Школьная адаптация и дезаптация (выступление на окружном семинаре).
материал (1 класс) по теме
Раскрываются понятия адаптации, дезадаптация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» №384
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОКРУЖНОМ СЕМИНАРЕ 18.10.2012
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: КУДРЯВЦЕВА Е.В.
ТЕМА: Школьная адаптация и дезадаптация. Школьные трудности.
Добрый день, уважаемые коллеги!
В своем выступлении я постараюсь раскрыть понятия «адаптация», «дезадаптация» и « трудности обучения».
На первом слайде вы видите определение понятия «адаптация»
Адаптация – процесс взаимодействия личности с социальной средой, включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Для того, чтобы это процесс прошел успешно необходима хорошая готовность ребенка к систематическому обучению в школе. А что это значит? Слайд 2
Готовность ребенка к систематическому обучению в школе – это тот уровень его морфологического, функционального и психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья.
Единых критериев для определения готовности нет. Это и
- определенный уровень социальных умений (умение общаться со сверстниками, взрослыми, регулировать свое поведение, оценивать ситуацию и т.п.)
- определенный уровень развития функций, необходимых для обучения в школе (организация внимания, деятельности, зрительного восприятия)
- определенный уровень личностного развития (самосознание, самооценка, мотивация)
- состояние здоровья
Очень много говорилось и говорится сейчас о трудности первого года обучения в школе. Процесс адаптации к школе довольно длительный. Психологическая и физиологическая адаптация длится от 4 до 8 недель. Длительные наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация проходит быстрее, чем физиологическая.
Наиболее часто, как причину школьных трудностей учителя определяют «непослушание» (48%). Это непослушность связана со сложностью процесса психологической адаптации, с тем, что начало обучения меняет вид деятельности, новый вид деятельности – учебная – возникает не сразу.
Вопросами школьной дезадаптации занимались многие ученые Александр Дмитриевич Гонеев, Татьяна Андреевна Филиппова, Марьям Михайловна Безруких. Дезадаптация – совокупность признаков и свойств, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в отдельных случаях невозможным.
М.М. Безруких выделяет два типа школьных трудностей: слайд 3
- специфические (имеют в основе нарушения и несформированность школьно-значимых познавательных функций (моторики, речевого развития и т.п.). коррекция этих трудностей невозможно без помощи специалистов.
- неспецифические (вызваны общей ослабленностью организма, низкой работоспособностью, эмоциональной напряженностью. Коррекция этих трудностей требует изменения системы обучения, тактики общения с учителем и родителями, индивидуального подхода к ребенку. Раздаточный материал!
Выделим школьные факторы риска, которые могут вызвать трудности обучения даже у детей, готовых к обучению: Слайд 5
- стрессовая педагогическая тактика (70% первоклассников говорят, что главная трудность для них – не успеваю. Ограничение времени – один из ведущих стрессовых факторов)
- интенсификация учебного процесса (увеличение количества учебных уроков, второй вариант – уменьшение количества часов и сохранение при этом объема учебного материала.
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников (например письмо без отрыва)
- нерациональная организация учебной деятельности (учебная нагрузка, дополнительные занятия в школе, занятия активно-двигательного характера)
Наиболее типичные проявления дезадаптации: слайд 4
- неврозоподобные расстройства (нарушения сна, аппетита, неадекватные реакции, жалобы на усталость, головную боль, тошноту, страхи, навязчивые движения – подергивания, покашливание, обкусывание ногтей, нарушения темпа речи – запинки)
- неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание)
- астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая или низкая работоспособность, повышеннная утомляемость)
- снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость)
- снижение учебной мотивации
- снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение
Итак, как же организовать коррекционно-педагогическую работу с такими детьми?
Марьям Михайловна Безруких предлагает несколько вариантов организации, выбор которого зависит от возраста ребенка, этапа обучения, характера трудностей и причин их возникновения. Слайд 5
Вариант 1. Индивидуальная программа адаптивного развития.
Этот вариант предполагает проведение консультативного обследования. На основании результатов разрабатывается индивидуальный план работы с ребенком по осуществлению мер специфической коррекции. Возможно проведение занятий 2-3 раза в неделю с несколькими детьми, имеющими однотипные проблемы (по 4-6 чел в группе). Но один раз в неделю занятия должны быть строго индивидуальными. Эти занятия не исключают занятий в общем классе, а наоборот, дополняет их.
Вариант 2. Динамические (временные) группы в начальных классах.
Эти группы работают по принципу «скорой помощи», а ребенок начинает занятия в такой группе в том случае, если имеет те или иные трудности в обучении. Особенно эффективны временные группы для детей, которые пропустили занятия по болезни. Если проблема решена, то не стоит затягивать пребывание ребенка в группе, лучше организовать индивидуальную работу в классе.
Вариант 3. Работа учителя в группах на уроках в классе.
Дифференцированная, с учетом индивидуальных особенностей развития детей, работа может проводиться в классе на обычных уроках. Для такой работы необходимо специальным образом организовать пространство класса (зона учителя, зона отдыха, зона занятий). 45-ти минутный урок разделен на четыре 10-ти минутные этапы. Каждая 10-ти минутная часть урока – это работа учителя с 5-7 учениками, остальные в это время выполняют работу самостоятельно. За один урок учитель может проработать сложный материал в нескольких группах, причем в одной группе, возможно, потребуется особое объяснение, в другой – более медленный или более быстрый темп. Дети очень быстро привыкают к такому режиму занятий, ценят время работы с учителем, учатся заниматься самостоятельно.
Вариант 4. Специальная работа.
Ведут специалисты (психолог, логопед, социальный работник, врач) индивидуально или в малых группах с детьми, имеющими школьные проблемы. Необходимо, чтобы эта работа проводилась совместно с учителем и родителями.
Вариант 5. Работа по организации помощи при трудностях в обучении, которую проводят родители.
Этот вариант предусматривает предварительное обучение родителей.
При работе с детьми, имеющими трудности в обучении, следует придерживаться следующих принципов:
- Любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.
- Коррекция трудностей, это комплексная задача, поэтому для ее успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.
- Помощь детям со школьными проблемами – это выявление причин, вызывающих трудности в обучении. Так, при нарушении почерка необходимо выявить истинные причины, а не по принципу «больше писать».
- Детям с трудностями в обучении должна оказываться системная помощь, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций) и специфической (компенсация дефицитов функционального развития) помощи.
В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи, включающая следующую последовательность действий: слайд 6
- наблюдение и анализ возникающих проблем
- консультация специалистов
- четкое определение цели и конкретных задач помощи
- составление индивидуального плана работы
- опора при обучении на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций
- постепенность в усвоении учебного материала
- переход к новому учебному материалу лишь после полного освоения предыдущего
- регулярное повторение пройденного материала
- независимая оценка результатов работы и функционального состояния ребенка не реже двух раз в год.
Итог: в процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы. Жесткое обращение может дать кратковременный эффект, но у большинства детей вызывает тревогу, обиду и рождает новые неудачи. Для преодоления трудностей необходимо, чтобы ребенок поверил в себя и возможность преодоления проблемы, а для этого в успех должны поверить взрослые – учителя и родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру на окружном семинаре на тему «Информационно-образовательная среда как условие реализации ФГОС»
Урок по окружающему миру: Насекомые, птицы, рыбы, звери....
Выступление на окружном педсовете "Использование новых педагогических технологий в начальной школе"
Использование новых педагогических технологий в начальной школе....
Выступление на районном семинаре - 2014 год "Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся"
Музей долже быть живым!...
Окружной семинар "Пути и способы формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС"
Введение. 1.1. Запрос современного общества.Основная часть....
Выступление на окружном семинаре "Воспитание гражданственности через изучение истории родного края"
Воспитание гражданственности, патриотизма - одно из основных направлений воспитательной работы" Материал может быть использован учителями при изучении родного края во внеурочной деятельности, на ...
Выступление на практическом семинаре по теме: «Формы индивидуальной работы с обучающимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в коллективе класса». МОУ «С(К)ОШИ № 4» г. Магнитогорска. Октябрь 2022г.
Данное выступлении посвящено итогам работы воспитателя 1 класса по теме самообразования за 2021-22 уч.год. В ходе выступления рассматриваются: значимость выбранной темы, понятие адаптации первоклассни...
Выступление на районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»
Выступление на районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»...