Методические материалы
методическая разработка по теме

Материалы полезны для учителей начальных классов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ

(выступление на педсовете «Личность учителя»)  

Спросите любого родителя, любого ученика — каким должен быть школьный учитель? Вряд ли ответы будут сильно различаться. Обычно в первую очередь называют любовь к детям, затем следуют компетентность, ум, терпение, порядочность, понимание, увлеченность, доброта, гуманность, отзывчивость, чувство юмора, красота... И только где-то ближе к концу списка отмечают (да и то не все), что учитель должен быть счастливым и здоровым.

-Поднимите руки те, кто ездил в отпуск на море? –Кто отдохнул по путевке? Кто прошел полную диагностику здоровья? – Кто при необходимости сразу идет к врачу? (нет возможности позаботиться о своем здоровье!)

Как может быть счастливым и здоровым человек, чья профессия остается год за годом в списке самых недооцененных? Чья зарплата даже для самого элементарного выживания слишком мала?

Кого правительство унижает и обижает, кому предъявляют претензии родители и кем порой безнаказанно помыкают ученики…

Теоретики от педагогики, между тем, поучают действующих учителей: уровень профессионального мастерства педагога определяет его эмоциональная культура, высокая эмоциональная устойчивость. Для выработки которой настоятельно рекомендуется систематически работать с психологами, не то накапливаемые отрицательные эмоции приведут педагога к синдрому «эмоционального выгорания», ухудшению самочувствия, снижению работоспособности.

Кто предоставит учителям психологов и оплатит их работу? Учителям с их зарплатой услуги психологов явно не по карману. Это ведь только в официальных рапортах средняя зарплата учителя в России 15—17 тыс. руб.(и это не на 1 савку!!!) На самом деле (на 18ч) она редко достигает 10 тыс.  При этом профессия учителя относится к наиболее стрессогенным и эмоционально напряженным. Статистика утверждает, что педагоги отличаются очень низкими показателями здоровья, как физического, так и психического, причем показатели эти прямо зависят от стажа работы в школе.

В теории существуют и тренинги, и лекции, и беседы, и комплексы восстановительных и спортивно-оздоровительных мероприятий для восстановления профессионального здоровья учителя. А на практике учитель остается один на один со своими проблемами, с усталостью, со стрессами,  с невозможностью обеспечить себе нормальный отдых и своевременное, качественное лечение. Невротические и психосоматические расстройства, заболевания верхних дыхательных путей, вегетососудистая дистония, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, гастрит, заболевания печени, нарушения сна и обмена веществ с легкостью можно называть профессиональными заболеваниями педагогов.

К сожалению, во многих странах мира профессия учителя не является ни доходной, ни престижной, несмотря на ее высокую социальную значимость. Но положение учителей в России можно назвать просто катастрофическим — труд учителя ценится ниже труда чернорабочего. Приблизительно так же обстоит дело разве только в Израиле, где учителя в среднем зарабатывают меньше, чем уборщики мусора, но даже израильские учителя получают за свой нелегкий труд заметно больше, чем российские: около 1000 долларов (30 тыс. руб.).

 Для сравнения:

— учителя в США получают, в среднем, 3500 долларов (100 тыс. руб), плюс недорогая качественная медицинская страховка, повышенная пенсия;

— в Чехии — 1500 долларов (45 тыс. руб.);

— в Нидерландах — 3750 евро (150 тыс.руб);

— во Франции – 3000 евро (120 тыс. руб.);

— в Испании — 1500-2000 евро (60-80 тыс. руб.);

Наиболее престижна профессия учителя в Японии. Большинство японских учителей — мужчины. Для поддержания уровня престижности профессии правительством страны разработаны многочисленные программы материального стимулирования труда учителей. Сумма премиальных, выплачиваемых несколько раз в год, составляет до 50 % от всей зарплаты. Предусмотрены (и выплачиваются!) пособия учителям, имеющим семью и детей; компенсация для тех, кто проживает в районах с высокой стоимостью жизни; тем, кто вынужден снимать дорогостоящее жилье, выплачивается до 10 % месячного заработка дополнительно; столько же доплачивают за посещение дополнительных занятий с целью повышения профессионального уровня. В стране Восходящего солнца учителя получают зарплату большую, чем чиновники местных органов управления.

Если бы в России учителя получали столько же, сколько чиновники и имели такие же льготы?

Если страна не начнет заботиться об охране здоровья учителей, вскоре некому станет заботиться о воспитании нового поколения, способного позаботиться о будущем страны.

Что же делать? На кого надеяться?

Есть такая народная мудрость:

«Тот, кто в течение дня активен, как пчела,

Силен, как бык,

Вкалывает как лошадь,

И приходит вечером домой уставшим как собака,

Должен проконсультироваться с ветеринаром!

Ибо есть большая вероятность, что он осел.»

«Жить только работой опасно для здоровья» - этот лозунг выдвинуло Министерство труда Японии еще в 1990 году, заявив, что чрезмерное увлечение работой может привести к сердечной недостаточности, инфаркту, инсульту, преждевременной смерти.

В жизни человека есть 4 сферы, куда он направляет свою энергию.

  • ТЕЛО (здоровье, внешность, спорт, секс, сон)
  • КОНТАКТЫ (общение с друзьями, знакомыми, семьей)
  • СМЫСЛА (будущее, планы, религия, духовность)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (достижения на работе, карьера, соц.статус, материальн. благополучие)

В идеале энергия равномерно расходуется по всем сферам. Если человек занят только работой, то остальные сферы находятся в дефиците: страдает здоровье (проблемы со сном, утомляемость, раздражительность, слабость, головные боли, нарушения аппетита, сексуальной сферы); сужается круг общения (учащаются семейные конфликты, близкие требуют внимания, а на него нет ни сил ни времени); реже обращение к духовным ценностям (нет фантазий, планов и проектов, нет времени на театры, музеи, выставки, хобби).

Если наступает вынужденный перерыв в работе, то расслабиться у человека не получается, не умеет отдыхать (разучился!), интересов кроме работы уже нет!

 Как же сохранить здоровье?

Спасение утопающих – дело рук ….?!

  1. Относитесь к работе ответственно, но без фанатизма! Не делайте «чужую» работу!
  2. Приведите «в порядок» здоровье  (выспаться, сделать зарядку, сходить к врачу,  посетить косметолога, спа, и т.п.)
  3. Встречайтесь с друзьями, родственниками (дети, внуки, родители), общайтесь!
  4. Придумайте себе занятие (хобби) «для души».
  5. Запланируйте какое-нибудь «мероприятие» (поездка, поход, ремонт, и т.д), постарайтесь его «реализовать»!
  6. Составляйте план работы и отдыха (на  день, неделю, месяц), старайтесь ему следовать.
  7. На случай стрессовых ситуаций («на ковер» к начальству, беседа с «умными» родителями, и т.п.) придумайте себе подходящий девиз и повторяйте его «про себя»

 ( Например: Кричащий в гневе смешон, а страшен молчащий в гневе.

 Лучше страшный конец, чем бесконечный страх.

Никогда не оправдывайся. Твоим друзьям это не нужно, а враги все равно не поверят. 

Если не знаешь, как поступать, — поступай правильно.

Не дождетесь!!!)         Удачи!!!



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей первоклассника

(вся информация является конфиденциальной и используется только классным руководителем в интересах ребенка

 Фамилия, имя, отчество ребенка__________________________________________________    

Дата рождения___________________

Домашний адрес: _______________________________________________________________

Домашний телефон:_________________

Статус семьи: малообеспеченная, полная, неполная (одинокая мать, разведены, полусирота),  опекунская,   многодетная (количество детей до 18 лет)______________________

Сведения о родителях:  

 

мать

отец

 Фамилия, имя, отчество   

 

 

 Дата  рождения

 

 

 Образование

 

 

Место работы,

 должность

 

 

 

 

Телефон

(сотовый)

 

 

Состояние здоровья ребенка:

Хронические заболевания___________________________________________________________

Перенесенные операции  (возраст)____________________________________________________

Родовая травма (да, нет)____________________________________________________________

Особенности развития______________________________________________________________

Зрение _________________________ Сколиоз (нарушение осанки) ________________________

Нарушение слуха,  речи______________________________________________________

Аллергия и аллергические реакции ___________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Особенности физического и психического здоровья (энурез, плоскостопие,  фобия, клептомания, гиперактивность, режим питания, медотвод от прививок  и др.)   ________________________________________________________________________________

Группа здоровья (основная, подготовительная)

Учителю обратить внимание на…__________________________________________________ ________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Особенности характера и темперамента:

Что  бы Вы хотели, чтобы знал педагог о Вашем ребенке и обратил на это внимание в процессе работы, чтобы легче было общаться с ним. Особенности характера ребёнка, его взаимоотношений с окружающими (положительные, отрицательные стороны)._______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жилищные условия: (отдельная квартира, частный дом, съемная квартира, другое)__________

Организовано рабочее место для подготовки уроков: письменный стол (да/нет), стул (да/нет),

настольная лампа (да/нет), подставка для книг (да/нет).

Есть проблема с приобретением канцелярских, школьных принадлежностей? (да/нет)

Проживают ли с вами другие родственники? (бабушка, и т.п.)_________________________

Имеют ли другие члены семьи роль в воспитании ребенка?____________________________

Кто будет приводить ребенка в школу и забирать из нее?_____________________________

_________________________________________________________________________________

Нуждается ли ваш ребенок в льготном школьном питании? (да/нет)

                                                                 Дата_____________      Подпись ___________________



Предварительный просмотр:

ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Группа здоровья I — дети здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, и дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития.

Группа здоровья II — дети здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции, а также со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям.

Группа здоровья III — дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями.

Группа здоровья IV — дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями.

Группа здоровья V — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.



Предварительный просмотр:

Тренинг-настрой на уроке в начальной школе

Громко прозвенел звонок,
Начинается
урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том,
Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.

Прозвенел опять звонок
и закончился урок!

Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.
Это нужно детворе
для здоровья, при игре.

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.

Раз, два, три, четыре, пять.
Кончил дело – и гулять!
Вспомним-ка сейчас, друзья,
Что учили мы не зря.

Все считается на свете.
Людям всюду нужен счет!
Потому ему почет!
Так давай с тобой учиться!
Открывай скорей страницы,
Чтоб читать и чтоб считать –
Раз, два, три, четыре, пять!

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Раз, два, три, четыре, пять,
Все могу я сосчитать:
И деревья на горе,
И коляски во дворе,
И девчонок, и мальчишек,
И страницы толстых книжек.
А благодаря какой науке я могу это сделать?

Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем повторять.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

Динь – динь - динь!
звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.


Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.


Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
(Садитесь).

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.

Где играют дружно,
Считают умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.

Все готовы к полёту,
В страну белоснежную и очень полезную.
На пути нас ждут большие испытания,
А на финише – победа, радость, знания!

Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!!



Предварительный просмотр:

МБОУ «КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Урок  обучения грамоте  в 1 классе

«Буква В»

Автор-составитель:

учитель начальных классов

Курносова Наталья Анатольевна

18333110544

2012

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Звуки [в], [в,], буквы В, в.

Цели:

  • Познакомить учащихся с новыми звуками [в], [в,]  и буквами В,в.
  • Учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах, читать слоги и слова с новыми буквами.
  • Способствовать формированию навыков правильного чтения.
  • Развивать устную речь, фонематический слух.

Оборудование: Азбука (Н.Г.Агаркова, Ю.А. Агарков); наборное полотно и модели для конструирования букв; карточки- буквы для магнитной доски; плакат «Буква В», карточки -звуковые модели; карточки с именами (Валя, Вера, Вика).

Ход урока:

  1. Оргмомент

(Правильная посадка за партами, приветствие гостей, эмоциональный настрой;

Роль учителя – забывчивый, любопытный)

У: - Ребята, я сегодня от волнения все забыла. Вы мне поможете? (Дети: Да) Спасибо!

  1. Актуализация знаний.

(На доске магнитные карточки-буквы: К, а, ё, д, Р, з, и

У: - Ребята, а что это на доске?    (Д: Буквы) 

 - Что можете о них сказать?   (Д: они большие и маленькие, зеленого и голубого цвета, печатные и письменные) 

У: - А ты как думаешь?  - Как ты считаешь?

(У: показывает как она поражена сообразительностью детей и очень рада)

(Д: их можно разделить на группы)

У: -Разделите эти буквы на группы.

(Дети, переставляя карточки на доске, могут разделить буквы на: гласные-согласные, печатные-письменные, звонкие-глухие, показатель мягкости и т.д,)

- Проверьте, правильно разделили? Молодец! Умница!

  1. Создание проблемной ситуации.

 (На доске слова из карточек с буквами, первые буквы отсутствуют:

…аля, …ика, …ера)

У: - Я приготовила для вас слова, но забыла прикрепить первые буквы. Какая же из этих букв подойдет, чтобы получились слова? ( У детей недоумение, шепот, улыбки)  (Д: Мы не можем, не получаются слова)

У: -Какой же буквы не хватает? (В) 

(У: Достает карточку с буквой В, показывает «боком». (Д: -Не так!) (У: правильно помещает буквы В на первые места слов; Если дети не догадались, У: достает букву и называет ее).

  1. Постановка целей.

У: - Вы уже догадались, какую букву будем изучать? (В)

- Проверим, так ли это. Откройте Азбуку  на той стр., где мы читали вчера и посмотрите на следующую страницу. (С.67)  Да, вы правы! Познакомьтесь, это буква В. (У: помещает на доску плакат с изображением буквы).

-Назовите тему урока. (Буква В) –Какой это урок? (Д:Открытие новых знаний)

- Какие цели поставите? – Чего не знаете? –Что хотите узнать? – Чем хотите заниматься? (Д: Я хочу на уроке..) -Я поддерживаю ваши цели.

- Что будете делать сначала, а что потом? (Учитель план  корректирует: познакомимся с буквой, выясним, из каких элементов она состоит, исследуем, какую работу выполняет, почитаем модели и слоги, поиграем)

  1. Конструирование новой буквы.

У: -Познакомьтесь, буква В

      У меня на голове!

            (Учитель показывает букву В из картона как «очки»)

-На что похожа печатная буква В? (Д: на повернутые очки)

-Что обозначает модель «конвертик» в Азбуке? (Д: конструирование буквы)

- Сможете сконструировать печатную букву? ( Д: выкладывают на своем наборном полотне букву из элементов)

- Покажите соседу букву, проверьте  правильность, помогите друг другу.

-Из каких элементов состоит буква? (Д: длинная прямая полоска и 2 полуовала)

-Есть ли у буквы В соседи в алфавите? Какие из них вам уже знакомы? (Г,Д,Е,Ё – они следуют за В).

  1. Знакомство с новыми звуками.

-Как вы думаете, какую работу выполняет буква В? Ваши идеи..

(Д: предположения: обозначает звуки, две работы, звуки [в], [в,])

- Давайте проверим, исследуем модели в Азбуке

А) Работа по учебнику (с.67, Проговаривание: ВАЗЫ, ВЯЗЫ)

   ВАЗЫ. –Какой первый звук?

-Посмотрите друг на друга в паре, произнесите первый звук, обратите внимание на расположение губ, зубов, языка.

-Есть преграда для воздуха? -Где чувствуется преграда? (Д: нижняя губа смыкается с верхними зубами) –Значит, какой этот звук? (Д: ртосмыкатель, согласный) 

-Исследуем, присутствует ли голос? (Д:прикладываем руку к горлу,  горлышко звенит, значит согласный -звонкий) (У: помещает на доску модель согласного звонкого звука )

Аналогично проводится работа со словом ВЯЗЫ, У: помещает на доску модель согласного звонкого мягкого звука.

- Что смягчило звук? (Д: буква Я)

-Что поняли о работе буквы В? (Д: Она обозначает два согласных звонких звука [в], [в,])

(Учитель ставит на магнитную доску зеленую букву В)

Б) Распознавание новых звуков

-В каких словах есть звуки [в], [в,]? (Дети используют личный опыт, плакат на доске, картинки в Азбуке).

- Поиграем в «Хоккей»?  Мальчики – команда «Камень». Они будут «ловить» (хлопками) твердый звук. Девочки – команда «Вата» и будут «ловить» только мягкие звуки.

У: ВОРОНА, ВЕРБЛЮД, ВОЛКИ, ВИЛКИ, ВЁДРА, ВЕНЯ, ВАНЯ, ВАТА, СВАЛКА, СВЯЗКА.

В) Чтение звуковых моделей и слов

-Молодцы! Звуки слышите, замечательно их ловите! –А сможете прочитать? (Да)

(С.67, ВЕДРА,ВЫДРА, )

-Чем отличаются модели? –Что поняли? (Д: буква ё смягчила звук)

-Почитаем в группах. (распределение - по рядам)

Задание для групповой работы:

-Узнайте, что это за модели и прочитайте слоги под ними. (Дети  работают в группах)

-Чем отличаются модели? – Почему?

-Молодцы, вы все поняли, замечательно прочитали.

  1. Физминутка.

  1. Первичное закрепление материала.

- Посмотрите на доску. – Что там написано? (Д: читают хором: Валя, Вика, Вера)

 -Теперь мы сможем определить, какой звук обозначает  буква В?

- В парах выясните, какой звук обозначает первая буква? – Почему она большая?

-Разделите слово на слоги, поставьте ударение, составьте звуковую модель.

(У: раздает для каждой пары карточку с именем; самостоятельная деятельность в парах, само- и взаимоконтроль, коррекция, самооценка; 3 ученика выходят к доске; проверка.)

Если осталось время, можно почитать слоги и слова (с обратной  стороны доски:

во – вол, вор, воз,  ва –вал, Ваня, Вова, вы – выл, выли, вё – вёл, мёл, нёс, Ветер  валил  овёс.– Задание дифференцированное)

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Добились ли вы своих целей?

-Что поняли?      -Что узнали?     -Как работали?       -Чем довольны?  - Что не получилось?

(Д: Я понял…, Мне было интересно…,  Мне было трудно.., У меня получилось..,  Я удивился…, Я думал, работал.., Мне понравилось…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы на основе ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и т.д.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно - познавательное напрвление) «Мир профессий» для 1 класса. Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познават...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплекс,разработать учебно - методические материалы

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплекс,разработать учебно - методические материалы...