Работа с одаренными детьми
статья на тему

Черненко Елена Васильевна

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной.Это прежде всего связано с потребностью общества.Раннее выявление, обучение и воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_sodaryonnymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА СОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Проблема

Наше общество всегда нуждалось в творчески одарённых людях. «Если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы заплатим за отсутствие творческости» (доктор психологических наук К. Роджерс).

Повышенный интерес к проблемам обучения и развития одарённых детей не только в научной среде, но и в обществе в целом. Заниматься одарёнными детьми совершенно необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но для общества в целом: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему (именно такими потенциями обладают талантливые дети).

Практика показывает, что развитие таланта может быть задержано и даже загублено на любом этапе его развития, т.е. одарённые дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо учитываются индивидуальные возможности усвоения знания.

Необходимо специальное квалифицированное психологическое и педагогическое взаимодействие для решения названных проблем, помощь в развитии талантливой личности. Теоретическая концепция одарённости лежит в основе стратегии педагогического воздействия учителя на одарённого ученика. «По крайней мере, так должно быть, если мы хотим добиться максимальной эффективности в развитии одарённого ребёнка.

Среди педагогов и психологов существуют две точки зрения: для обучения талантливых детей создавать спецклассы (специальные образовательные учреждения) или одарённые дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними. На практике реализуются обе точки зрения. Но по социальным и экономическим причинам специально ориентированных на работу с одарёнными детьми образовательных учреждений мало. И поэтому есть большое количество массовых общеобразовательных школ, где и одарённые, и неодарённые обучаются вместе.

Отсюда следует, что проблема обучения одарённых детей распадается на проблему их обучения в специальных учреждениях (математические, художественные, спортивные) и на проблему их обучения в условиях массовой общеобразовательной школы, что более приемлемо.

. Образовательное учреждение призвано дать учащимся широкое универсальное образование, позволяющее адаптироваться  к изменяющимся социально-экономическим условиям, реализовать идею общего интеллектуального, нравственного развития личности через гуманитаризацию содержания образования; обеспечить  высокий уровень мыслительных процессов, формировать личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда.

Для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной работы в школе. В нашей  ШКОЛЕ одновременно учатся дети с разным уровнем готовности к обучению, а обучение одарённых детей должно строиться по принципу дифференциации учебного процесса. Перед нами появилась проблема создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей. Только при использовании научных методов оказывается возможным раскрыть творческие возможности учеников, целенаправленно сформировать у них увлечённость творческой деятельностью и обеспечить тем самым их самореализацию в учебном процессе. Учитель должен дать каждому ребёнку возможность получить такие знания, которые позволят ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Но это не означает, что при равных условиях можно ожидать одних и тех же способностей у всех детей. Действительно, есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. И эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Поэтому заниматься одарёнными детьми нужно, но чётко осознавая, что проблема выявления, обучения и развития одарённых детей – сложная, лежащая на пересечении выше перечисленных проблем. Актуальная задача учителя – забота о таких детях.

Если обучение проводится с использованием разноуровневых развивающих технологий, то учебные возможности учащихся реализуются более эффективно, чем при традиционной организации обучения.

Главной  целью современного образования является воспитание творческой личности, способной к саморазвитию и самоусовершенствованию.

Задачи деятельности:

-  обучение всех учащихся на уровне их возможностей при помощи развивающих разноуровневых технологий; доведение индивидуальных достижений как можно раньше до максимального уровня, реализация способностей одаренных детей.

Одна из основных проблем обучения и развития – проблема учителя. Поэтому с каждым годом все большее значение придается психолого-педагогическому отношению к ученику как к субъекту обучения и воспитания. Сложенность системы «ученик – учитель» со всеми его психологическими и социальными аспектами определяет успех и эффективность учебно-воспитательного процесса.

        Психолог Е.Н.Петрова считает, что в системе оптимального общего развития ребенка в последние годы большая часть учителей подошла к осознанию необходимости серьезной психологической работы над собой. Именно они помогают ученику преодолеть отчуждение от школы. Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на его индивидуальные психофизиологические возможности и требования социального окружения.(1)

        Начало учебного года - ответственный момент для ребёнка. Готовность его к школе определяется по 3 параметрам:

  1. состояние здоровья и уровень физического развития;
  2. интеллектуальная готовность;
  3. личностная готовность.

Наиболее существенным для диагностики ребёнка в период поступления в школу является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой.

Преподаватель Института возрастной физиологии С.И.Ефимова считает, что подготовка 6-летнего ребёнка к обучению в школе – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определённая тенденция – усложнение программы 1 класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять первокласснику более высокие требования.(2)

Личностно – ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней силой является мотивация, т.е. стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира.

Первоочередной задачей в организации обучения одарённых детей является выявление и определение своеобразного дара для того, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия способностей. Доктор психологических наук Н.С.Лейтес в работе об умственной одарённости предлагает, прежде чем размышлять на тему, какая одарённость у ребёнка, следует выяснить, а одарён ли ребёнок в действительности. Практически любая одарённость, вплоть до спортивной, не может существовать без устойчивой системы интересов. Если у ребёнка яркие устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одарённости. Не всегда бывает просто увидеть интересы ребёнка, т.к. они далеко не всегда связаны со школьной деятельностью. Это означает, что учителю необходимо потрудиться, чтобы узнать об интересах ребёнка: расспросить родителей, одноклассников, самого ребёнка.(3) Необходимо выявить среди детей тех, кто нуждается в конкретной помощи в процессе обучения.

Возникает вопрос: готов ли учитель к работе с одарёнными детьми? Кандидат психологических наук Л.В.Попова помогает найти ответ на этот вопрос.(4) Она считает, что работа учителя с такими детьми – это сложный процесс и никогда непрекращающийся. Прежде всего, он требует хороших знаний в области психологии одарённых  и их обучения, требует постоянного сотрудничества с психологами, с родителями. Он требует постоянного роста знаний и мастерства учителя.

Каждому учителю необходимо знать, что у детей, пришедших к нему на урок, разные типы мышления и по своим природным задаткам и способностям дети делятся на «художников» и «театралов», на «математиков» и «лириков», на «теоретиков» и «практиков». Психологической основой такого «полярного» деления является функциональная асимметрия левого и правого полушария головного мозга ребёнка. Если дети младшего школьного возраста попадут в атмосферу образовательной сферы, обеспечивающей разностороннее развитие, то функциональная асимметрия сама по себе предусматривает возможность высокого развития обоих компонентов мышления.

принципы построения образовательных технологий:

 

-высокоэффективная роль учащегося на всех учебных занятиях.  Именно ребёнок – главное действующее лицо;

-мотивация учащегося – сказывается в том, что часть учащихся (70%) регулярно выполняет индивидуальные задания;

-оптимальное сочетание фронтальных (40%), групповых (30%), индивидуальных (30%) форм учебной работы;

-оптимальная активность форм и методов обучения: использование исследований, проектов, учебных ролевых игр, «мозговых» штурмов и т.д.

-формирование положительной «атмосферы успеха» в обучении.

Всё это важно для работы в обычном классе, но особенно необходимо для работы с одарёнными детьми.

Авторы статьи о моделировании развивающей образовательной среды(7) рекомендуют развитие творческих способностей на уроках. Творческие задания следует предлагать всем учащимся класса, а не только одарённым. Тем самым создавая возможность свободы выбора действий учащихся. Путь к максимальному успеху должен быть открыт каждому. Выбор трудности выполняемого задания должен сделать сам ученик, а не учитель.

Организация в школе специальных факультативов, различных развивающих групп, творческих конкурсов призвана способствовать удовлетворению потребностей разных категорий учащихся. Важно и то, что педагог, владеющий принципами работы с одарёнными детьми, будет применять их и во взаимодействии с остальными учениками, что только поможет развитию их интеллекта, креативности и личности.

Развитие творческих способностей в системе внеурочной работы в школе рассматривается в трёх формах: индивидуальной, групповой и массовой. Все эти формы связаны между собой. Так, при проведении групповой или массовой формы организации работы важным её этапом является индивидуальная работа с отдельными детьми. С другой стороны, индивидуальная работа с отдельными школьниками является продолжением или составной частью его занятий в кружке или на факультативе.(1,глава 3)

Что можно сделать для детей с повышенными способностями в структуре массовой школы? Введение в такой школе разноуровневого обучения, должна быть разработана система психологических и педагогических мер во избежание формирования у одних детей комплекса избранности, а у других – неполноценности, ущербности. В качестве одной из таких мер может быть предложена система «подвижного» класса – класса как группы детей, члены которой меняются в зависимости от предстоящего рода деятельности в соответствии со склонностями и уровнем развития. В основе этого предложения идея о том, что все дети должны общаться на равном уровне, и это принесёт только пользу каждому ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....