Урок по программе Е.Н. Дзятковской "Кто ждет от меня заботы?"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Цель: обсуждение  и оценивание  правил поведения в природе с точки зрения требований экологической культуры.

ЗАДАЧИ:

1)Оценивать свои качества, свое поведение с точки зрения  требований экологической культуры

2)воспитывать бережное и доброжелательное отношение к природе и окружающим людям;

3) формировать гражданскую позицию «Земля –это наш дом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_zhdet_ot_menya_zaboty.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Кто ждет от меня заботы?

        

Цель: обсуждение  и оценивание  правил поведения в природе с точки зрения требований экологической культуры.

ЗАДАЧИ:

1)Оценивать свои качества, свое поведение с точки зрения  требований экологической культуры

2)воспитывать бережное и доброжелательное отношение к природе и окружающим людям;

3) формировать гражданскую позицию «Земля –это наш дом»

Личностные УУД:

 Учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку .

 Учить понимать кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны. 

Регулятивные УУД:

Развивать  способность к целеполаганию, планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, проводить контроль , коррекцию, самооценку своей  учебной деятельности.

 Познавательные УУД:

Формирование  представления детей о том, что такое доброта и забота к природе окружающим людям, каким должен быть добрый человек;

 Коммуникативные УУД :

Развитие коммуникативных способностей, умение общаться в коллективе; работать в группе.

                                                                     ХОД УРОКА        

Дети сидят группами по 5-6 человек

1.Мотивирующее введение в тему урока с последующим планированием деятельности

Звучит музыка . Песня «Дорога добра.»

 - Ребята,  о чем эта песня?  Что нам советуют исполнители этой песни? (идти дорогою добра).

- А  что значит «идти дорогою добра»? (быть добрым, милоседным, всем помогать)

- Как вы думаете о чем  пойдет речь на нашем уроке? (о доброте)

Вспомните какую цель мы поставили перед собой в сентябре на уроках «Учусь учиться»? (Стать Докторами природы)

- А можно ли ими стать если мы не будем добрыми к природе?(нет)

- Сформулируйте цель нашего урока.( Доброта к природе. )

- Как  мы будем ее достигать на занятии? (выполнять различные задания)

2. Проверка домашнего задания

Ребята, дома вы должны были подумать и нарисовать того, кто нуждается в вашей помощи. Давайте , посмотрим что у нас получилось. (ответы детей с аргументированием своего рисунка)

- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием!  

Когда мы кому –нибудь помогаем, то значит мы о нем заботимся.

Давайте сегодня попробуем с вами ответить на вопрос : Кто  ждет от меня заботы? (слайд)

3.   Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.

- Что вы себе представляете , когда слышите слова «доброта,забота» ? (солнце, мама, дом, тепло)

- Что такое забота?

 Если нам нужно найти значение слова, которое нам непонятно, то где мы можем найти информацию?

- Правильно в толковом словаре!

Есть толковый  словарь Сергея Ивановича Ожегова , где слово «забота» определяется, как «беспокойство, направленное к благополучию кого, чего-либо,  внимание , уход» (слайд)

-  А теперь предлагаю посмотреть на эти слова: (слайд)

Помогать       защищать

Ограждать       лелеять

Заботиться      пестовать

Радеть             беспокоиться

Оберегать       заступаться

              оборонять

- Есть ли среди них те, значение которых вам непонятно? (Слайд)

Ограждать – оберегать

Радеть – заботиться о ком-либо

Лелеять – ласково оберегать, заботливо ухаживать, нежить.

Пестовать – воспитывать с любовью,  заботливо растить

Оборонять – защищать, оберегать.

- Чем похожи эти слова и чем они различны? Как такие слова называются в русском языке? (синонимы)

- А как вы понимаете значение остальных слов?

- А можно ли употреблять эти слова когда мы говорим об оказании помощи природе?

- Конечно!  Ведь готовность к оказанию помощи природе – это наша экологическая культура.

- А какие черты характера должны быть у человека, чтобы он смог стать Доктором природы? (ответы детей)

4.  Усвоение новых знаний и  способов действия.

Во время чтения на слайде изображения детей и животных

 - А сейчас послушайте стихотворения приготовленные ребятами.

( С.Черный «Что ты тискаешь утенка»

Что ты тискаешь утёнка?
Он малыш, а ты большой.
Ишь, задравши головёнку,
Рвётся прочь он всей душой…
Ты представь такую штуку, -
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черёд?
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать,
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..
Ты снеси утёнка к утке,
Пусть идёт купаться в пруд, -
Лапы мальчика не шутка,
Чуть притиснешь – и капут.
- Согласны ли вы с автором? (ответы детей).

Е.Благинина «Котёнок».

Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко – тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде…
Так и быть, зверёк несчастный, 

Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта…
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
- А как бы вы поступили на месте этой девочки? (ответы детей)

Динамическая пауза

Игра «Добрая фея»

 В шкатулке  лежит волшебное колечко доброты, тот, кому в руки попадает это колечко, становится добрее и внимательнее к людям и природе , как эта фея, и сразу хочется дарить всем комплименты. Сюда ко мне выйдет Катя, она будет Феей доброты, а все ребята встанут в круг, руки отведут назад, закроют глаза и не будут подглядывать. Фея будет ходить за вашими спинами и незаметно положит кому-нибудь в руку колечко. Затем Фея зайдет в круг и скажет: «Кто на свете всех добрей выходи ко мне скорей!» Тот, у кого в руках колечко, входит в центр круга, называет правило экологичекой культуры и сам становиться феей.. 
- А как вы думаете, какие чувства переживает человек , когда он делает доброе дело? (ответы детей)

 Работа в группах

- Выполните задание. Вам предлагаются карточки –лучики со словами. Вашей группе надо выбрать только те слова которые можно отнести к добрым и заботливым людям  и  сделайте свое Солнышко Доброты.

развязный
аккуратный
доброжелательный
вежливый

грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде

часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный 
ласковый
веселый
счастливый
 
наглый 
внимательный
жадный
крикливый

( выполняют работу и прикрепляют на доску)

- Молодцы!

- А теперь найдите задание на своих листах для обсуждения.   Поработайте в группе, посоветуйтесь с одноклассниками.

- Какие слова вы написали?

- Закройте глаза и вспомните какое доброе дело вы делали. Какое чувство вы испытывали при этом?

- А теперь возьмите цветные карандаши и передайте это чувство при помощи цвета. Изобразите палитру(дощечка для смешивания красок) своих чувств. (звучит музыка)

- Какие цвета вы использовали для своей палитры? (светлые , яркие, радостные)

5. Подведение итога урока. Самооценка и рефлексия.

 -На какой вопрос мы сегодня старались ответить на уроке? (кто ждет от нас заботы?)

-  И кто же это? (природа и окружающие нас люди)

- Провильно, чтобы воспитывать у себя экологическую культуру надо развивать у себя чуткость, доброту и заботу к природе и окружающим людям.  А для этого надо почаще обращать внимание на свои поступки , делать свою самооценку. И сейчас я попрошу вас оценить  свою чуткость, доброту и заботу. Поставьте себе в тетради отметку за чуткость.

- А сейчас посмотрите , у нас выросло дерево, но на нем не хватает листьев. Выберите один из листочков у вас на столах и наклейте его на ветки дерева.(слайд)

Зеленый – если любишь природу и окружающих людей, знаешь и соблюдаешь правила экологической культуры.

Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными и людьми.

Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.

- Посмотрите, какое у нас красивое дерево получилось!

- Фея Доброты увидела  у нас на уроке гостей и сделала нам подарок . Прислала Волшебный дождик из разноцветных капелек. А они тоже волшебные.  

- Давайте сделаем чудо, подарим нашим гостям эти капельки и посмотрим чтоже произойдет? (гости улыбнулись!!! Разве это не ЧУДО!!!)

Исполнение песни «Если добрый ты…»

Домашнее задание

- Помочь природе можно только вместе, дружно и к следующему уроку вам нужно будет найти пословицы об общении людей друг с другом.

- Урок закончен. Спасибо всем!!

Дополнительно:

Учитель раздаёт карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья.

Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Сценарий конкурсно-игровой программы "Я бы в армию пошел, пусть меня научат"

Данное мероприятие носит познавательно-игровой характер, разработанно для обучающихся начальной ступени обучения (3-4кл.) и посвященно празднику Дню защитника Оечества....

Программа внеурочной деятельности "Я и мир вокруг меня"

Программа составлена на основе учебного пособия Н.М. Ладнушкиной "Я и мир вокруг меня", подаренного первоклассникам Югры на 1 сентября...

Технологическая карта урока технологии "Программа MicrosoftOfficeWord. Правила набора текста. Программа MicrosoftWordDocument.doc. Сохранение документа, формирование и печать". Изделие: «Программка» (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ознакомления с   программой Microsoft Office Word, правилами набора текста.Задачи урока: Дидактические:1...

Программа внеурочной деятельности "Обо мне и для меня"

Программа внеурочной деятельности "Обо мне и для меня"...