Заказники и заповедники Кубани.
план-конспект урока (4 класс) на тему

3 урок из 11 по разделу "Береги Землю, как мать родимую".Интегрированный". Мини-исследование в микрогруппах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakazniki_i_zapovedniki_kubani.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Костюк Валентина Петровна

Тема: «Заказники и заповедники Кубани»

4 класс. 3 урок из 11 по разделу «Береги Землю, как мать родимую».

Тема: Заказники и заповедники Кубани.

Цель: продолжить знакомство с Красной книгой Кубани, уточнить и активизировать знания учащихся о животном мире Краснодарского края, его заповедниках и заказниках, закрепить умение решать задачи на умножение и деление с нулями;                                                                развивать познавательную активность учащихся, речь, мышление, воображение, самостоятельность в поисках способов решения задач;  формировать умение  взаимодействовать в группе;  

 накапливать экологические сведения, сведения о роли человека, его взаимодействии с природой;                                                                                                                                                   воспитывать патриотизм, любовь к родному краю на основе   обогащения знаний о животном мире Кубани;

Оборудование:

компьютер;

мультимедиа оборудование;

магнитофон, фонограмма «Голоса птиц»;

тетради, ручки;

Ход урока:

  1. Организация класса
  2. Постановка цели урока.

Слайд №1.

- Ребята, сегодня урок у нас необычный.  Вы пополните свои знания о Красной книге Кубани, будете решать экологические задачи. У вас есть возможность показать свое умение считать, рассуждать, логически мыслить. Также докажете своё умение работать сообща в группах.

  1. Проверка д/з.
  1. Запись голосов птиц.                                                                                                                                  Учитель:                                                                                                                                                                                                        

        -Где можно услышать голоса птиц? (В лесу)

-Как называется лес из одних дубов? (Дубрава.)

-Как называется лес из одних елей? (Ельник.)

-Как называется лес из одних сосен? (Бор.)

-Как нужно вести себя в лесу?

        Слайд №2

              -Деревья приносят большую пользу. Они не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород,    

               но и «работают» как фильтр, очищая воздух от пыли, сажи, выхлопных газов.

       2)   Первой группе учащихся было дано задание узнать S школьного двора, газонов, кол-во деревьев на территории школы. Рассчитать, сколько м2 газонов приходится на одного ученика. Достаточное ли кол-во деревьев на территории школы?

      Слайд №3

Ученик:                                                                                                                                                                                           -Мы узнали, что площадь школьного двора 14.300 м2, в том числе площадь газонов 3.000 м2.

В школе обучается 629 учеников.

Мы разделили 3.000 м2 на кол-во учеников, и у нас получилось, что в среднем, на одного ученика приходится 4,7  м2 газонов вместе с зелеными насаждениями. Также мы выяснили, что на территории школы растет 154 дерева. Это неплохо для очищения воздуха, но нам кажется, что нужно больше деревьев посадить вдоль ул. Северной, что защитило бы школьный двор от выхлопных газов, копоти, сажи автомобилей.

3)    Учитель:

      Второй группе уч-ся нужно было выяснить, сколько имеется на территории школы комнатных цветов.

      Каково озеленение кабинетов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 Ученик:

- Мы провели исследование и выяснили, что всего на территории школы находится 496 комнатных цветов, причем большая часть из них в начальных классах. В некоторых кабинетах цветы отсутствуют, а в некоторых по минимуму – 1 или 2. Есть кабинеты, такие как кабинет биологии (38 цв.), кабинет № 19 (30 цв) и кабинет №17 (23 цв.).

В этих кабинетах достаточное кол-во цветов, чтобы очищать полноценно воздух и насыщать его кислородом.

Наше предложение: на 3 ,4 этажах, а также кабинет физики на 2 этаже - озеленить. Ведь при этом ученики будут дышать чистым воздухом, а, значит, будут меньше болеть.

4)    Учитель:                                                                                                                                                                              Третья группа занималась исследованием кол-ва выброшенной бумаги в урну. Им нужно было рассчитать, сколько в год тратится зря бумаги и к чему это приводит.  

        Ученик:

-Мы провели исследование. Взяли в трех кабинетах урны, взвесили выброшенную за день бумагу. Разделили на кол-во учащихся в этих трех классах. Получилось, что в среднем макулатуры 3 грамма на одного ученика.

Затем мы умножили 3 на количество учеников в школе, т.е. на 629. У нас получилось 1 кг. 887 г в день выкидывается бумаги. Если умножить это число на количество учебных дней, т.е. на 204, то получится расход  384 кг 948 грамм. И это только в нашей школе.

На сайте Кругосвет.ру мы узнали, что в нашей стране за год производится 6000 тонн бумаги (вырубается  при этом 102 тыс. деревьев). Чтобы изготовить 1 тонну бумаги, нужно вырубить  примерно 17 деревьев, которым по 60-70 лет.  

Мы сделали вывод: если экономично расходовать бумагу, то мы сохраним большое количество деревьев на планете.

  1. Учитель: Четвертая группа выясняла, насколько полезен лес.                                                                         Ученик:

-Лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и согревает людей. Деревья выделяют ароматические вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.

В 1998 году в районе г. Новороссийска был открыт первый в России памятник лесоводам Новороссийского и Геленджикского хозяйств. Более 30-ти лет они занимались озеленением голых горных склонов. В нашем крае действует более 100 школьных лесничеств.

  1.   Работа по теме:
  1. Учитель:

–   Какие природоохранные организации вы знаете?  (Заповедник, заказник, национальный парк).

          – А что еще   создано людьми для защиты прав природы, для ее охраны и              сбережения? (Красная книга.)

          – Красный сигнал смертельной опасности – это призыв к разуму и совести каждого.

     - Ребята, в нашей стране создаются заповедники, заказники и национальные парки. Сохранить растительный и животный мир для потомков – важная задача человечества. Любить природу, охранять природу – это долг каждого российского человека.

11/I – День Заповедников и национальных парков.

На территории нашего края находится 15 заказников – лабинский, майкопский и др.

Слайд №5

Заказник – старое русское слово и означает запрещение на что-либо. «Заказано» - значит «не трогай, или делай разумно».

Также на территории Краснодарского края есть заповедник. Как он называется? (Кавказский биосферный заповедник.)

Слайд №6

Корень -вед- значит ведать, изучать.

Слайд №7

  1.               Физминутка
  1. Рассказ о Красной книге.

В 1948 году, через 3 года после окончания ВОВ, в небольшом городке Фонтебло на международной конференции был основан союз охраны природы. Был составлен список животных и растений, находящихся на грани исчезновения. Ученые решили назвать этот список «Красная книга».

В 1994 году была создана Красная книга Краснодарского края. Сейчас в ней 353 вида животных и 386 видов растений и грибов.

Сегодня ребята подготовили небольшие доклады о животных Краснодарского края, занесенных в Красную книгу, и, соответственно, находящихся под охраной.

  1. Слайд №8 (Зубробизон)

Рассказ о  зубробизоне:

Зубробизон – это помесь зубра с бизоном. Это самое прекрасное млекопитающее животное Кавказского биосферного заповедника. Сегодня на территории заповедника находится около 400 животных.

Самостоятельное решение задач.

Слайд №9 (задача)

Кавказские зубробизоны зимой живут в стадах по 30 животных. Подсчитайте кол-во этих животных в 20-ти зимних стадах.

Слайд №10 (решение) Проверка.

30*20=600 (з) – в 20-ти зимних стадах

Ответ: 600 зубробизонов.

      Слайд №11 (Розовый пеликан)

Рассказ о розовом пеликане:

Розовый пеликан селится вблизи рек  с зарослями тростника. Гнездятся до 200 пар вместе. Гнезда устраивают на земле. Неуклюжие на суше, и ловкие в воде. На зиму улетают в Африку или Индию. Перья его легко намокают в воде, и пеликан вынужден отжимать их клювом. У пеликанов есть мешок под клювом. В него он набирает до 5-ти литров воды вместе с рыбой, а потом отцеживает воду через клюв, оставляя в мешке вкусных карпов.  

Слайд №12 (задача)

Розовый пеликан в сутки поедает 2 кг рыбы. Определите «рыбное меню» 6-ти пеликанов в течении недели.

Слайд №13 (решение) Проверка.

2*6=12 (кг) съедят за сутки 6 пеликанов.

12*7=84 (кг) съедают 6 пеликанов в течение недели.

Ответ: 84 килограмма.

   Слайд №14 (Серый журавль)

               Рассказ о сером журавле:

Серый журавль – крупная птица. Размах крыла 2 метра. Вес самца 6 кг. Гнездятся главным образом в болотной местности. Серые журавли образуют пары и сохраняют их в течение жизни.

Самка откладывает 2 яйца. Высиживают оба родителя. Покрывают перья илом и грязью, чтобы спрятаться от хищников.  Питаются ягодами, травой, желудями, змеями, рыбой, грызунами. Находятся под охраной и занесены в список Всемирного союза охраны природы.

Слайд №15 (задача)

Японский журавль весит 10 кг. Он на 6 кг тяжелее, чем серый. Найдите вес 400 серых журавлей.

Слайд №16 (решение)  Проверка.

10-6=4(кг) – вес серого журавля.

4*400=1600(кг) – вес 400 серых журавлей.

Ответ: 1600 килограмм.

 

   Слайд №17 (Серна)

Рассказ о серне:

Парнокопытное млекопитающее. Вес 50 кг. Красно-бурая окраска, белая шея, черные полосы на спине и изогнутые тонкие рога. Место обитания– горные кручи, практически недоступные для человека, откуда в светлое время суток серны предпринимают вылазки на обширные горные луга, богатые сочной растительностью, являющейся  любимым видом пищи этих животных.

          Слайд №18 (задача)

В стаде серн 7 особей, а в стаде зубробизонов на 23 больше. Сколько животных в 6-ти стадах зубробизонов?

Слайд №19 (решение) Проверка.

7+23=30 (особ.) – зубробизонов в 1-ом стаде.

30*6=180 (особ.) – зубробизонов в 6-ти стадах.

Ответ:180 зубробизонов. 

  1.          Итог урока.

Учитель:  - Урок хотелось бы закончить словами Михаила Пришвина:

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Ученик:

Любите родную природу –

Озера, леса и поля

Всё это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою  родились,

Живем мы с тобою на ней

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

  1.        Д.задание: придумать 1 экологическую задачу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на 1 Республикансом конкурсе "Государственный природный заказник "Ашит"

Выступление моей ученицы   Галимзяновой Фирюзы на I Республиканском конкурсе  исследовательских и творческих работ учащихся "Деревенька моя..." Фирюза учится в 1А классе. Её выступление...

Учебно-методический комплекс по окружающему миру на тему: "Заповедники, заказники, национальные парки Челябинской области" 4 класс ПНШ (конспект+презентация)

Тема: «Заповедники, заказники, национальные парки Челябинской области»Тип урока: Урок-экскурсияЦель урока: Познакомить учащихся с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые нахо...

Кубановедение «Кавказский биосферный заповедник, заказники, школьные лесничества»

Цель:познакомить с растительным миром родного края. Дать определение понятиям: заповедник, особо охраняемые территории, национальные парки, заказники, природные парки, памятники природы. Задачи:р...

Я - гражданин России Заповедники и заказники родного края.

Познакомить с заповедниками и заказниками Крыма -  красотой природы, которую требуется беречь для сохранения  неповторимого природного наследия будущим поколениям....

Презентация "Заповедники и заказники России"

Познакомить с заповедниками и заказниками России....

Классный час. Всероссийский день заповедников и национальных парков. Заповедники и парки Самарской области.

Цель:показать значимость природы в нашей жизни;привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;способствовать оздоровлению и физической активизации детей; приобщить к соблюдению ЗОЖ....

Заповедники. Заказники. Школьные лесничества.

Знакомство с растительным миром родного края....