Деятельностный подход к обучению
статья по теме

Аллямова Наиля Няжибовна

Деятельностный подход к обучению - методологическая основа ФГОС НОО, по которому работают все школы Российской Федерации. Эта статья - творческий отчет о работе по одноименной методической теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyat_podkhod.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход к организации

учебно-воспитательного процесса  младших школьников

Согласно приказу № 373 от 06.10.09 Министерства науки и образования Российской Федерации в школах России введен в действие новый образовательный стандарт – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО или Стандарт).

Ориентация ФГОС на реализацию парадигмы деятельностного развития – одна из важнейших особенностей (и глубинный смысл!) введения нового образовательного стандарта.

Основным результатом обучения на основе деятельностного подхода становится развитие личности школьников на основе «включения» в учебную деятельность, обеспечивающего их активное и осознанное участие в этой деятельности, направленной на овладение системой универсальных и предметных учебных действий, прежде всего с изучаемым учебным материалом.

Как известно, ФГОС устанавливает три группы таких результатов и соответствующих им учебных действий: личностных, метапредметных и предметных.

Овладение личностными действиями предопределяет формирование и развитие готовности и способности школьников к смыслообразованию (в том числе, а в начальной школе, и прежде всего в познавательной сфере), к самоопределению (включая самоидентификацию, осознание своей принадлежности к различным сообществам, в том числе к сообществу учеников своего класса и своей школы, принятие внутренней позиции школьника), к приобретению системы ценностно смысловых ориентаций.

Овладение метапредметными действиями предопределяет формирование и развитие готовности и способности школьников к самоорганизации и саморегуляции, к коммуникации (включая образовательное взаимодействие) и к самостоятельной познавательной деятельности. При этом освоенные метапредметные действия выступают как основа овладения предметными и универсальными (общенаучными, межпредметными) знаниями и умениями, как основа овладения ключевыми компетентностями, умением учиться.

Овладение предметными действиями предопределяет формирование и развитие готовности и способности школьников к решению разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач путем как освоения системы основополагающих элементов научного знания, так и приобретения опыта получения нового знания, преобразования и применения знаний, сущностным элементом которого наряду с учебными действиями, специфическими для данного предмета, являются в том числе и универсальные учебные действия, преломленные через специфику объекта изучения.

Отмечу, что тем самым в новом стандарте фактически происходит определенное смещение акцентов в расстановке приоритетов (см. схему 1) от вопросов «Чему учить?» к вопросам смыслов образования (Ради чего мы изучаем ту или иную программу?) и проблемам технологий обучения (Как учить, чтобы добиваться реализации и достижения Требований Стандарта?).

Схема 1. Расстановка приоритетов

        

Понимание этого обстоятельства важно как для правильной оценки самого Стандарта и тех документов, которые обеспечивают его функционирование, так и для формирования собственной профессиональной позиции, самоопределения в различных аспектах своей профессиональной деятельности, в частности – для принятия решения о  необходимости повышения своего профессионального мастерства. Именно поэтому становление и развитие школьников на основе их активного и осознанного «включения» в учебную деятельность и рассматривается Стандартом как основной образовательный результат.

В чем же проявляется достижение этого результата? Стандарт предлагает следующий ответ на этот вопрос.

Показателями достижения основных образовательных результатов служат (схема 2):

􀂆 готовность и способность школьников к смыслообразованию (прежде всего в познавательной сфере), к самоопределению, к приобретению и освоению системы ценностно-смысловых установок, то есть овладение системой личностных учебных действий;

􀂆 готовность и способность школьников к самоорганизации и саморегуляции, к коммуникации (включая образовательное взаимодействие) и к самостоятельной познавательной деятельности, то есть овладение системой метапредметных учебных действий как основой овладения ключевыми компетентностями, умением учиться;

􀂆 готовность и способность школьников как к освоению системы основополагающих элементов научного знания, так и к приобретению опыта получения нового знания, преобразования и применения знаний, то есть овладение системой предметных учебных действий.

Иначе говоря, важнейшим показателем достижения основных образовательных результатов служит готовность и способность учащихся к решению разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач (схема 2).


Схема 2. Показатели достижений основных

образовательных результатов

В чем проявляется достижение основных

образовательных результатов?

В учебном процессе это проявляется, прежде всего, как


Следовательно, и основным средством, адекватным стоящей проблеме, будет служить правильный подбор учебных заданий, стимулирующих учащихся приобретать и развивать требуемые способности и позволяющих им это делать. При этом, при постановке учебного задания необходимо, кроме того, предусмотреть создание таких условий, которые бы инициировали (или даже провоцировали) собственные действия учащихся, их самостоятельную познавательную деятельность, то есть создать учебную ситуацию.

Таким образом, основными средствами формирования универсальных и предметных учебных действий являются учебное задание, предъявляемое учителем учащимся, и учебная ситуация.

Проблема: как учить, чтобы добиваться достижения требований нового Стандарта? — может быть сформултрована, на наш взгляд, следующим образом: каким должно быть учебное задание, чтобы оно стимулировало учащихся приобретать и развивать способности в соответствии с требованиями нового Стандарта и позволяло им это делать?

Как известно, основными компонентами учебного задания являются:

􀂆 характеристика задания, в которой указываются нацеленность задания на формирование и (или) оценку определенного планируемого результата, уровень сложности задания (например, базовый или повышенный), статистические показатели результатов выполнения задания;

􀂆 мотивационная часть задания (которая обычно задается посредством описания контекста и (или) предпосылается учебной ситуацией);

􀂆 содержание задания, в котором обычно выделяют информационную часть (условие), командную часть (вопрос) и ответную часть (инструкцию по выполнению и записи ответа);

􀂆 образец ответа или примерное описание ответа;

􀂆 критерии оценки достижения планируемого результата;

􀂆 время выполнения задания;

􀂆 организационная часть задания, содержащая методический комментарий и (или) рекомендации по организации выполнения задания.

Каждое конкретное задание может содержать все компоненты или только их часть. все компоненты или только их часть.

Приведу пример задания, содержащего все названные компоненты. Это задание для итоговой оценки достижения одного из планируемых результатов по курсу русского языка начальной школы (раздел «Развитие речи»).

Русский язык. Развитие речи

Планируемый результат: оценивать правильность/уместность выбора языковых и неязыковых средств в разных ситуациях общения.

З А Д А Н И Е ( П О В Ы Ш Е Н Н Ы Й У Р О В Е Н Ь )

Представь, что ты гуляешь на улице. Тебя просили вернуться через час, а часов у тебя нет. Прочитай предложенные ниже варианты обращений.

Заполни таблицу: укажи знаком  , правильно ли построено обращение — допущены ли в нем ошибки или таких ошибок нет.

Устно исправь допущенные ошибки.

№ п/п

Обращение к прохожему

Допущены ли в этом обращении ошибки?

1

Ой, стойте, сколько сейчас времени?

􀂆 Ошибки нет

􀂆 Ошибка есть

2

Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?

􀂆 Ошибки нет

􀂆 Ошибка есть

3

Скажите, пожалуйста, сколько часов?

􀂆 Ошибки нет

􀂆 Ошибка есть

4

Скажите, пожалуйста, сколько время?

􀂆 Ошибки нет

􀂆 Ошибка есть

О П И С А Н И Е  П Р А В И Л Ь Н О Г О  О Т В Е Т А

1) Правильно заполненная таблица.

№ п/п

Обращение к прохожему

Допущены ли в этом обращении ошибки?

1

Ой, стойте, сколько сейчас времени?

􀂆 Ошибки нет

√ Ошибка есть

2

Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?

√ Ошибки нет

􀂆 Ошибка есть

3

Скажите, пожалуйста, сколько часов?

􀂆 Ошибки нет

√ Ошибка есть

4

Скажите, пожалуйста, сколько время?

􀂆 Ошибки нет

√Ошибка есть

2) Устно исправлены ошибки в 1-м, 3-м и 4-м обращениях:

􀂆 1-е обращение: Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?

􀂆 3-е обращение: Скажите, пожалуйста, сколько времени? или Скажите, пожалуйста, который час?

􀂆 4-е обращение: Скажите, пожалуйста, сколько времени?

Критерий достижения планируемого результата Найдены и исправлены две из трех допущенных ошибок.


Методический комментарий

С целью оценки уровня сформированности проверяемого навыка задание выполняется в письменной форме. Ориентировочное время выполнения – 2–3 мин.

Этот небольшой пример показывает, что для достижения всей совокупности требований Стандарта в арсенале учителя должны быть учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, на формирование и оценку навыков рефлексии, самоорганизации и саморегуляции, сотрудничества, коммуникации, разрешения проблем (проблемных ситуаций), освоения, самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний, а также на формирование ИТК-компетентности школьников.

Далее хочу представить педагогический  проект, в котором эти задачи успешно решаются.

Визитная карточка проекта

Автор проекта: Аллямова Наиля Няжибовна

Регион, в котором находится школа: город федерального значения Москва

Город, в котором находится школа: г. Москва

Номер и название школы: ГБОУ «СОШ № 603»

Тема педагогического проекта: Моя мама лучшая на свете!

Актуальность проекта:

Сегодня в образовании одним из самых актуальных вопросов является вопрос о реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Их повсеместная реализация в школах России с сентября 2011 года — это новая ступень в развитии образования. 2011 — это новая веха в развитии образования, связанная с реализацией новых образовательных программ в соответствии со стандартами второго поколения. Кроме того, региональная система образования  задает нам такие векторы как Государственная программа «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")», Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 г. Москва "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы". … индикаторов и показателей ФЦП и другие.

Федеральный государственный образовательный стандарт, методологической основой которого являются Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и деятельностный подход к образованию, заставляет нас, учителей, находить новые подходы к организации образовательного процесса, неотъемлемыми частями которого являются как обучение, так и воспитание. Одним из таких подходов, на мой взгляд, является конструирование и решение проектных задач в начальной школе, являющихся стартом для проектной деятельности в дальнейшем.

Предлагаемый педагогический проект отвечает на вопросы: 

  • как практически структурируется деятельностный подход ко внеурочной работе;
  • какие конкретные проектные задачи сконструированы в рамках проекта;
  • каковы механизмы (оригинальные приемы и методы) их решения учениками и учителем;
  • какое место занимает в нем Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • какой пласт системы достижений планируемых результатов обучения осваивается;
  • наконец,  «осязаемые» продукты проекта убедительно иллюстрируют уровень достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.

Все это делает содержание предлагаемого проекта очень актуальным, полностью соответствующим современным тенденциям развития образования.

Особенностью проекта является его современная, актуальная материально-техническая и учебно-методическая оснащенность. 

Дидактические и стратегические цели проекта:

  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности.
  • Формирование критического мышления.
  • Формирование навыков работы в коллективе.
  • Конструирование и решение конкретных проектных задач, организация учебного сотрудничества, итоги которого будут представлены, в том числе, во внеурочном занятии на тему: «Моя мама лучшая на свете».
  • Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
  • Воспитание принятия личностью детей базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, осознания безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству.
  • Воспитание духовной, культурной и социальной преемственности поколений.
  • Формирование собственного опыта использования принципиально новых, оригинальных приемов и методов обучения.

В данном проекте подробно структурируется деятельностный подход ко внеурочной работе и достигаются следующие личностные, предметные и метапредметные результаты:

  • В сфере самостоятельной деятельности.
  • Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
  • В сфере гражданско-общественной деятельности.
  • В сфере социально-трудовой деятельности.
  • В бытовой сфере.
  • В сфере культурно-досуговой деятельности.

Методические задачи проекта.

В рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственной программы «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")», ПостановленияПравительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 г. Москва "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы"… индикаторов и показателей ФЦП и других:

  • Расширить представления детей о семье, о семейных традициях, отношениях,  обязанностях, реликвиях.
  • Выработать правила общения в семье, культуру отношений.
  • Путем исследования доказать «Почему  твоя мама самая лучшая?»
  • В ходе занятия подвести детей к выводу: «Как должны складываться отношения в семье между родителями и детьми?»
  • Вырабатывать у учащихся системные представления об изучаемом явлении, развивать индивидуальный стиль познания.
  • Показать возможности творческой деятельности на практике
  • Научить использовать ИКТ для оформления результатов творческой деятельности.
  • Формировать первоначальные представления и понятия о Родине, об окружающем мире и обществе.
  • Формировать правосознание, воспитывать гражданственность.
  • Формировать сознательное отношение к учению.

Проблема: Почему твоя мама самая лучшая?

Проблемные вопросы:

  • Как относится мама к своим детям?
  • Кем мама должна стать по отношению к своему ребенку?
  • Выскажи свое предположение: трудно ли жить без семьи?
  • Какие поступки ребенка могут огорчить маму?
  • С каким цветом ты ассоциировал бы свою маму?
  • Можешь ли ты поступать правильно? Что это значит, правильные поступки?
  • Как сохранить теплые отношения в семье?

При обсуждении проблемных вопросов используются психологические приемы  «Развиваем мышление» (развитие аналитико-синтетического мышления, формирование образного и понятийного обобщения), «Образ и мысль» (развитие монологической речи на наглядно-образной основе), «В мире образов» (развитие воображения), «Умение задавать и отвечать на вопросы» (обучение умению постановки вопросов; формирование умений строить суждения как ответ, развитие связной речи).

Проектные задачи (самостоятельные исследования учащихся):

  • Какое лексическое значение имеет слово «семья»?
  • Найти пословицы и поговорки о маме, понять и объяснить их смысл.
  • Побеседовать с мамой о том, что она любит, чем интересуется, как относится к своему ребенку.
  • Подготовить вернисаж творческих работ учащихся на тему « Моя мама».
  • Собрать фотогалерею «Наши мамы»
  • Написать мини-сочинение «Моя мама – лучшая на свете». (Здесь используется психологический прием «Мысли на бумаге» (развитие связной письменной речи; обучение приемам планирования письменных работ)

Оформление результатов проекта

  • Журнал
  • Презентация.
  • Информационный буклет.
  • Творческие работы, рисунки.
  • Фотогалерея.
  • Сценарий интерактивного внеурочного мероприятия на тему: «Моя мама лучшая на свете!» (прилагается)

Время выполнения проекта: 1 месяц

Этапы проведения проекта:

  1. Актуализация субъектного опыта учащихся. «Мозговой штурм» (Учителем подбирается общий замысел, создается положительный мотивационный настрой; учениками обсуждается предложенное, предлагаются собственные идеи).
  2. Конструирование проектных задач. Формулирование проблемных вопросов. Отбор цепочек вопросов, которые необходимо доказать в ходе решения проектных задач (самостоятельных исследований).
  3. Распределение обязанностей внутри коллектива (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно решают проектные задачи):
  • Волков Женя, Александров Костя, Горина Альбина, Андреева Анастсия, Ливковский Владислав работают над лексическим значением непонятных слов, ищут их объяснение  в толковом словаре.
  • Ткаченко Катя готовит к чтению наизусть стихотворение о маме.
  • Группа детей узнает у старших членов семьи, как звучит слово «мама» на разных языках.
  • Ребята разыскивают источники, в которых встречаются пословицы о маме, изучают их.
  • Весь коллектив на уроках технологии готовит индивидуальный раздаточный материал для работы на предстоящем занятии.
  • Дома ребята обводят мамину ладонь на лист картона, вырезают и собирают в свою папку.
  • Ученики рисуют своих мам для вернисажа, сами подбирают  к нему творческое название: «Моя мама - лучшая на свете!».
  • Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.
  1. Необходимые действия: поиск материала; анализ материала; оформление выводов в виде презентации, буклета;
  2. Представление результатов классу.

Техническое оснащение и программное обеспечение:

  1. CD-проигрыватель
  2. Проекционная система
  3. Компьютер(ы)
  4. Сканер
  5. Цифровой фотоаппарат
  6. Мультимедийные энциклопедии
  7. Принтер
  8. Доступ к Интернету

Материалы на печатной основе.

Листы бумаги на печатной основе для записи мини-сочинений.

Другие принадлежности 

Бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, краски, маркеры, шаблоны.

Другое: 

Приглашение на мероприятие гостей и мам учащихся.

Оценка деятельности учащихся?

Дети зачитывают вслух свои сочинения  и получают взамен добрые отзывы от учителя и гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

деятельностный подход в обучении как средство развития личности

из опыта работы по теме "Деятельностный подход в обучении как средство развития личности"...

Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе.

Выступление соответствует требованиям ФГОС, т.к. коммуникативно - деятельностный подход очень актуален в современной школе....

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.

В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом...

Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения

         В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения качественные изменения в школе потребовали формирования нового вз...

"Деятельностный подход в обучении начальных классов. Построение образовательного пространства на основе деятельностного подхода"

любоУсвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться (усва...