Рабочая программа "Логическте игры"
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

 

           Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

                Программа «Логические игры»  направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры  умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала,  более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между  понятиями,  предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_logicheskie_igry.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Рассмотрена  и согласована                                                                                                                                   Утверждаю:

ШМО классных руководителей                                                                                                        Директор МБОУ « СОШ № 4»

                     Протокол № 1                                                                                                                   ___________ Т. Н. Бирюкова

от «___»______________ 2013 г                                                                                                                         Приказ № ____

Принята на педагогическом                                                                                                                 «____»_____________2013 г

                совете

               Протокол №1

от «____»____________ 2013 г.

                                                                                                                                                                                          

                                                                                                               

                                                                                                                                             

                                                                                                   

                                                                                                                                       

Рабочая  программа

объединения дополнительного образования

( внеурочной деятельности)

Направление      естественно- научное

Класс    3 в

Составитель    Шашурина З. А.

Квалификационная категория    вторая

Учебный год     2013- 2014 г.

                                                                                               

                                                                         

Пояснительная записка

           Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

                Программа «Логические игры»  направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры  умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала,  более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между  понятиями,  предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

          Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

   Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала.

          Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие.   В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается  в организации и проведении экскурсий, в организации  и оформлении математической газеты или уголка в газете,  участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.

При  реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира,  труда и т.д.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник, тем самым, раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Ценностными ориентирами содержания данного   являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

 – освоение эвристических приемов рассуждений;

 –  формирование  интеллектуальных  умений, связанных  с  выбором  стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

–  формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;

 –  формирование   пространственных   представлений   и   пространственного  воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.

Принципы программы:

      Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

      Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

       Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

       Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

       Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

        Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 9 – 10 лет в объёме 68 часов.

 

Учебно- тематический план.

№ п/п

Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2-3

Всё о математике. Из истории предмета. Как люди научились считать.

2

2

4

Весёлый счет. Игра « Решай, смекай, отгадывай!»

1

1

5

Весёлый счёт. Историческая страничка.

1

1

6

Развивающая геометрия.  Из истории « О названиях геометрических фигур»

1

1

7

Архимед – самый гениальный учёный древней Греции. Старинные задачи.

1

1

8

Логическая игра « Так же, как». Занимательные рамки.

1

1

9

Задачи в стихах. Лабиринт.

1

1

10

Весёлый счёт

Математический кроссворд. Составь круговые примеры

1

1

11

Логическая игра- конкурс « День рождения Малыша»

1

1

12

Логические игры

Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше малого»

1

1

13

Весёлый счет. Игра «Расшифруй слово»

1

1

14

Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка.        

1

1

15

Весёлый счёт

Лабиринт. Составь круговые примеры.

1

1

16

Развивающая геометрия. Загадки о геометрических фигурах.

1

1

17

Логическая игра «Первая – одинаковая»

1

1

18

Логические игры

Игра «Математический телефон». Весёлые цепочки

1

1

19

Логические игры

Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе»

1

1

20

Задачи в стихах

Лабиринт. Задача – шутка.

1

1

21-22

Логические игры

Историческая страничка. Логические вопросы.

2

1

1

23

Задачи на вычисление времени. Игра «Волшебный циферблат».

1

1

24

Весёлый счет. Игра «Удивительный квадрат»

1

1

25

Весёлый счёт

Весёлые цепочки примеров. Продолжи узор

1

1

26

Логические игры

Лабиринт. Математическая викторина.

1

1

27

Логические игры

Игра «Математический телефон». Занимательные рамки

1

1

28

Развивающая геометрия. Построение симметрических  фигур- узоров.

1

1

29

Логические игры

Арифметические ребусы. Загадки.

1

1

30

Весёлый счёт

Круговые примеры. Игра «Молчанка»

1

1

31

Задачи в стихах. Математический лабиринт

1

1

32

Логические игры

Математический кроссворд. Сравни рисунки

1

1

33

Задачи на вычисление времени. Игра «Телефон».

        

1

1

34

Логические игры

Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам»

1

1

35

Логические игры

Математические эстафеты

1

1

36

Логические игры. Клуб весёлых математиков.

1

1

37

Развивающая геометрия. Игра « Построения на местности».

1

1

38

Логические игры

Лабиринт. Логические вопросы.

1

1

39

Логические игры

 Математическая викторина.

1

1

40

Логические игры.

Игра « Молодцы и хитрецы».

1

1

41

Весёлый счёт. Игры с числами.

1

1

42

Логические игры. Магические квадраты.

1

1

43

Логические игры . Конкурс « Загадки Весёлого Карандаша».

1

1

44-45

Решение олимпиадных задач.

2

2

46-47

Решение задач повышенной трудности.

2

2

48

Логические игры. Математические головоломки.

1

1

49-50

Решение логических и нестандартных задач.

2

2

51

Логические игры .  Игра « Таблицу знаю».

1

1

52

Логические игры. Учимся отгадывать ребусы.

1

1

53

Весёлый счёт. Игра « Быстрый счёт».

1

1

54

Логические игры. Конкурс « Умники и умницы».

1

1

55

Развивающая геометрия. Игра « Не будь тороплив, а будь терпелив».

1

1

56-57

Логические задачи. « Переправы и разъезды», «Переливание», « Взвешивание».

2

2

58

Логические игры . Игра « Что? Где? Когда?»

1

1

59

Весёлый счёт. Игры « Угадывание чисел»,  «Познавательные математические игры».

1

1

60

Развивающая геометрия. Игры « Найди недостающую фигуру», « Чем отличаются?».

1

1

61

Весёлый счёт. Игры « Хитрые кубики»,  «Познавательные математические цепочки».

1

1

62

Логические игры. Игра « Веришь или нет».

1

1

63

Задачи, допускающие несколько способов решения.

1

1

64

Решение занимательных задач в стихах.

1

1

65

Развивающая геометрия. Игра « Запутанные маршруты».

1

1

66

Весёлый счёт. Числовые головоломки. Отгадывание ребусов.

1

1

67

Конкурс смекалистых.

1

1

68

Математическая викторина « Гость в волшебной панаме»

1

1

68 ч.

7 ч.

61 ч.

Содержание курса.

Всё  о математике. (4 ч).

Из истории предмета.

Как люди научились считать.

Архимед- самый гениальный учёный древней Греции.

Старинные задачи.

Логические игры (38ч).

 Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки.

Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше малого»

Логическая игра «Первая – одинаковая»

Игра «Математический телефон». Весёлые цепочки

Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе»

Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам»

Математический кроссворд. Сравни рисунки

Арифметические ребусы. Загадки.

Математические эстафеты

Математическая викторина

Клуб весёлых математиков

Игры « Молодцы и хитрецы», « Знаю таблицу», « Переправы и разъезды», « Переливание», « Взвешивание», « Что? Где? Когда?», « Веришь или нет».

Магические квадраты.

Конкурсы «Загадки Весёлого карандаша», « Умницы и умники», конкурс смекалистых.

Математическая викторина « Гость в волшебной стране».

Решение олимпиадных задач.

Решение задач повышенной трудности.

Решение логических и нестандартных задач.

Решение занимательных задач в стихах.

Весёлый счёт (13 ч.)

Историческая страничка. Игра « решай, смекай, отгадывай».

Математический кроссворд. Составь круговые примеры

Игра «Расшифруй слово»

Лабиринт. Составь круговые примеры.

Весёлые цепочки примеров. Продолжи узор

Круговые примеры. Игра «Молчанка»

Игра « Удивительный квадрат»

Игры с числами.

 Игры « Быстрый счёт», « Угадывание чисел», « Познавательные математические игры»,  « Хитрые кубики».

Числовые головоломки.

Развивающая  геометрия (7 ч.)

Игры « Построения на местности», « Не будь тороплив, а будь терпелив», « Запутанные  маршруты»,  «Найди недостающую фигуру», « Чем отличается».

Из истории « О названиях геометрических фигур».

Загадки о геометрических фигурах.

Построение симметрических фигур- узоров.

Задачи в стихах (3 ч.)

Лабиринт. Задача в стихах.

Лабиринт. Задача – шутка.

Задача на вычисление времени.  (3 ч.)

Задача – шутка. Задача – смекалка.

Игры « Волшебный циферблат», « Телефон».

Ресурсное обеспечение реализации программы.

1.Мультимедийная установка.

2. Компьютер.

3. Презентации занятий.

4. Карандаши простые, восковые мелки,  цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши.

Ожидаемые результаты.

Метапредметные результаты:

            Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного                

           задания.

  Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.

Анализировать  правила   игры.  

Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.

Включаться  в   групповую   работу.  

Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.

Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Личностные результаты:

  • развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  •  развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

Рекомендуемая литература.

1.      Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.     Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.     Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.     Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.     Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.   Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

7.     Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

8.     Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2007г                                                                                                                                                                                       9.    Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

10.      Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

11 Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006.                                                                                                                                                                                              

12.   «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Игры народов России" - спортивно - массового направления, составлена в соответствии с ФГОС НОО (с 1 по 4 класс).

Рабочая программа "Игры народов России" составлена на основе авторской программы О.В. Бартецкой "Подвижные игры народов России"...

Рабочая программа "Игры нашего двора" 2 класс

Программа по внеклассной деятельности «Игры нашего двора» для 2 класса разработана в соответствии:- с требованиями федерального государственного образовательного  стандарта начального общего обра...

Рабочая программа "Игры разума" (математика и русский язык) для учащихся начальной школы 3-4класс

Актуальность - необходимость развития интеллектуальных способностей обучающихся с учетом их индивидуальных психологических способностей.Разработка программы обусловлена потребностью:-   боле...

Рабочая программа «Играя, учимся вместе!»

Внеурочная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно -урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной, общеобразовательной программыначального ...

Рабочая программа "Игра, игротерапия" (4 класс VIII вид)

Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного ...

Рабочая программа "Игра, игротерапия" (3 класс VIII вид)

Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного ...

рабочая программа Игры народов Мира

Программа рассчитана на 3 года по 1 часу в неделю....