Главные вкладки

    Познавательная игра "грамоте учиться- всегда пригодиться"
    материал (чтение, 1 класс) на тему

    Андриевская Надежда Ивановна

    Интеллектуальная игра для первоклассников  по обучению грамоте(УМК любой0

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл andrievskaya.rar1.62 МБ

    Предварительный просмотр:

    Андриевская Надежда Ивановна

    МБОЙ «СОШ №18»г. Череповец, Вологодская область

    Учитель начальных классов

    Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Наума Грамотника

    Андриевская Надежда Ивановна,

    учитель начальных классов

    г.Череповец

    2012/2013

    «Грамоте учиться - всегда пригодится»

    (познавательная игра для 1 класса)

    Цели:

    1. Знакомство с историческим праздником грамоты;
    2. Воспитание чувства любви к русскому языку;
    3. Повышение общеязыковой культуры

    Оборудование: компьютер, проектор.

    Подготовительный этап:

         В конкурсе принимают участие 2 команды класса(5-7человек). Каждая команда имеет своё название. Заранее подбирается состав жюри.

    Оформление: В классе плакаты с высказываниями о русском языке с пословицами, загадками, шарадами, ребусами, весёлыми рисунками.

    Ход мероприятия.

    Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

    Этот праздник пришёл к нам из глубины веков. По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте, именно в этот день детей отправляли учиться. Служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почётом и ласковым словом. Говорили: «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», поэтому к учению в народе относились с благоговением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму: «Батюшка Наум, наведи на ум», а за леность наказывать побоями, мать должна была в это время плакать по своим детям, отправляющимся учиться, иначе "худая молва пойдет", потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плёткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. На уроках нельзя есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь». Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведет на ум». В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

    Ребята! Вы в школе уже многому научились: читать, писать. Вы готовы показать свои знания?

    Дети: Да!

    Учитель: Итак! Мы начинаем! Сегодня в игре принимают участие две команды. Команда «Смекалистые»  и команда «Догадливые».

    Представление команд.

         Дети хором говорят название своей команды. На груди у участников эмблемы.

    1-я команда – «Смекалистые».

    Д е в и з: Мы смекалистые дети,

                      Всё хотим узнать на свете.

                      Мы искали и нашли:

                      Много правил мы прошли.

    2-я команда – «Догадливые».

    Д е в и з: Сколько слов в словаре,  

                    Столько у нас знаний,

                      И попробуйте теперь

                      Вы сразиться с нами

    Учитель: Ребята! Отгадайте загадку!

    Воздух свободно идет через рот,

    Нет препятствий разных,

    Голос участвует, голос зовет.

    Звук получается … гласный

    Сколько  гласных звуков в русском языке? Слайд 3.

    Дети: Шесть.

    Учитель: Сегодня  нас ждут гласные, которые приготовили задания.

    Первое задание от буквы а. Слайд 4. Отгадайте, кто спрятался в этих словах? (ребята выполняют задание). А теперь проверим! Слайд 5.

    Второе задание от буквы у. Угадайте слова, которые задуманы (ребята выполняют задание). Слайд 6.

    Третье задание от буквы и. Играем! Составьте из букв слова грамотей как можно больше слов. (ребята выполняют задание).  Слайд 7.

    Физкультминутка: А сейчас немного отдохнем! Выполняем танцевальные движения под музыку.

    Четвертое  задание от буквы э. Интересно, кто же спрятался в этом стихотворении? (ребята выполняют задание). Слайд 8.А сейчас проверим! Слайд 9.

    Пятое задание от буквы о. Ох уж эта грамматика! Придумайте слова, в которых букв больше, чем звуков! (ребята выполняют задание).  Слайд 10.

    Шестое задание от буквы ы. Слайд 11

    Решите кроссворд «Кто первый?»

    1. Не боится эта кроха

     Ни министров, ни царей.

     Кровь сосёт, а это плохо.

     Ты узнай его скорей.

     (КОМАР)

    2. Много птичек на Земле

     Нуждаются в заботе,

     А эта птичка в США

     Аж на гербе, в почёте.

     (ОРЕЛ)

    3.Как-то видел я в лесу

     Тёмно-рыжую красу.

     По ветвям она скакала,

     Видно шишки там искала.

     (БЕЛКА)

    4. Хорошо нам жить на даче:

     Куры бегают кругом,

     А ещё она в придачу

     Поит жирным молоком.

     (КОЗА)

    5. Он в берлоге спит зимой

    Под большущею сосной.

    А когда придёт весна,

    Просыпается от сна.

    (МЕДВЕДЬ)

    6. Тихо ходит иль стоит,

     И на воду всё глядит,

     Ловит маленьких ужат

     И зелёных лягушат.

     (ЦАПЛЯ)

    7. Мы не умеем говорить,

     Об этом лучше не проси,

     В воде спокойно любим жить:

     Карась, севрюга, иваси.

     (РЫБА)

    Подведение итогов.

         Пока жюри подводит итоги состязаний, ученик читает стихотворение:

    Спасибо, Грамматика,

    Наука прекрасная!

    За буквы, слова, предложения ясные.

    Где трудное место в словах –

    Ты же рядом

    И с правилом чётко подскажешь, как надо.

    Писать, говорить, размышлять

    И трудиться –

    Нам в жизни, Грамматика, всё ж пригодится!

    Награждение победителей.                  

    Использованные источники:

    1. Волина В.В. Учимся играя. - М.:Новая школа, 1994
    2. Титкова Т.В.  «Открытые уроки», Москва, «Вако», 2008 г.
    3. http://www.vsezagadki.ru/2012/03/zagadki-pro-zhivotnyx-2/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Учиться всегда пригодится"

    Игра-соревнование «Учиться всегда пригодится» для учащихся начальных классов. В конспекте представлены  задания- тесты из области русского языкая. чтенияя. математики и окружающего мира. Кла...

    Эссе "Учиться всегда пригодится"

    Эссе учителя на тему "Учиться всегда пригодится"...

    Программа внеурочной деятельности "Грамоте учиться всегда пригодится"

    Содержание  программы: пояснительная записка, тематическое планирование....

    Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс

        Программу  «Грамоте учиться- всегда пригодится» можно использовать как  для дополнительных занятий  по русскому языку, так и на уроках русского языка (отдельные зад...

    Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс

        Программу  «Грамоте учиться- всегда пригодится» можно использовать как  для дополнительных занятий  по русскому языку, так и на уроках русского языка (отдельные зад...

    Программа по внеурочной деятельности "Грамоте учиться - всегда пригодится" (Русский язык) 2 класс

    Программа «Грамоте учиться – всегда пригодится»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного разв...