Учебно-методический комплекс по окружающему миру на тему: "Заповедники, заказники, национальные парки Челябинской области" 4 класс ПНШ (конспект+презентация)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Козлова Кристина Николаевна

Тема: «Заповедники, заказники, национальные парки Челябинской области»

Тип урока: Урок-экскурсия

Цель урока: Познакомить учащихся с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной.

Планируемые результаты:

Личностные: быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся; чувство бережного отношения к природе.

Предметные: познакомить учащихся с заповедниками, заказниками и национальными парками; познакомить учащихся с некоторыми видами редких животных, растений и птиц ;познакомить учащихся с некоторыми вымершими животными.

Метапредметные: Уметь формулировать тему урока; объяснять значение слов заказник, заповедник, национальный парк.

Оборудование:  Презентация, карточка с информацией, карточка с планом рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx27.27 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.59 МБ
Файл vurs.docx15.29 КБ
Файл zyuratkul.docx15.22 КБ
Файл ilmenskiy.docx14.78 КБ
Файл taganay.docx15.2 КБ
Файл tbz.docx13.56 КБ
Файл plan_rasskaza.docx13.77 КБ
Файл refleksiya.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Время

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация начала занятия

1 мин

-Здравствуйте, Ребята! Подровняйтесь все, Теперь тихо сядут мальчики и ещё тише девочки. Меня зовут Кристина Николаевна, и я у вас сегодня проведу урок окружающего мира.

- Сегодня необычный день. Взгляните в окно. Что там происходит? (Светит солнце, наступает весна)

- На такой позитивной ноте мы начинаем наш удивительный урок в мир природы.

Проверяет готовность к уроку. Настраивает на работу.

Словесный: приветствие учителя.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

2. Проверка домашнего задания

3 мин

- Ребята, скажите мне, почему нельзя поселить дома диких зверьков? (не природные условия)

- Почему нельзя выпускать выращенных в не воли животных на свободу? (ни чего не умеют и не знают)

- Где мы можем увидеть и узнать информацию об очень редких животных и растениях? (Красная книга)

- Если эти животные очень редкие, значит, их охраняют, а как их охраняют? (создают заповедники)

- А что такое заповедник? (закрытая для посещения территория, где редкие растения и животные охраняются государством, т.е. эта территория, на которой постоянно охраняется природа, хозяйственная деятельность человека здесь запрещена. (сл. стр. 123)) Слайд1.

Задаёт вопросы по Д\З.

Словарный: беседа.

Отвечают на вопросы.

Р.: Адекватно  воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

П.: Осуществлять синтез как составление целого из частей.

К.: учиться формулировать собственное мнение и учитывать разные мнения и стремится к их координации.

4.Усвоение новых знаний.

19 мин

-Ребята, как вы думаете, только заповедники создают для защиты редких животных и растений? (ответы детей)

-Ещё для защиты редких животных и растений создают заказники и национальные парки.

- Посмотрите на слово заказник, как вы думаете, что оно значит? (предположения детей)

- Заказник – это ценный природный комплекс участков суши и водного пространства, созданный для сохранения или восстановления определённых видов животных и растений, которые заказывает государство.

В заказнике разрешена частичная деятельность человека.  Слайд2

- Так же создают национальные парки.

Национальный парк – это территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. Слайд3

Ребята, скажите, чем схожи заповедники, заказники и национальные парки? (Создаются для охраны природы)

-Чем отличается заповедник от заказника? (в заповеднике запрещена деятельность человека, а в заказнике разрешена)

- А чем отличается заказник от национального парка? (в заказник заказывает гос-во)

- А может кто то знает заповедники, заказники или национальные парки в Челябинской обл. (ответы детей)

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (предположения учащихся)

Тема нашего урока «Заповедники, заказники и национальные парки Челябинской обл.»

- Кто может поставить цели, к нашему уроку исходя из темы? (ответы)

Молодцы ребята, целями нашего урока будут:

  1. Познакомиться с заповедниками, заказниками и национальными парками Челябинской обл.
  2. Узнать растения и животных охраняемых в Челябинской обл.

Слайд 4

- Для достижения наших целей мы отправимся в путешествие, но это путешествие  будите проводить вы, как я объясню вам чуть позже. На доске вы видите карту челябинской обл., на ней отмечены места в которых мы должны побывать и узнать о них.

Сейчас мы находимся в городе Челябинск, он выделен оранжевы цветом.

1 Синим цветом выделен Ильменский заповедник.

2 Красным цветом выделен Восточно-Уральский заповедник.

3 Жёлтым цветом выделен национальный парк Зюраткуль.

4 Зелёным цветом выделен национальный парк Таганай.

5 А чёрным цветом выделен Троицкий ботанический заказник.

Слайд 5

Перед тем как показать вам где мы побываем, я сказала, что путешествие проводить будите вы.

Для этого я вам раздам 2 карточки. На карточке №1 вам предоставлена информация о заповеднике, заказнике или национальном парке. Вы должны очень внимательно изучить эту информацию.

После этого вы должны составить не большой рассказ, по плану, план представлен на карточке №2.  И в заключении вы должны, представить свой охраняемый объект перед всем классом.

На всю работу я вам выделяю ровно 7 минут.

Представить свою работу вы должны в течении 1-2 мин. Например(привожу пример).Совещаться вы должны, как можно тише, что бы другая группа не услышала вас, иначе потом ваш рассказ будет не интересен.

Время для изучения вышло!

Защищают объект.

.

Практический: рассматривают карту Челябинской обл..

Практический:

Работа в группах; работа с источником знаний.

Словесный: рассказ.

.

Слушают  и запоминают информацию.

.

Рассматривают карту Челябинской обл..

Работают с информацией

Отвечают на вопросы.

Слушают расска

Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевые высказывания в устной форме; владеть общим приёмом решения задач.

К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

5.Первичная проверка понимания

-Ребята, с какими природными охраняемыми объектами мы сегодня познакомились? (ответы детей.)

-Каких редких животных вы запомнили? (ответы детей)

- Назовите мне несколько редких растений.

-Реки и озёра есть на всех охраняемых объектах, о которых мы сегодня узнали? (да)

- Везде запрещена деятельность человека? (да, но в некоторых частично разрешена)

Задаёт вопросы.

Словесный: фронтальный опрос.

Отвечают на вопросы.

Л.: владеть общим приёмом решения задач.

К.: допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе и не совпадающих с  его.

П.: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

8. Подведение итогов занятия

-Ребята, для чего создаются природные охраняемые объекты? (для защиты редких животных и растений)

-Что такое заповедник?

- Что такое заказник?

-Что такое национальный парк?

-Чем отличается заповедник, от заказника?

-А от национального парка?

-Что произойдёт если мы не будем, защищать и охранять природу? (она погибнет)

- Как это повлияет на жизнь человека? (предположения детей)

- Скажите мне, какая у нас была тема урока? (Заповедники, заказники и национальные парки Челябинской обл.)

- Какие цели мы поставили в начале урока? (1. Познакомиться с заповедниками, заказниками и национальными парками в Челябинской обл.; 2. Познакомиться с растениями и животными охраняемыми в Челябинской обл.)

-Достигли мы этих целей? (ответы детей)

-Молодцы ребята!

Задаёт вопросы.

Словесный: ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы, подводят итоги.

Р.: Адекватно  воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

.

К.: учиться формулировать собственное мнение и учитывать разные мнения и стремится к их координации.

9. Рефлексия

Ребята, я создала наш собственный заповедник, Его название «Заповедник 2-6 класса». Его надо засадить растениями, если вы поняли тему урока и достигли поставленных целей, то вы должны наклеить ромашки в заповедник, а если нет то за его территорию. Я вижу, что многие поняли тему и надеюсь вы будите сохранять и защищать природу.

Молодцы ребята, всем спасибо за урок.

Практический: рефлексия

Анализируют.

Тема: «Заповедники, заказники, национальные парки Челябинской области»

Тип урока: Урок-экскурсия

Цель урока: Познакомить учащихся с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной.

Планируемые результаты:

Личностные: быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся; чувство бережного отношения к природе.

Предметные: познакомить учащихся с заповедниками, заказниками и национальными парками; познакомить учащихся с некоторыми видами редких животных, растений и птиц ;познакомить учащихся с некоторыми вымершими животными.

Метапредметные: Уметь формулировать тему урока; объяснять значение слов заказник, заповедник, национальный парк.

Оборудование:  Презентация, карточка с информацией, карточка с планом рассказа.

 

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заповедник – закрытая для посещения территория, где редкие растения и животные охраняются государством, хозяйственная деятельность человека здесь запрещена.

Слайд 2

Заказник - это ценный природный комплекс участков суши и водного пространства, созданный для сохранения или восстановления определённых видов животных и растений .

Слайд 3

Национальны парк – это территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.

Слайд 4

Заповедники, заказники, национальные парки Челябинской области.

Слайд 5

Цели: 1. Познакомиться с заповедниками, заказниками, национальными парками в Челябинской области; 2. Узнать растения и животных охраняемых в Челябинской области.

Слайд 7

Ильменский заповедник

Слайд 8

Лось Лиса

Слайд 9

Клевер Овсяница

Слайд 10

Восточно – Уральский заповедник

Слайд 11

Косуля Беркут

Слайд 12

Венерин башмачок Саранка

Слайд 13

Национальный парк Зюраткуль

Слайд 14

Медведь Тетерев

Слайд 15

Костяника Валериана

Слайд 16

Национальный парк Таганай

Слайд 17

Колонок Снегирь

Слайд 18

Троицкий ботанический заказник

Слайд 19

Золототысячник Росянка

Слайд 20

Богомол Махаон



Предварительный просмотр:

Восточно-Уральский заповедник — государственный (радиационныйзаповедник. Расположен в лесостепной зоне на территории Каслинского  районов Челябинской области.Восточно-Уральский заповедник был создан в 1966 году. Его образованию предшествовала Кыштымская авария, приведшая к радиоактивному заражению данной территории, в результате которой образовался Восточно-Уральский радиоактивный след.

На территории Восточно-Уральского заповедника текут реки Теча и Караболка, находятся два озера: Бердениш и Урускуль. На озерах встречается много водоплавающих птиц.

В заповеднике встречаются 455 видов растений, причем четыре вида занесено в Красную книгу. Это венерин башмачок, саранка, прострел весенний и лилия. 

здесь насчитывается 217 видов птиц, в том числе редких видов. Так, здесь огромная популяция серого гуся, также гнездятся лебедь-шипун, серый журавль, серая цапля, утки, чайки. Здесь же можно встретить занесенных в Красную книгу беркута, орлана-белохвоста, сокола балабана. Можно увидеть и такую красивую птицу, как филин. Из наиболее крупных животных можно встретиться с лосем, рысью, лисицей, косулей, кабаном, зайцем и др.

Попасть на территорию радиоактивного заповедника не получится. Деятельность человека запрещена!



Предварительный просмотр:

Национа́льный парк «Зюра́ткуль» — национальный парк, расположен в 30 км южнее города Сатки. Организован 3 ноября 1993.

На территории преобладают леса — еловые и елово-пихтовые, а также березняки. Богатство флора доказывает наличие 653 видов растений, в том числе сибирских и европейских (пихта сибирскаяель европейская и др.). В Красную книгу России занесены 70 редких растений парка, среди них: башмачок настоящийбашмачок крупноцветковыйнадбородник безлистный,ятрышник мужскойветреница уральская и лобария лёгочная. Основу их травяно-кустарничкового яруса составляют кислица, сныть, воронец колосистый, майник двулистный, костяника, вероника дубравная, кровохлебка лекарственная, звездчатка лапцетолистная, валериана лекарственная, брусника, герань лесная.

Среди животных численно доминируют виды, характерные для лесной зоны Урала: белка, заяц-беляк, лесная куница, медведь, рысь, косуля, глухарь, тетерев, рябчик, вальдшнеп, желна, сойка и др. Из числа видов птиц, занесенных в Красную книгу России, в парке отмечен беркут. К редким видам относится выдра, крайне малочисленная в парке, и несколько видов насекомых, главным образом бабочек и шмелей. Озеро Зюраткуль богато рыбой. 

Озеро Зюраткуль — гидрологический памятник природы.

Разрешены экскурсии.



Предварительный просмотр:

Ильменский заповедник

Ильменский заповедник находится на Ильменском хребте в Челябинской области, к северо-востоку от города Миасс. Заповедник название свое получил от горного хребта Ильменского. Так же называется и одно из местных озер

История исследования Ильмен началась более 200 лет назад, когда стало известно в России и Европе о богатстве и своеобразии Ильменских гор. Ильменский государственный заповедник — один из первых национальных заповедников России.

Представители копытных — лоси и косули. Однако косуль в заповеднике больше. В настоящее время численность их доходит до 300 особей. Уральская косуля — стройное, грациозное животное. Она значительно крупнее своих сибирских и якутских собратьев. Еще из представителей парнокопытных — дальневосточный пятнистый олень и кабан. Есть волк, лиса, барсук, лесная куница, колонок, хорь светлый, горностай, ласка, зайцы (беляк и русак), еж, крот, белка, бурундук, несколько видов полевок и мышей, серая крыса.

Пернатый мир представлен такими редкими птицами, как лебедь-кликун, серый гусь, чернозобая гагара, глухарь. Живут тетерев, скромный пестренький рябчик. На озерах проживают многие виды уток, чаек. На болотах селиться серый журавль.

На лугах умеренного увлажнения широко распространены такие ценные кормовые растения, как овсяница, лисохвост, мятлик, клевер, тимофеевка степная, мятлик узколистный, а также смолка клейкая, гвоздика разноцветная.

Раз земля заповедная, значит, неприкосновенная. Вход и въезд в заповедную зону запрещен! На ней нельзя охотиться на птицу и зверя, ловить рыбу в озерах, собирать в лесах грибы и ягоды, рубить деревья, разводить костры. Словом, в заповеднике запрещается любая хозяйственная деятельность. А вот полюбоваться величием и щедрой красотой неповторимой уральской природы, подивиться ее богатствам можно, посмотреть есть на что. Недаром ученые говорят: «Кто в Ильменах не бывал, тот Урала не видал». Ильмены живописны во все времена года.



Предварительный просмотр:

Таганай — национальный парк в группе хребтов Таганай на Южном Урале. Расположен вблизи северо-восточной окраины города Златоуст. Образован 5 марта 1991 года.

На территории Таганая протекает река Куса с многочисленными притоками, в числе которых три речки-малютки Шумги, Большая и Малая Тесьма, Черная речка.

Растительный мир Таганая – это своеобразный многоцветный узел, соединяющий в себе несколько природных зон. С севера по хребтам сюда заходит зона горных елово-пихтовых лесов средней тайги, с востока – южно-таёжные леса с примесью лиственницы и берёзы, берёзово-сосновые леса. И тут же можно увидеть горные степи, а высокогорья занимают субальпийские луга и горные тундры.

Наиболее представлены грызуны, в их числе белка-летяга и белка обыкновенная, полевки, лесной лемминг Зайцеобразные представлены зайцем-беляком. Среди парнокопытных -лось, косуля сибирская, кабан. Так же встречаются ласка, горностай, колонок, куница, барсук,  волк, лисица, бурый медведь -самый крупный хищник на территории национального парка.
Из общего числа видов птиц одна треть - зимующие, остальные встречаются на перелетах и во время кочевок. В числе зимующих - свиристель, чечетка, во время кочевок, встречаются птицы тундры и северной тайги белая сова, пуночка, снегирь, клест-еловник, кедровка Под пологом леса гнездятся глухари, рябчики, тетерева. Очень редки и подлежат охране скопа, беркут, орлан-белохвост, филин. В лесах много птиц, гнездящихся в дуплах гаички, синички, дятлы пяти видов, мухоловки
Пресмыкающиеся Таганая представлены небольшим числом видов Наиболее многочисленны живородящая ящерица, прыткая ящерица, гадюка обыкновенная Очень редко встречаются веретенница, уж обыкновенный, медянка.

На территории парка походят экскурсии.



Предварительный просмотр:

Троицкий Государственный ботанический заказник.

Заказник с уникальными почвами и редкими видами флоры и фауны. 
Особо охраняемая природная территория Челябинской области. Памятник природы. 
Заказник расположен в Троицком районе, неподалеку от села Берлин. Троицкий заказник был образован в 1927 г.

В Троицком заказнике встречается около 500 видов растений. Некоторые из них занесены в Красную книгу Челябинской области. Среди них Кувшинка чисто-белая, Росянка английская, Солодка Коржинского, Золототысячник красивый, Золототысячник топяной. 

В заказнике зарегистрировано 5 видов земноводных, 2 вида рептилий, 140 видов птиц, 42 вида млекопитающих. Встречается 43 вида редких насекомых. Среди них красотка-девушка, красотка блестящая, богомол обыкновенный, махаон, голубая орденская лента, пчела-плотник, шмель армянский, шмель-чесальщик, краснощекий муравей, муравей рабовладелец и многие другие. Кроме того, здесь встречается много редких беспозвоночных.

В границах заказника расположено три озера. Самое крупное из них — Кукай . Озёра Пастушье и Безымянное совсем небольшие.

Деятельность человека, разрешена частично.



Предварительный просмотр:

     План рассказа:                                                      

1. Название;

2. Год создания;

3. Место нахождения (город)

4. реки, озёра на территории

5. 3-5 названий редких животных;

6. 3-5 названий редких растений;

7. Деятельность человека

План рассказа:

1. Название;

2. Год создания;

3. Место нахождения (город )

4. реки, озёра на территории

5. 3-5 названий редких животных;

6. 3-5 названий редких растений;

7. Деятельность человека

План рассказа:

1. Название;

2. Год создания;

3. Место нахождения (город) 

4. реки, озёра на территории

5. 3-5 названий редких животных;

6. 3-5 названий редких растений;

7. Деятельность человека

План рассказа:

1. Название;

2. Год создания;

3. Место нахождения (город) 

4. реки, озёра на территории

5. 3-5 названий редких животных;

6. 3-5 названий редких растений;

7. Деятельность человека

                   

            План рассказа:

1. Название;

2. Год создания;

3. Место нахождения (город)

4. реки, озёра на территории

5. 3-5 названий редких животных;

6. 3-5 названий редких растений;

7. Деятельность человека

 

План рассказа:

1. Название;

2. Год создания;

3. Место нахождения (город) 

4. реки, озёра на территории

5. 3-5 названий редких животных;

6. 3-5 названий редких растений;

7. Деятельность человека

                   

     

                   

               



Предварительный просмотр:

C:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpgC:\Users\Кристина\Desktop\i.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс

Учебно-методическое пособие "Тесты по окружающему миру" 4 класс...

Учебно-методический комплекс по математике на тему:"На сколько больше? На сколько меньше?" 1 класс Перспектива (конспект+презентация)

Тема урока «На сколько больше? На сколько меньше?» Тип урока: Изучение нового материалаЦель урока:  Научиться сравнивать группы предметов, опираясь на порядок их следования при счёте и объе...

Учебно-методический материал к уроку окружающего мира в 4-м классе "Как человек использует свойства воды"

Технологическая карта урока окружающего мира в 4-м класса "Как человек использует свойства воды" по программе "Школа 2100"...

Учебно - методический комплект к уроку окружающего мира "Условия жизни на планете Земля" во 2 классе. Программа ПНШ

Предлагаю вашему вниманию учебно - методический комплект к уроку окружающего мира "Условия жизни на планете Земля" во 2 классе. Надеюсь, что данный материал окажется для вас полезным....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Заповедники России"

Презенртация к уроку окружающего мира  по теме :"Заповедники России"...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....