Конкурсно- игровая программа "Праздник сушек".
план-конспект занятия на тему

Чебаненко Ольга Анатольевна

Занятие помогает формировать положительное отношение к народным традициям, уважение к прошлому своего народа; воспитывать культуру поведения, чувство товарищества и взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_sushek.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Омской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

Конкурсно-игровая программа

«Праздник сушек»

Воспитатель: Чебаненко.О.А.

Цели:

  • Познакомить детей с историей возникновения сушек и баранок;
  • Формировать положительное отношение к народным традициям, уважение к прошлому своего народа;
  • Воспитывать культуру поведения, чувство товарищества и взаимопомощи;
  • Создавать условия для раскрытия своих способностей.

Хозяйка: Пожалуйста, гости дорогие! Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем! Припасли мы вас забавушек на всякий вкус. Кому-то потешку, кому – правду, кому – песенку, а всем – вкусные угощения. У нас для каждого из вас найдется и местечко, и доброе словечко. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место здесь хватило? (ребята рассаживаются.)

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно нам,

Словно мы в огромной дружной

И приветливой семье.

Всю семью мы приглашаем

С нами петь, играть, плясать,

Но вначале предлагаем

Меню на сегодня вам узнать.

Итак, наше познавательно-развлекательное меню на сегодня таково: первое – информация о происхождении некоторых блюд; второе – рецепты русской народной кухни; третье – соревнование сладкоежек-сушечников; на десерт – поем, танцуем да сладким чаем угощаем.

Хозяйка: Отгадайте загадку.

Кольцо не простое, кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее, всем на загляденье.

Ну, и объеденье!

Угадали? Да, это сушка или бублик, баранка. Все их любят, а вот как они попали на стол, знают не все. А хотите узнать? Тогда слушайте первое блюдо из нашего познавательного меню.

Первое блюдо меню.

Баранки, бублики, сушки – старинные русские хлебные изделия, без которых раньше не обходилось ни одно чаепитие и в будни, и в праздники. Да и сегодня жители многих городов и деревень охотно покупают бараночные изделия, составляющие значительную группу хлебных продуктов. Выбор большой: баранки сахарные, простые, горчичные, молочные, сдобные, ванильные, чистые, с маком и многие другие. Непременной операцией производства баранок является обварка тестовых колец крутым кипятком. На Украине баранки и сейчас называют «обаринками» или «обваринками». Существует мнение, что эти бараночные изделия попали несколько веков назад из Польши на Украину, а оттуда перекочевали в Россию. Баранки и сушки представляют собой, по существу, хлебные консервы – они могут храниться долгое время, не теряя потребительских качеств. Воины, уходившие в далекие походы, гонцы, доставлявшие важные известия, путешественники, открывавшие новые земли, - все они брали с собой в дорогу легкие, высушенные до звона ломтики хлеба или сухари. На огромных парусниках, бороздивших далекие моря и океаны, существовали специальные сухарные трюмы, вмещавшие запасы этих продуктов для команды на срок от 6 месяцев до 1 года. К этой группе продуктов относятся сухари и различные хлебные палочки, соломка сладкая и соленая, сухарики. Но все же сушки и баранки были и остаются для большинства ребят любимым лакомством.

Хозяйка: А сейчас я хочу прочитать вам мои любимые стихотворения, но если вдруг я забуду, вы мне ребята, помогите, только подсказываете все дружно.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе …(позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый …(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не …(идут)

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек …(отломил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …(съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек не …(нашли).

Хозяйка: Молодцы, ребята! Дружно вы отвечали, и пришло время «отведать» второе блюдо нашего меню. Я предоставляю слово нашим следопытам старинных русских блюд. (3-4 выступления, выступают ребята, которые заранее узнали у бабушек, у родителей или у старожилов села о старинных рецептах русской кухни, главным образом, рецепты пирогов или сладких блюд. Очень хорошо, если и сами дети принесли сладкие блюда. В подготовке этого задания помощь оказывают взрослые.)

Второе блюдо меню.

Хозяйка: На нашем праздничном столе есть и домашние сушки. И я бы очень хотела поделиться с вами старинным рецептом их изготовления.

Хозяйка раздает детям подготовленные рецепты.

Рецепт старинной домашней сушки – 2 стакана муки, 1 яйцо, полстакана воды, соль и сахар по вкусу.

Из данных компонентов замесить крутое тесто, дать постоять 30 минут. Тесто разделить на небольшие кусочки, раскатать жгутики и придать им форму сушек. Затем опустить их в кипящую подсоленную воду, варить 1-2 минуты. Вынуть шумовкой, уложить на противень, посыпать маком, сахаром и запекать в духовке до образования золотистого цвета.

Хозяйка: А теперь поиграем в игру «Доскажи пословицу».

  • Чай пить ….(не дрова рубить).
  • Пирог ешь, да хозяина …(не съешь).
  • Пироги да оладьи…..(замотались сватьи).
  • Пироги да блины, а там сиди да …(гляди).

Хозяйка: 

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Группа девочек в народных сарафанах исполняет частушки.

  1. Шире круг, шире круг.                         5. Не хотела я плясать,

           Дайте круг пошире.                                   Стояла и стеснялася,

           Не одна иду плясать-                                А гармошка заиграла,

           Нас идут четыре.                                        Я не удержалася.

  1. А у нас во дворе                                    6. По деревне я пошла

Квакали лягушки,                                      И Ванюшу видела.

А я с печки босиком –                              Под кустом сидел и плакал  

Думала, подружки.                                   Курица обидела.

  1. Я плясала в три ноги,                            7. Сидит ежик на березе,

Потеряла сапоги,                                        Белая рубашечка,

Оглянулася назад –                                    На головке – сапожок,

Сапоги мои лежат.                                      На ноге – фуражечка.

  1. Балалаечка – гудок                                 8. Если б не было воды

Свое дело знает,                                          Не было б и кружки.

Она в Ваниных руках                                  Если б не было девчат,

Хорошо играет.                                             Кто бы пел частушки.

Третье блюдо меню.

Хозяйка: На третье у нас – веселые соревнования сладкоежек-сушечников.

Хорошо частушки слушать,

О том, о сем поговорить.

А теперь пора сыграть,

Свою удаль показать.

Для игры организуем 2 команды – «Русичи» и «Славяне». (Дети делятся по интересам или с помощью скороговорки.) За правильное и быстрое выполнение задания команда получает балл – сушку. По окончании конкурсов заработанные сушки помогут назвать команду-победительницу. За нарушение дисциплины во время игры команда получает штрафной балл – забирается сушка.

Конкурс «Бусы».

На первом стуле блюдо с водой, в ней – 10 сушек. На другом стуле – игрок с веревочкой в руках. Игроки должны добежать до первого стула, без помощи рук ртом достать сушку, прибежать ко 2 стулу и нанизать сушку на веревочку, потом передать эстафету другому.

Конкурс «Скороговорки».

Всей команде нужно быстро и четко проговорить скороговорку.

  • Утром спозаранку купил баран баранку.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Конкурс «Шифровальщики».

Из букв слова «баранка» составить новые слова, используя букву только один раз. (бар, рак, рана, банка, раб, арка, бак, кабан и др.)

Конкурс «Художники».

За определенное время на чистом листе бумаги игроки должны нарисовать как можно больше предметов, в которых есть форма сушки.

Конкурс «Самый ловкий».

Участвуют по 5 человек от каждой команды. К сушке привязана нитка. Нитку с сушкой привязывают сзади к поясу. Приседая, игроки должны «надеть» сушку на карандаш (столбик для карандаша сделан из пластилина).

Конкурс «Писаки».

Участвуют по 3 человека от команды. Сидя на стуле, на чистом листе бумаги, держа карандаш пальцами ноги написать слово «бублик» так, чтобы было понятно.

Конкурс «Кто быстрее съест».

Участвуют по 2 игрока от каждой команды. 2 игрокам выдаются по 10 сушек на двоих. Кто за определенное время быстрее других съест сушки, та команда и побеждает.

Конкурс «У кого сушка».

Все дети стоят в кругу. Под музыку дети передают сушку по кругу. Музыка останавливается, игрок, у которого сушка, выходит из игры. Побеждает та команда, чьих игроков по окончании конкурса осталось в круге больше.

Хозяйка: А теперь подведем итоги наших состязаний. Подсчитайте заработанные каждой командой сушки. Победила команда ….

Награждение победителей. Команда-победительница получает «медали» - большие бублики, а проигравшие получают «медали» - сушки.

Хозяйка:

Хорошо мы поиграли,

Свою удаль показали.

А теперь чайку попьем,

Поговорим о том, о сем.

Все для вас, взрослые и детишки:

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь.

Всех приглашаем на наш десерт – чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно – игровая программа для детей младшего школьного возраста «Дорога к доброму здоровью»

В данной статье приводится сценарий игровой программы «Дорога к доброму здоровью», цель которой - пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по д...

Конкурсная игровая программа к 23 февраля "Команда для капитана Врунгеля"

Данная разработка может использоваться для проведения внеклассного мероприятия в 1 классе....

Конкурсно-игровая программа «Мамочки – доченьки - сыночки»

Конкурсно-игровая программа «Мамочки – доченьки - сыночки». Это совместное мероприятие с учащимися и их родителями. Цель: Воспитывать любовь и уважение к матери, её труду, умение ценить её заботу о бл...

Конкурсно-игровая программа «В гостях у Светофора».

ЦелРебята повторяют правила дорожного движения, назначение светофора, знакомятся с основными дорожными знаками;занятие развивает память, мышление, вним быстроту и ловкость; воспитывает культуру ...

праздник "Юнармеец" к 23 февраля (конкурсно-игровая программа для 3 класса)

Данное мероприятие проводится наконуне 23 февраля для мальчиков. В ходе мероприятия проводится большая подготовка: оформляется газета с сочинениями детей "Где служили наши папы", читаются книги про ар...

Праздник сушек. Конкурсно-игровая программа.

«Праздник сушек» провели с целью ознакомления с историей возникновения сушек, баранок и бубликов и формированием положительного отношения к народным традициям, с целью пополнить словарный запас ученик...