Программа внеурочной деятельности "Грамоте учиться всегда пригодится"
рабочая программа на тему

Содержание  программы: пояснительная записка, тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА П. СОСНОВКА»

СОГЛАСОВАНО                                                    УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по ВР                                           Директор школы

_______Успанова Л.Ж.                                          _________Л.В. Сайгушкина                                   «___»______________2012г                                   «___»______________2012г                                                                          

 ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

в 3 классе

« Грамоте учиться всегда пригодится »

Полынкова К.А.

Учитель начальных классов

МОСШ п. Сосновка

2012-2013 уч. г.

Пояснительная записка

В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

 

Данная программа является модифицированной. За основу взяты программы:

4.     «Школа развития речи» Соколовой Т. Н.

5.     «Юным умникам и умницам» Холодовой О.

6.     «Развивающие занятия» Языканова Е. В.

   Сущность модификации состоит в том, что в данной программе соединены несколько типовых программ, которые дополнены новыми содержательными блоками.

 

                                     

Цель и задачи программы

         Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:

1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;

2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

 

Отличительные особенности программы

 Данная программа рассчитана на 3 года. Форма организации - кружок. Каждый курс рассчитан на 37 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;

5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

 

Содержание программы

 Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе  согласно требованиям образовательного стандарта.  Наряду с этим,  на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом,  содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся   с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.

Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

 

Методы и формы организации

 Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся параллельных классов. Основу составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.

Методы, которые используются при организации  занятий в рамках данной программы, отличаются  от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

 

         

Поурочное  планирование кружка «Грамоте учиться всегда пригодиться»

№ п/п

Тема

1

Вводное занятие. «Сколько знаете вы слов.»

2

Тематические группы слов. (по обобщающему слову)

3

Формирование умения давать характеристику в готовой классификации и выбирать основание для классификации.

4

Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию и выбирать основание для классификации.

5

Комбинированные задания для овладения операцией классификации. Проверочная работа.

6

Чудесные превращения слов. (Замена 1 буквы в слове)

7

Чудесные превращения слов. (Слова – матрёшки)

8

Цепочки слов, основанные на замене букв.

9

Знакомство с жителями страны звуков – звуковичками.

10

Звуки в слове. (фонетика)

11

Игры и задания, основанные на делении слов на слоги.

12

Закрепление пройденного. Игра «Умники и умницы».

13

Что бы это значило? Знакомство с ребусами.

14

Обучение решению и составлению ребусов.

15

Однозначные и многозначные слова

16

Прямое и переносное значение многозначных слов.

17

Слово одно, а значений несколько.

18

Слова близнецы. (Омонимы.)

19

Слова – «родственники». (Однокоренные слова)

20

Слова – «родственники». (Однокоренные слова)

21

Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).

22

Слова – «друзья» (синонимы)

23

Слова – «друзья» (синонимы)

24

Слова – «родственники» и слова – «друзья».

25

Слова – «враги» (антонимы)

26

Слова – «враги» (антонимы)

27

Закрепление изученного. Проверочная работа.

28

Знакомство с фразеологическими оборотами.

29

Фразеологические обороты.

30

Работа с пословицами и поговорками.

31

Работа с пословицами и поговорками

32

Карусель загадок.

33

Загадки – шарады.

34

Игровое занятие «Мы любим загадки»

35

Закрепление пройденного материала.

36

Итоговая проверочная работа.

37

Подведение итогов. Награждение по итогам года.

Ожидаемые результаты

- расширение словарного запаса учащихся

- расширение и углубление запаса знаний учащихся

- умение находить подход к решению нестандартных заданий

- применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

- участие в школьных, районных олимпиадах

Приводить примеры многозначности слов, синонимов и антонимов.

Различать близкие по смыслу и однокоренные слова

Определять количество слогов в слове, ударные и неударные слоги.

Подбирать рифмованные слова.

Находить речевые ошибки

Характеризовать средства художественной выразительности в тексте – эпитеты, сравнения

 

Список литературы.

  Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей» 1 класс Москва «Росмэн» 2002

     Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей» 2 класс Москва «Росмэн» 2002

     Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей» 3 класс Москва «Росмэн» 2003

     Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей» 4 класс Москва «Росмэн» 2003

     Ушаков Н. Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах», Москва, «Просвещение, 1971

     Рындина Н. Д. «Мир логики», Ростов на Дону, «Феникс» 2008

     Соколова Т. Н. «Школа развития речи» 1 класс, Москва, «Рост» 2008

     Дик Н. Ф. «Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе», Ростов-на- Дону, «Феникс», 2009

     Ходова Т. В. «Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа» Москва, «Айрис-пресс» 2007

     Языканова Е. В. «Развивающие занятия», 2 класс, издательство «Экзамен», Москва, 2010

     Языканова Е. В. «Развивающие занятия», 3 класс, издательство «Экзамен», Москва, 2010

     Языканова Е. В. «Развивающие занятия», 4 класс, издательство «Экзамен», Москва, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Учиться всегда пригодится"

Игра-соревнование «Учиться всегда пригодится» для учащихся начальных классов. В конспекте представлены  задания- тесты из области русского языкая. чтенияя. математики и окружающего мира. Кла...

Познавательная игра "грамоте учиться- всегда пригодиться"

Интеллектуальная игра для первоклассников  по обучению грамоте(УМК любой0...

Эссе "Учиться всегда пригодится"

Эссе учителя на тему "Учиться всегда пригодится"...

Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс

    Программу  «Грамоте учиться- всегда пригодится» можно использовать как  для дополнительных занятий  по русскому языку, так и на уроках русского языка (отдельные зад...

Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс

    Программу  «Грамоте учиться- всегда пригодится» можно использовать как  для дополнительных занятий  по русскому языку, так и на уроках русского языка (отдельные зад...

Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс

Программа «Грамоте учиться – всегда пригодится»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного разв...