкт-Петербурге. Его посетители могут узнать, когда и как человек стал выпекать хлеб, познакомится с различными рецептами хлебных изделий, увидеть утварь и посуду, в которых выпекался хлеб 100 и даже 200 лет назад.

В Финляндии есть музей молока, В Голландии – музей сыра, в Германии – музей колбасы и огурцов.

В Москве и Санкт-Петербурге открыты музеи общественного питания, где можно познакомиться с историей кулинарии, увидеть кулинарные книги и журналы, печатавшиеся в прошлом веке. Изучить различные виды сервировки стола.

А есть ли в нашем городе такие музеи? Есть ли там экспонаты, связанные кулинарной тематикой? Какие именно?

(В нашем городе таких музеев нет, но есть шоколадная фабрика Конфаэль. В ней можно заказать картину-репродукцию, выполненную шоколадными красками. Можно самим нарисовать картину на плитке белого шоколада и изготовить шоколадные конфеты ручной работы под руководством мастера). Ребята, а вы бы хотели побывать на шоколадной фабрике?

  1. Доктор Здоровячок даёт нам советы
  1. Воздерживайтесь от жирной пищи.
  2. Остерегайтесь есть очень острое и солёное.
  3. Сладостей тысячи, а здоровье одно.
  4. Совет мамам, бабушкам: когда готовите, добавьте в блюдо немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.
  5. Овощи и фрукты – полезные продукты.
  1. Минутка здоровья

(проводит учитель или желающий ученик)

У нас славная осанка

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем тихо, как лисята,

А вот если надоест,

То пойдем все косолапо,

Как медведи ходят в лес!

  1. Проведение опыта

- Как определить, жирная ли пища?

Взять небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы, сала и т.п. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10-15 мин посмотреть. Если продукт жирный, на бумаге останется жирное пятно.

(Ребята, какой продукт оказался жирны, а какой нет? Сало и колбаса оставили жирный след, а хлеб и яблоко - нет)

  1. Практическое задание  

(определяем где лучше перекусить или пообедать, выбирая место общественного питания)

Рассмотри внимательно рисунки. Какой вариант еды за пределами дома тебе кажется наиболее полезным для здоровья? Почему?

  1. Киоск по продаже хот-догов и       шаурмы  
  1. Перекус в кафе на АЗС (автозаправочной станции)е
  1. Ланч в городском кафе, где можно помыть руки и выбрать горячее  блюдо или салат
  1. Пирожки на улице у незнакомой бабушки в людном месте

Показ слайдов с рисунками мест питания (представлены в иллюстративном материале)

  1. Золотые правила питания

(дети пробуют сформулировать сами, если требуется помощь - помогает учитель)

  1. Главное  - не переедайте.
  2. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует  потребностям организма.
  3. Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
  4. Перед приёмом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, таким образом благодаря всех, кто вложил свой труд в создание продуктов для приготовления  вашего завтрака, обеда или ужина.
  1. Подведение итогов занятия
  • Какие условия правильного питания вы запомнили?
  •  Что может произойти с человеком, если он будет плохо питаться?
  • Какой пункт питания для сохранения здоровья предпочтительнее, лучше?
  • Повторите правила питания, которые вы  постараетесь соблюдать.

Если вам понравилось наше занятие и вы узнали много нового или интересного, то раскрасьте зелёный лепесток нашего цветка. Если вы были невнимательны или вам иногда было скучно, раскрасьте лепесток жёлтым цветом. Если вам было не интересно или вы не узнали ничего нового – раскрасьте красным цветом.

Иллюстративный материал

Рисунки мест питания в общественных местах

https://pp.vk.me/c631126/v631126600/1182f/PohFNF6gfkU.jpg

1 – киоск по продаже

хот-догов и       шаурмы  

2 – кафе на АЗС (автозаправочной станции)

https://pp.vk.me/c631126/v631126600/11843/dRYtZhiGCpA.jpg

https://pp.vk.me/c631126/v631126600/11839/8tGCiqIKxXE.jpg

3 – городское кафе с выбором  горячих блюд, соков и салатов

4 – пирожки и чебуреки у бабушки, торгующей на улице в людном месте

https://pp.vk.me/c631126/v631126600/1184d/hrPKqgxgxxw.jpg

Список использованных источников

Литература

  1. Л.А. Обухова , Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. - 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М.:ВАКО, 2014
  2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. - Формула правильного питания / Рабочая тетрадь .М.:ОЛМА Медиа Групп, 2013
  3. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / Сост. А.В. Енин. – М.: ВАКО, 2016
  4. Варфоломеева Елена Павловна .- Педагогические условия формирования культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология . 2015. №1

Интернет – ресурсы

  1. http://lukoshko.net/mihal/mihal44.shtml
  2. http://pedsovet-intergu.ru/?main=topic&id_topic=1607&print=1
  3. http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-kultury-mezhlichnostnyh-otnosheniy-mladshih-podrostkov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 23.02.2016).
  4. http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf



 

Комментарии

Крылова Наталья Михайловна

Считаю, что данная разработка станет полезной для учителей началки для проведения внеурочки по здоровьесберегающему курсу.