разработки уроков по перспективной начальной школе
план-конспект урока (2 класс) по теме

Гладких (Гагина) Ольга Борисовна

разработки уроков по перспективной начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plany.docx149.95 КБ

Предварительный просмотр:

Математика(пятница 22 ноября)

Урок 48
значение произведения и умножение

Цели: ввести понятия «умножение», «значение произведения»; учить использовать математическую терминологию; совершенствовать вычислительный навык; закреплять умение решать простые текстовые задачи; развивать умение анализировать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. По какому признаку можно разбить данные выражения на 2 группы? Найдите значения выражений:

а)

84 – 4

69 – 3

57 – 5

39 – 6

98 – 2

92 – 2

48 – 8

99 – 9

б)

34 – 20

87 – 50

68 – 60

78 – 50

47 – 40

96 – 70

52 – 50

39 – 30

2. Решите задачу.

От проволоки длиной 15 дм отрезали сначала 2 дм, а потом еще 4 дм.

– Подумайте, на какие вопросы можно ответить, пользуясь этим условием:

а) Сколько всего дециметров проволоки отрезали?

б) На сколько дециметров меньше отрезали в первый раз, чем во второй?

в) На сколько дециметров проволока стала короче?

г) Сколько дециметров проволоки осталось?

Сколько треугольников на чертеже?

Ответ: 10 треугольников.

3. Вставьте числа так, чтобы получились разные верные равенства.

+

+

+

=

20

=

+

+

+

+

+

=

=

+

+

+

+

=

=

+

III. Сообщение темы урока.

– Приведите пример суммы. Как называется результат действия сложения?

– Приведите пример разности. Как называется результат действия вычитания?

– Приведите пример умножения. Знаете ли вы, как называются компоненты действия умножения? Сейчас мы познакомимся с этим понятием.

IV. Работа по теме урока.

1. Задание 1.

– Запишите произведение 5 · 4 в виде суммы и вычислите значение этой суммы.

5 · 4 = 5 + 5 + 5 + 5 = 20

– Полученное число 20 называется значением произведения чисел 5 и 4.

– Прочитайте все числа, которые участвуют в равенстве 5 · 4 = 20.

– Как называется каждое из этих чисел?

– Как называется это действие? (Действие, при выполнении которого находят значение произведения, называется умножением.)

– Какой знак обозначает действие умножения?

– Знак «·» называют знаком умножения.

2. Задание 2.

– Запишите произведения чисел.

– Вычислите эти произведения, заменив каждое из произведений соответствующей суммой.

5 · 2 = 5 + 5 = 10

2 · 7 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 14

3 · 5 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 15

10 · 4 = 10 + 10 + 10 + 10 = 40

– Назовите значение каждого произведения.

3. Задание 4.

– Как называются данные математические записи? (Это равенства.)

– Выпишите только те равенства, с помощью которых записано действие умножения.

– Подчеркните произведения красным цветом, а значения произведений – синим.

                2 · 2 = 4        5 · 3 = 15        4 · 2 = 8

                7 · 1 = 7        1 · 9 = 9        6 · 0 = 0

                                0 · 0 = 0

Физкультминутка

4. Задание 5.

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Выполните краткую запись.

– Запишите решение этой задачи в виде произведения.

Запись:

1 аквариум – 7 р.

3 аквариума – ? р.

Решение:

7 + 7 + 7 = 7 · 3 = 21 (р.) – в трех аквариумах.

Ответ: 21 рыбка.

5. Задание 6.

– При умножении каких двух чисел получается число 6? Запишите соответствующее равенство.

2 · 3 = 2 + 2 + 2 = 6

3 · 2 = 3 + 3 = 6

– При умножении каких двух чисел получается число 8? Запишите равенство.

4 · 2 = 4 + 4 = 8

2 · 4 = 2 + 2 + 2 + 2 = 8

6. Задание 7.

– Сколько колес у одной легковой автомашины?

– Сколько колес у трех легковых автомашин?

– Выполните краткую запись задачи.

– Решение задачи запишите в виде произведения.

1 машина – 4 к.

3 машины – ? к.

Решение:

4 + 4 + 4 = 4 · 3 = 12 (к.) – у трех машин.

Ответ: 12 колес.

7. Задание 8.

– Рассмотрите узор.

– Запишите число звездочек в данном узоре в виде произведения разными способами.

6 · 3 = 6 + 6 + 6 = 18

3 · 6 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 18

8. Работа по карточкам.

№ 1. Среди данных выражений найдите и подчеркните одним и тем же цветом те, которые чем-то похожи друг на друга.

6 + 6 + 6 + 6

19 + 19

23 + 23 + 23

3 + 3 + 3

18 + 28

12 + 11 + 10

7 + 8 + 7

5 + 5

36 + 36

№ 2. По каждому рисунку составьте выражение, используя знак умножения. Вычислите значение каждого выражения с помощью сложения.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как называются числа при умножении?

Домашнее задание: учебник, с. 95, № 3.

Урок 46 пятница 22 ноября
Тема
: Понятие об омонимах. Разграничение
многозначных слов и омонимов

Цели деятельности учителя: дать представление об омонимах; учить различать формы слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий, которые случайно одинаково пишутся и одинаково произносятся.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно дифференцировать многозначные слова и омонимы; находить и графически выделять части слова; образовывать родственные слова.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

– Сравните оба слова. С каждым словом составьте предложение.

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о многозначных словах; логические – осуществляют анализ различных значений слов.)

– Какие слова называют многозначными?

– Прочитайте в упражнении 81 двустишие А. Усачева. Запишите второе и третье предложения. Подчеркните в них основы.

Стадо пасется.    А стая – летает.

– Как вы понимаете слово «стая»?

– Запишите словосочетание с этим словом.

– Запишите предложение из упражнения 82. Подчеркните в нем основу.

Потихоньку снег сошел, почернел и стаял.

– Что значит «снег стаял»? Что случилось со снегом: во что он превратился?

III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, что такое омографы и омонимы; логические – осуществляют поиск необходимой информации.)

– Прочитайте в упражнении 83 шуточное стихотворение
Я. Козловского. Запишите текст в тетрадь. Сравните слова, выделенные жирным шрифтом. Они означают разное? Слова
 –  являются разными словами. Это омографы.

– Какое слово называет действие? Подчеркните его двумя чертами.

– Сравните слова на цветном фоне. (Слова «голубей» – «голубей» – это разные слова.)

– Какое слово называет признак – изменение цвета предмета? (Голубей.)

– Какое слово называет предмет – породу птиц? (Голубей.)

– Подчеркните слово-предмет так: .

Снег сказал:

– Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей.

– Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но означают разное, – омонимы. (Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.) 

– Отгадайте загадку. «Гребень» (расческа) и «гребень» (на голове у петуха) – это многозначные слова или омонимы? (Вырост на голове у петуха называют гребнем или гребешком потому, что его зазубрины напоминают гребешок. Значит, это слово многозначное.)

– А «шпоры» (на сапогах у всадника) и «шпоры» (на ногах у петуха)? (Выросты на ногах петуха называют шпорами потому, что они похожи на шпоры на сапогах всадника. Шпора – металлическая дужка с колесиком, которая прикрепляется к задней части обуви всадника и служит для управления лошадью. Значит, это многозначное слово.)

– Спишите в упражнении 84 стихотворение Я. Козловского «Рыбак». Сравните пары слов, выделенных одинаково.

– Докажите, что в каждой паре – разные слова, поставив каждое из них в начальную форму.

Рыбачьей у́далью блесну (блеснуть)

И в речке возле леса (лес)

Поймаю щуку на блесну (блесна).

Эх, выдержала б леса! (леска)

(Регулятивные: применяют освоенные способы действия; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.)

Работа в печатной тетради: задания 42, 43, 44.

Задание 42. Разговор – беседа. Конь – лошадь. Сверкать – блестеть. Ураган – буря. Дорога – путь.

– Найдите слова–названия предметов и определите их род.

Задание 43.

Она бывает при грозе – молния.

Застегивается на одежде – молния.

Спортсмен и порода собак – боксер.

Источник воды – ключ.

Предмет для открывания замков – ключ.

Заплетенные волосы – коса.

Орудие для срезания травы – коса.

Растение, от которого плачут, – лук.

Орудие стрельбы – лук.

Задание 44. Что заметили вы в упражнении? (Слова, начальные формы которых звучат и пишутся по-разному, могут совпадать в других формах. Например: (нач. ф.) попугай и (нач. ф.) попугать.)

Формы: (кто?) попугай – (что сделай?) попугай; (кому?) попугаю – (что сделаю?) попугаю.

– Учитесь правильно находить родственные слова и правильно выделять корень:

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

Пригласил водитель родственников на день рождения. Водяной с дочкой Водицей подарили ему морские водоросли. Подводник принес водолазный костюм. Веселятся гости, поздравляют водителя. Он им свои водительские права показывал, а еще рассказывал, как любит водить машину. И я там был, хоровод водил, гостей всех проводил, но кто родственники, так и не уяснил. А ты?

– Подчеркните слова, родственные слову водитель. Выделите их общую часть. Выпишите «чужаков», выделите в них корень.

Понедельник 25ноября

Урок 49
учимся решать задачи

Цели: совершенствовать умения решать текстовые задачи; учить составлять задачу по данному произведению; развивать логическое мышление и внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Соедините выражения с одинаковыми значениями.

2. Задача.

На елке висело несколько игрушек. Когда на нее повесили еще 8, то на елке стало 15 игрушек. Сколько игрушек было на елке? Выберите схему, которая подходит к данной задаче:

– Выберите выражение, которое является решением задачи:

3. Найдите закономерность и сделайте чертежи.

III. Работа по теме урока.

– Сегодня на уроке будем учиться решать задачи с помощью умножения.

1. Задание 1.

Учитель читает вопросы, учащиеся записывают решение с помощью умножения.

– Сколько лап у трех котят?

4 · 3 = 4 + 4 + 4 = 12

– Сколько лап у трех гусей?

2 · 3 = 2 + 2 + 2 = 6

– Сколько лап у трех жуков?

6 · 3 = 6 + 6 + 6 = 18

– Сколько лап у трех пауков?

8 · 3 = 8 + 8 + 8 = 24

– В доме 3 этажа, на каждом этаже по 7 окон. Сколько всего окон в этом доме?

7 · 3 = 7 + 7 + 7 = 21

– У каждой из шести овец было по 2 ягненка. Сколько всего ягнят у этих овец?

2 · 6 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 12

2. Задание 2.

– Составьте задачу, решением которой будет произведение 8 · 7.

Задача. В каждом из 7 ящиков лежало по 8 кг яблок. Сколько килограммов яблок во всех ящиках?

3. Задание 3.

– Составьте задачу, решением которой будет произведение 7 · 8.

Задача. В каждом из 8 ящиков лежало по 7 кг яблок. Сколько килограммов яблок во всех ящиках?

– Сравните обе задачи.

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Физкультминутка

4. Задание 4.

– На пасеке было 20 ульев. Они стояли в несколько рядов так, что во всех рядах было одинаковое число ульев.

– Нарисуйте, как эти ульи могли располагаться. Найдите все возможные варианты.

Вариант 1.

10 · 2 = 10 + 10 = 20

Вариант 2.

  5 · 4 = 5 + 5 + 5 + 5 = 20

Вариант 3.

4 · 5 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 20

Вариант 4.

2 · 10 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2= 20

5. Задание 6.

– Какие геометрические фигуры здесь изображены?

– Назовите признаки треугольников.

– Сколько вершин у одного треугольника? (3.)

– Сколько треугольников на чертеже? (7.)

– Запишите число вершин всех треугольников, изображенных на рисунке в виде произведения.

3 · 7 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 21

6. Работа по карточкам.

№ 1. Вставьте пропущенные числа.

 +  +  +  = 7 · 4                6 ·  = 6 + 6 + 6

 ·  = 3 + 3 + 3 + 3 + 3                 +  = 34 · 2

№ 2. Соедините линией рисунок и карточку со сделанной по данному рисунку записью.

№ 3. По каждой записи на карточке сделайте схематический рисунок, используя, например, разноцветные треугольники.

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как называются числа при умножении?

Домашнее задание: учебник, с. 99, № 5.

Понедельник 25 ноября

Урок 47
Тема
: Слова со сходным значением

Цели деятельности учителя: дать представление о синонимах; учить находить синонимы в тексте; понимать, как используются синонимы для объяснения значения слов.

Планируемые результаты (предметные): научатся находить в тексте слова с одинаковым звучанием и написанием, определять их назначение; самостоятельно дифференцировать синонимы и омонимы.  

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (мета-предметных): регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

– Какое слово здесь «спряталось»? (Синонимы.)

– Сегодня мы узнаем, какие слова называют синонимами.

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с помощью словаря; логические – проводят анализ различных значений слова; коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

– Рассмотрите картинку. Она состоит из трех частей. Что изображено? Как это связано со стихотворением? (Изображение вьюги (метели, бурана) намекает на то, что в стихотворении нужно найти три слова со сходным значением.) Все три слова означают одно и то же, но не являются родственными, к каждому из них можно подобрать свои родственные слова: вьюга – вьюжный, метель – метельный, буран – буранный.

– Прочитайте стихотворение Я. Акима. Найдите слова со сходным значением. Сколько таких разных слов, которые означают одно и то же, удалось найти? (Вьюга, метель, пурга.)

– Найдите в толковом словаре слово «азбука». Прочитайте статью об этом слове.

– Можете найти в статье другое слово, которое обозначает то же самое, что и «азбука»? (Слово «букварь».)

– Найдите в толковом словаре слова «боец», «страж», «смелый». Отыщите каждому из них пару в словарной статье, то есть слово, которое обозначает то же самое. (Боец – воин; страж – защитник; смелый – храбрый, отважный.)

– Можно ли назвать такие слова родственными? Почему нет? (Нет общего корня.)

– Найдите в стихотворении из упражнения 85 слова, близкие по значению. (Смотрит – глядит.) Являются ли они родственными? (Это не родственные слова, так как у них разные корни.)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о различии омонимов и синонимов; логические – осуществляют анализ различных значений слов.)

– Прочитайте в упражнении 86 отрывок из стихотворения И. Сурикова «Детство». Все ли слова вам понятны?

– Подберите к выделенным словам другие, близкие по смыслу. Запишите их парами.

хохочут – смеются                           скинешь – снимешь

бредешь – идешь                        заберешься – поднимешься, залезешь

перезябнешь – замерзнешь

ветхая – старая, потрепанная

– Слова, близкие по смыслу, называются синонимами.

– Найдите в толковом словаре слово «ветхий». С помощью каких слов-синонимов объясняется его значение? (Ветхий – немощный, слабый.)

– Может быть, поэт использовал слово «ветхий» (ветхую шубенку) как раз в этом смысле, во втором значении?

– Прочитайте в упражнении 87 отрывки из стихотворений. Какие пары слов, выделенных одинаково, – синонимы, а какие – омонимы?

– Запишите омонимы в начальной форме, а синонимы – в той форме, в какой они стоят в предложении.

Омонимы: правил1 – правил2, правило1 – править2.

Синонимы: 1) сделалось – случилось; 2) смешалось – спуталось.

Работа в печатной тетради: задание 45.

– Что обнаружили в толковом словаре по поводу значения слова «байка»? (Есть два значения слова «байка»: байка – мягкая ворсистая ткань; байка – короткая сказочка.)

Словарные слова: арбуз, газета.

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осмысливают текстовый материал; выделяют предмет речи и его свойства.)

У кого какой вкус:

Кто любит дыню, а кто – арбуз.

– Какой смысл в этой пословице? Приведите примеры пословиц и поговорок на эту же тему. Например: «О вкусах не спорят»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП к урокам по Перспективной начальной школе

КТП по программе "Перспективная начальная школа", для 3 класса....

Технологическая карта урока УМК «Перспективная начальная школа» Тема «Природа и ее сезонные изменения» 1 класс

Место урока в теме: первый урок по теме «Природа и ее сезонные изменения» Тип урока: изучение нового. Цель: Сформировать представления о сезонных изменениях в природе. Задачи урока: Регулятивные ...

Технологическая карта урока УМК «Перспективная начальная школа» Предмет: Математика УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Деление нацело и деление с остатком» Класс: «4» Тип урока: Открытие новых знаний Цель: создать условия для совместной деятельности при зна...

Урок математики " Перспективная начальная школа".

Конкурсный урок  на учителе года....

Урок математики Перспективная начальная школа 1 класс Тема: Числа от 1 до 20

Цели: повторить знания о порядковых свойствах изученных натуральных чисел; совершенствовать вычислительные навыки; закреплять умения сравнивать числа; развивать мышление и умение сравнивать, выделять ...

КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».

Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....

КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира.Обобщение по теме: «Органы чувств».

Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....