Программа внеурочной деятельности "Мы и экология"
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Программа внеурочной деятельности эколго-биологического направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_i_ekologiya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Славянская средняя общеобразовательная школа »

Филиал «Славянская начальная общеобразовательная школа №2»

Программа кружка

«Мы и экология»

(внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

(эколого-биологическое  направление)

                                                                                                               Разработала:

                                                Ильченко Надежда Дмитриевна,

                                                             учитель начальных классов

с. Славянка

2012год


  1. Пояснительная записка

          Экология – это наука, занимающаяся исследованием взаимоотношений, взаимосвязей живых организмов с окружающей средой.

         В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Дети впервые попадают в мир знаний о природе.  Дальнейшее их отношение к природе будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, как будет воспитано  чувство бережного отношения к природе. Бережное отношение к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей среды. Поэтому необходимо пробудить в детях интерес к природе, к наблюдениям за объектами природы, ответственность за любое живое существо.

          Цели:  воспитание любви к природе, к родному краю на основе формирования экологической культуры школьников, сотрудничества при решении разнообразных экологических проблем.

Задачи:

  • Формирование знаний о единстве живой и неживой природы, о взаимосвязи и взаимодействии человека и природы;
  • Пропаганда идей охраны природы, экологии;
  • Практические дела по благоустройству  и  охране природы;
  •  Формирование здорового образа жизни.

           Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.

 ЛУУД:

  • Самоопределение;
  • Смыслообразование;
  • Самооценка и личностная саморегуляция;
  • Нравственно-этическая ориентация.

РУУД:

  • Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • Умение планировать  свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • Адекватно  воспринимать оценку учителя.

ПУУД:

  • Строить речевые высказывания в устной форме;
  • Осуществлять поиск необходимой информации и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

КУУД:

  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Задавать вопросы, для организации собственной деятельности.

  Планируемые результаты реализации программы кружка ориентированы на достижение всех трех уровней воспитательных результатов.

 Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни).

   Школьники приобретут первоначальные знания об экологии, о биологическом разнообразии, о нормах поведения в природе;  о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

       Ученик научится:

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями  ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • Строить речевые высказывания в устной форме;
  • Адекватно  воспринимать оценку учителя;
  • Осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
  • Включаться в исследовательскую, проектную деятельность под руководством учителя.

  Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к природе как источнику жизни на Земле).

        Ученик научится:

  • ценностному  отношению  к природе.
  • основам  экологической культуры:  принятию ценности природного мира,
  • следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,  здоровьесберегающего  поведения.

     Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия).

Учащиеся приобретут опыт природосберегающей и природоохранной деятельности;    опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

       Ученик научится:

  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Задавать вопросы, для организации собственной деятельности

Тематический план

Тема

занятия

Краткое описание деятельности учащихся.  

Форма организации внеурочной деятельности (форма занятия)

 Количество часов  

аудиторных

Вне-

ауди-

торных

теория

практика

1

Вводное занятие

Беседа об экологии. Правила  поведения на экскурсионных занятиях.

  1

                                                   

                                                    Экологический букварь  - 2 часа

2

Невидимые нити природы

1

3

Экологическая пирамида

1

                                               

                                          Мы в ответе за тех, кого приручили -6 часов

4

Мои домашние любимцы

Беседа о домашних животных. Правила ухода за ними. Конкурс рисунков на тему.

1

1

5

Собака – друг человека

Сбор материала о домашних питомцах, определение породы собаки. Просмотр мультфильма.

1

1

6

Кто сказал  «Мяу»?

Рассказы детей о кошачьих повадках.  Кошачий вернисаж.

1

1

                                                         

                                                 В стране Флоры и Фауны  - 16  часов

7

День растений

Зарисовки растений растущих на школьном дворе. Определение их названий по справочнику.

1

1

8

Легкие планеты

Беседа о значении растений.

Посадка кустарников на школьном дворе.

1

1

9

День птиц  




Классификация птиц (зимующие, перелетные).

Памятка  «Как подкармливать птиц»

1

1




10

Скворцы прилетели

Викторина о птицах

1

1

11

Птичья кормушка

Практическая работа

2

12

Птичьи домики

Практическая работа

2

13

День насекомых

Беседа. Конкурс рисунков

1

1

14

Береги природу

Школьный праздник с приглашением детей из ГКП

1

1

                                 

                                   Экологические проблемы и пути их решения   - 14 часов

15




16

Запыленность воздуха  в школе

Исследование запыленности в классе, в коридоре.  Поиск сведений о растениях – фитофильтрах  в  справочниках, Интернете. Посадка комнатных цветов.

1





2

17

Цветы – не только красота.

Классификация комнатных растений.  Практическая работа по уходу за растениями.

1

1

18

Подходы к отходам

Какие бывают отходы. Составление памятки «Правила утилизации отходов».

1

1

19

20




21

Вторая жизнь ненужных предметов.

Изготовление поделок.

(Панно с цветами из пластмассы,  карандашница и др.)

Практическая работа по изготовлению бумаги из макулатуры

2





2

22

Лес благодарит и сердится.

Ролевая игра «Идем в поход».  Заполнение анкеты, в каких случаях лес «благодарит» человека, а в каких – «сердится»

1

2

                                                   

                                                        Экологические тропы  - 18 часов

23

Осень

Экскурсионное занятие. Наблюдение за изменениями в природе. Игра «Угадай, с какого дерева лист»

Жил-был листок






2

3

24

Осень - припасиха

Оформление уголка природы

1

25

Зима

Наблюдение за погодой. Сравнение с осенью.

Подкормка зимующих птиц.

2

26

Что зима нам принесет.

Подбор пословиц о зиме, примет. Оформление уголка природы

2

27

Весна

Наблюдение за погодой.

Книжка – раскладушка «Перелетные птицы»

2

1

28

Разведка весенних примет.

Поиск информации. Оформление уголка природы

2

29

Лето

Конкурс пословиц, поговорок о лете.  Игра на  внимание «Ищем красоту»

2

1

                             

                                     Природа и фантазия (экологическое творчество) – 15часов

30

Поделки из природного материала

Изготовление поделок из различного материала: листьев, семян, веточек, сухих корней.

  Изготовление этикетки к поделке. Выставка поделок.

1




1





31



32

Экологическая викторина

Составление вопросов, заданий, ребусов для викторины.

Проведение школьной викторины

1

1




1

33

Экологический КВН

Разгадывание ребусов, загадок. Изготовление плакатов на тему.

1

1

1

34

Планета

        – наш

                          дом

Подготовка выставок, презентаций, стенгазет.

Итоговый праздник

6

1

                                          И Т О Г О:    72  часа

11

40

21

Содержание

Введение. 

Беседа об экологии. Правила  поведения на экскурсионных занятиях.

            Экологический букварь  

          Мы в ответе за тех, кого приручили  

Беседа о домашних животных. Правила ухода за ними. Конкурс рисунков на тему.

Сбор материала о домашних питомцах, определение породы собаки. Просмотр мультфильма.  Рассказы детей о кошачьих повадках.  Кошачий вернисаж.

                В стране Флоры и Фауны  

Растения. Виды растений. Зарисовки растений растущих на школьном дворе. Определение их названий по справочнику. Значение растений в природе и жизни человека.

Посадка кустарников на школьном дворе.

 Птицы. Классификация птиц (зимующие, перелетные). Разработка памятки  «Как подкармливать птиц». Практические  работы по изготовлению кормушек и птичьих домиков (с привлечением родителей).

 Насекомые. Вредные и полезные насекомые.

          Экологические проблемы и пути их решения  

Исследование запыленности в классе, в коридоре.  Поиск сведений о растениях – фитофильтрах  в  справочниках, Интернете. Посадка комнатных цветов.

Классификация комнатных растений.  Практическая работа по уходу за растениями.

Какие бывают отходы. Составление памятки «Правила утилизации отходов».

Изготовление поделок из бросового материала. Практическая работа по изготовлению бумаги из макулатуры.

Ролевая игра «Идем в поход».  Заполнение анкеты, в каких случаях лес «благодарит» человека, а в каких – «сердится».

        Экологические тропы  

Экскурсионные занятия. Наблюдение за изменениями в природе. Наблюдение за погодой.

Подбор пословиц о временах года, примет. Оформление уголка природы

Книжка – раскладушка «Перелетные птицы»  Игра на  внимание «Ищем красоту» (по каждому сезону).   Практические работы (подкормка птиц).

       Природа и фантазия (экологическое творчество)

Практические работы по изготовлению поделок из различного материала: листьев, семян, веточек, сухих корней.  Выставка поделок.

Составление вопросов, заданий, ребусов для викторины. Проведение школьной викторины  Подготовка презентаций, стенгазет к итоговому празднику.

Литература

  1. Д.В.Григорьев  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

пособие для учителя. – М. «Просвещение», 2010г.

2. Внеурочная деятельность учащихся начальной школы.  Сборник программ педагогов – победителей конкурса \ под ред.Т.Н.Тишиной.- Омск, БОУДПО «ИРООО», 2011г.

3. С.Г. Ананьев, С.А. Шахматова Экологический КВН \\ Начальная школа – 2007г - №2

Г.А.Айкина Как сделать экологическое воспитание эффективным? \\ Начальная школа – 2008г - №8

4.  Н.Л.Бугаева Материалы для экологической тропы\\ Начальная школа – 2009г - №1, №4.

5. И.А.Волжина Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно – практической деятельности \\ Начальная школа – 2009г - №4

6. В.В. Остапенко,  И.В.Остапенко  Формирование экологической культуры младших школьников \\ Начальная школа – 2010г - №2

7. О.Г.Билюшова  Неделя биологического разнообразия.\\ Начальная школа – 2010г - № 12

8. А.В. Миронов Экологическая составляющая нового образовательного стандарта\\ Начальная школа – 2011г - №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Программа внеурочной деятельности....

Занятие по программе внеурочной деятельности "Юный эколог" "Берегите Землю, берегите!"

Занятие для обучающихся 2 года обучения по программевнеурочной деятельности "Юный эколог". Занятие "Берегите Землю, берегите! рассчитано на 2 часа. Цель занятия :обратить внимание детей на ту угрозу, ...

Презентация программы внеурочной деятельности "Юный эколог"

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по теме"Экологическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС". Презентация программы внеурочной д...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Внедрение стандартов нового поколения...

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Предназначена для работы с обучающимися начальных классов. План на  первый год обучения. Интересные идеи нашла на просторах Интернета, что-то взяла для основы, что-то адаптировала под себя. В раз...