Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие "Грамоте учиться - всегда пригодится".
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Томилина Ольга Сергеевна

    Внеклассное мероприятие

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx36.48 КБ

    Предварительный просмотр:

     Внеклассное мероприятие

    « Грамоте учиться - всегда пригодится».

    30.10.2010

    Томилина О. С.


    Тема: « Грамоте учиться - всегда пригодится».

    (Внеклассное мероприятие)

     Цель: привить любовь к  великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

    Вступительное слово учителя.

     С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился, как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём  учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаём о том, чего ещё не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? ( Ответы учащихся: Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. С. И. Ожегов.)

        А по  определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар  говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь». И сегодня мы будем разумно общаться, и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

                                                   РАЗМИНКА                                                    

    1. Что у цапли впереди, а у зайца позади?  ( Буква «ц».)
    2. Как перечислить по  порядку пять дней недели, не называя при  этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
    3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Сто нет).
    4. Что общего у дня и ночи? («ь» знак на конце.)
    5. Что находится между горой и оврагом? ( Буква «и».)
    6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. (« Длинный» язык, язык Пушкина, вареный язык.)

    Путешествие начинается под песню « Голубой вагон».

    1.  Мост через речку
    2.  

     Мост через речку      является фонетический разбор слова «ЗЛИТЬСЯ». Кто сделает его, тот на другом берегу реки, ближе к финишу.

    - Какова роль звуков в речи?  

    Ответ на него можно найти, прочитав следующие четверостишие:

    1. На брата сердится сестра,

    Её зовут Марина,

    А он стоит среди двора,

    Кричит: «Ты где, малина?»

    1. Две сороки стрекочут, сидя на дубе:

    -Скоро ли, старая, бурю встречать?

    Не стара я, сестрица, не стара?

    1. Жёлудь сорвался с дуба и сердито пробубнил

    -Буду бить вас обеих белобоких

    Буду бить белооких.

    1.  Посёлок «Фонема».

    Сколько на свете звуков?

    Сколько в снегу снежинок,

    Сколько  в дожде  дождинок,

    Сколько в песке песчинок –

    Столько звуков в речи!

       

    1. Вспомните изученные вами скороговорки. Прочтите их, назовите преобладающий в них звук, дайте характеристику.
    2. Работа с загадками.

    –Запишите отгадки и скажите, чем отличаются они друг от друга.

    А)  С глухим шипящим круглый, как мячик, со звонким, как огонь горячий.

    (шар-жар)

    Б) С глухим согласным наливаюсь в поле,

    Со звонким – сам звеню в раздолье

    (колос – голос)

    С глухим – траву она срезает,

    Со звонким – все листочки объедает.

    (коса – коза)

    1. Привал «У костра»

    Конкурс знатоков пословиц

    К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.                    

    1.Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости». («Поспешишь - людей насмешишь».)

    2.Украинская: «И живи до старости, и учись до старости». ( « Век живи - век учись».)

    3.Киргизская: « Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь». ( Тише едешь – дальше будешь.)

    4. Малайская: « Кончил шить – оборвал нить». ( Сделал дело - гуляй смело.)

    5. Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». ( Что посеешь то пожнёшь. Как аукнется, так и откликнется.)

    6. Таджикская: « Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». ( Без труда не вытянешь рыбку из пруда.)

    7. Каракалпакская: « Если кривы дерева, то от них и тень крива». ( Яблоко от яблони недалеко падает.)

    8. Казахская « Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного». ( Не давши слова – крепись, а давши – держись. Не будь щедр на слова, будь щедр на дела.)

    9. Удмурдская: «Слово не стрела, а сердце пронзает». ( Слово не воробей, вылетит, не поймаешь. Меткая слово – что пуля снайпера.)

    1. Деревушка « Алфавит».

    Приближаемся к д. Алфавит. Перед деревушкой ворота: с одной стороны ъ, с другой ь – спорят о чем – то и хотят услышать от нас ответы на вопросы; только нам можно войти в город.

    -  Что такое алфавит?

    -  Каким, другим словом можно назвать алфавит и почему?

    -  О чем спорят ъ и ь?

    - По деревушке передвигаемся группами. Ваши задания:

    Выписать из орфографического словаря  5 существительных, 5 прилагательных, 5 глаголов, 5 местоимений.

    1. Пик « Ударение».

    К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. Можно написать больше столбиков, тогда больше детей смогут принять участие в конкурсе. В словах нужно правильно расставить ударение и дать объяснение.

    1. Агент                                           мельком
    2. гусеница                                    мусоропровод
    3. торты                                          вахтер
    4. балуюсь                                     щавель      
    5. комбайнер                                силос
    6. тефтели                                      квартал

    1. « Весёлый привал».
    2. Попробуй отгадать пары слов, отличающихся только одной буквой.

    С буквой «А» - жужжу, верчусь,

    С «Я» - девчонкой становлюсь.

                                     ( Юла – Юля)

    С буквой «У» - на мне сидят,

    С буквой «О» - за мной едят.

                                      ( Стул – стол)

    С буквой «Б» - я одноногий,

    И стою я у дороги.

    А без «Б» - ног аж четыре,

    И стою в твоей квартире.

                                      ( Столб – стол)

    С буквой «Д» - вас в дом пускает,

    С буквой «З» - рычит, кусает.

                                       (Дверь – зверь)

    С буквой  «В» - я часть рубашки,

    А без «В» - я часть Наташки.

                                      (Рукав – рука)

    С буквой «Т» - это символ защиты,

    А без «Т» - вам в тарелку налиты.

                                      (Щит – щи)

    1. Долина « Орфоэпия».

    Задание: написать отгадки с орфограммой «Непроверяемое написание». Кто правильно ответит, тот первый пришёл удачно к привалу «Оценка»

    1. Он на вокзалах есть всегда,

    К нему подходят поезда,

    Двойное р содержит он

    И называется ………

    1. Загадка эта нелегка

    Пишусь всегда через два к,

    И мяч, и шайбу клюшкой бей,

    А называюсь я …..

    1. На большие расстояния

    Мчится он без опоздания,

    Пишется в конце два с;

    Называется …..

    1. Во мне два к, не забывайте

    Таким, как я, всегда бывайте.

    Я точный, чистый и опрятный,

    Иным же словом ……..

    1. Привал «Оценка»

    Подведение итогов.

        Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведёт вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегая к ним, ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми.

       Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, ёмкие, двусмысленные, эти мудрёные слова.

     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Учиться всегда пригодится"

    Игра-соревнование «Учиться всегда пригодится» для учащихся начальных классов. В конспекте представлены  задания- тесты из области русского языкая. чтенияя. математики и окружающего мира. Кла...

    Познавательная игра "грамоте учиться- всегда пригодиться"

    Интеллектуальная игра для первоклассников  по обучению грамоте(УМК любой0...

    Эссе "Учиться всегда пригодится"

    Эссе учителя на тему "Учиться всегда пригодится"...

    Программа внеурочной деятельности "Грамоте учиться всегда пригодится"

    Содержание  программы: пояснительная записка, тематическое планирование....

    Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс

        Программу  «Грамоте учиться- всегда пригодится» можно использовать как  для дополнительных занятий  по русскому языку, так и на уроках русского языка (отдельные зад...

    Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс

        Программу  «Грамоте учиться- всегда пригодится» можно использовать как  для дополнительных занятий  по русскому языку, так и на уроках русского языка (отдельные зад...

    Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс

    Программа «Грамоте учиться – всегда пригодится»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного разв...