ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСНОВЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по теме

Вареница Таисия Романовна

Воспитание у детей духовных ценностей на основе русской культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varenitsa_t.r.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение г.Омска «Гимназия №159»

Воспитание у детей духовных ценностей на основе русской культуры

Таисия Романовна Вареница

Учитель начальных классов  

В условиях, когда мы на многое начинаем смотреть по-иному, старое заново открываем или переоцениваем, уроки по фольклору представляются глубоко значительным явлением в школе.

Переоценивая наше историческое прошлое, мы оказывается, знаем его весьма поверхностно. Историю мыслим как сумму дат, исторических имен; культуру какой бы то ни было эпохи представляем по шедеврам, вершинам искусства, технике. Знакомя школьников с отрывками из "Слова о полку Игореве", былинными героями Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем, необычайными приключениями литературных героев, читая детям на уроках Пушкина, Некрасова, Лескова, практически не задумываемся, чьим трудом, потом и руками обеспечивались достижения и победы, возможность образованному кругу соотечественников создавать произведения искусства.

Что представлял собой тот самый народ, который дал М. Ломоносова, К. Минина, И. Кулибина; который вдруг проглядывал в Л. Толстом, М. Мусоргском, А. Суворове? Что заботило, радовало и тревожило нашего соотечественника крестьянина, чем он занимался, о чем рассказывал в сказках, какие слагал песни, что передавал в память своим детям и внукам?

И все это не просто любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов своего народа поможет понять и объяснить ребенку многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений.

Лучшее же средство. Вступить в мир народной культуры - это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику и этнические принципы своего народа.

"В прошлом люди любили мать-сыру землю. Верили: они умрут, а земля будет вечно жить". Воспитанию уважения современного человека к своему прошлому, осознанию необходимости сохранения его лучших традиций, а также изучению народной словесности как первому и необходимому шагу в освоении культуры народа способствует программа "Воспитание фольклорной культуры у младших школьников" (Омск, 1996). Методические рекомендации к ней, ежегодно проводимые курсы по народной культуре обеспечат, по мнению составителей, комплексность и системность в подготовке специалиста по данной дисциплине для начальной школы.

Выявляя образовательно-воспитательные приоритеты уроков по народной культуре, следует подчеркнуть, что фольклор и традиционная культура на таких занятиях являются не целью, а средством воспитания и развития ребенка. С этим связана важнейшая особенность программы: четко выраженная функциональная направленность. Так, навыки народного пения с особой манерой звукоизвлечения для детей города не обязательны, но они укрепляют голосовой аппарат, дают элементарные сведения о народной музыкальной речи; умение отгадывать (не запоминать) святочные загадки не самоцель, но развивает мышление и фантазию, дает представление о структуре жанра; "отправление" обрядов нелепо и несовременно для сегодняшнего времени, но актуален смысл обряда как особой, игровой, смоделированной жизненной ситуации. Смысл занятий не в копировании народных обрядов, а в том, чтобы через звук, движение, пластику, цвет, композицию дети творчески усваивали заложенную в произведениях народного искусства духовную энергию, переживание И ощущали бы, насколько произведение, тесно связанное с народным мировоззрением, нравственностью и религией своего времени, созвучно сегодняшним общечеловеческим ценностям. Принцип функциональности пронизывает всю систему работы по программе, хотя циклы занятий посвящены исключительно ознакомлению некоторыми особенностями крестьянского быта.

Основным способом подачи материала является игра. В игре отрабатываются важнейшие теоретические понятия (главные из которых - обряд, обычай, традиция, культура - даны в научном комментарии к Программе, с. 7-9); в игре закрепляются первые наблюдения над жанровыми особенностями обрядовых песен. Так, детям можно предложить игры типа "Сочини закличку", "Зарисуй примету". Помимо игр с текстом, словом, можно использовать и ситуационную игру: "Разыграй обряд", ''Поколядуем", "Игра взапуски" (вечерошная игра) и др. Продуктивной может оказаться игра "в фольклористов", когда "собирателями" выступает одна группа учеников, "информантами" - родители, соседи, бабушки, а "исполнителями" - другая группа учащихся.

Следовательно, фольклорная игра существенно отличается от игры в ее об-щедидактическом смысле. Это отличие задано спецификой предмета. Основой для фольклорной игры является какой-либо обряд, обрядовое действие (например, обряд заклинания весны, обряд первого снопа и т.п.) Важно подчеркнуть, что каждый народный обряд не только развлечение, игра, в практической работе с детьми необходимо учитывать и некоторые другие содержательные элементы. Так, ис--пользование жнивных обрядов на утреннике подводит итоги процессу выращивания хлеба, знакомит с орудиями крестьянского труда. Масленица дает возможность ознакомиться с народной кухней. Семик, день поминовения предков, дает возможность обратиться к семейной истории каждого ребенка.

Решение следующего комплекса образовательно-воспитательных задач связано со специфической природой фольклора: его синкретизмом. Понимание под фольклором всей совокупности художественных проявлений традиционой народной культуры влечет за собой необходимость реализации принципа полихудожественности, многофункциональности, многопрофильности фольклорной деятельности учеников на уроках. Существующая практика, при которой основное внимание учителя концентрируется, как правило, на освоении детьми музыкально-песенных жанров фольклора, должна обрести новые приоритеты, обогатиться по-дахупожестзенными формами детского творчества. Односторонность (при всей необходимости) только концертно-сценических форм освоения фольклорного наследия очевидна. Полихудожественность занятии обеспечит неразрывность связи художественной деятельности с непосредственной повседневной и праздничной жизнью, с реальной жизненной практикой.

В целях достижения поставленных в Программе задач выделим основные блоки деятельности.

Блок познавательной деятельности. Он ставит следующие задачи: дать первичное представление "о народной культуре, о культуре своего края, о народах, населяющих его, об их традициях, дать элементарные сведения о жанровом разделении календарно-обрядового фольклора; развивать самосознание ребенка как представителя и носителя определенного типа культуры.

Содержанием этого блока необходимо считать ознакомление с календарными обрядами русского народи, с календарно-обрядовой поэзией, основными предметами быта, труда, ознакомление с элементами одежды, украшениями, орнаментом. Наиболее продуктивный путь освоения этого содержания - сравнение культурных традиций разных народов

Основные формы реализации блока познавательной деятельности: игры в "уголке ряжения'', экскурсии в музеи, мини-инсценировки обрядов, песен, разыгрывание обрядов, рукописные сборники обрядов, песен, святочных гаданий, игр, ролевые игры, утренники, рассматривание репродукций, рисунков, викторины, беседы и т.п.

Блок эстетической продуктивной деятельности

Задачи и содержание блока: учить вслушиваться и воспринимать. Русское песенное искусство, сопровождая слушание элементарными хорео1рафическими движениями; учить воспринимать и различать звучание основных народных музыкальных инструментов, одновременно обучая детей элементарной игре на некоторых из них; учить воспринимать произведения народного прикладного, искусства, обучая детей технике росписи, орнамента, культуре ношения костюма. Сверхзадача блока - развивать творческие способности ребенка методом выявления функциональной направленности различных видов народного искусства.

Основные формы реализации блока эстетической деятельности: мини-композиции на материале какого-либо обряда (например, проводы Масленицы, кум-пение, похороны Костромы), хореографическая композиция "Во поле береза стояла", музыкальный конкурс ("Сопилка", "Трещотка" и т.п.) на лучшего исполнителя обрядовой песни, изготовление народных костюмов для кукол, кукольный спектакль "Петрушка'.', конкурс на лучшую роспись избы, ритуальные игры ('Русская кухня", "Сибирская трапеза" и т.п.), обрядовые игры для мальчиков, девочек и т.д.

Совместные утренники, игры, экскурсии можно проводить с детьми из разных классов, что отчасти снимет проблемы одновозрастной среды. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми частично имитирует естественный ход наследования традиции. Приглашение на уроки представителей других народов с их рассказами о национальных обычаях, обрядах, блюдах, костюмах развивает национальное самосознание детей, снимает некоторые неизбежные издержки в ходе сто формирования.

Существуют и методологические требования к успешной реализации программы "Воспитание фольклорной культуры у младших школьников" первого года обучения. Укажем на два, наиболее важных из них. Первое: программа раскрывает непривычную для современного человека структуру взаимоотношений между человеком и природой, человеком и человеком, человеком и культурой. Эта структура взаимоотношений основана на специфике сознания древнего человека. Амбивалентность, диалектичность, парадоксальность этого сознания сродни детскому. Опора на отражение в традиционной культуре системы бинарные ппе11СТа15Лени" человека, на устойчивые ассоциативные егйи позволит учителю и детям при рассмотрении конкретных обрядов ~ календарно-обрядовых жанров, сюжетов, мотивов достаточно ВЛ2ЬП0 интерпретировать отдельные элементы и системные связи мс«ду Ними. Важно при этом помнить, что каждый элемент системы традиционной культуры связан с другим, по разными типами связи. Следовательно, ключевым положением при изучении того или иного календарно-обрядового цикла должна стать опора на вариативность штерпрепшций. па их многообразие. Второе: специфика материала такова, что рано или поздно на уроках происходит осознание учителем и детьми следующего факта: какими бы фантастическими с современной точки зразы, какими бы сверхъестественными ни казались отношения человека с природой, в основе практически всех представлений народа, связанных с обрядовым действом, лежит что-то рациональное. Обрядовая деятельность в пределах представлений крестьянина о мире является регулирующей равновесие

между двумя мирами. Календарные обряды и связанные с ними ритуалы являются ключевыми для понимания характера взаимоотношений человека с этими мирами. Они же являются механизмом передачи традиции. В обряде и связанных с ним ритуалах подаются специфичные, обрядово-этикетные формы поведения человека. Так, в рамках обряда и обрядового фольклора рождаются особые формы общения, коммуникации. Реализация принципа коммуникативной направленности жанра, создание на занятии условий для общения, заданного рамками и спецификой жанра, - работа архисложная и одновременно чрезвычайно важная.

Отчасти сложность снимает выбранный нами ведущий вид деятельности -игра, В ней удастся, максимально сохранив установку на сознание, ребенка, которое, по преимуществу, является игровым, организовать игровое поведение детей.

Подчеркнем еще раз - в фольклорной игре возникает не просто общение, а общение, заданное спецификой жанра, то есть, возникает художественная коммуникация. В ходе данного коммуникативного поведения важными звеньями, элементами общения выступают не только исполнители (интерпретаторы), но и подлинные носители культурной традиции, и слушатели (зрители). В народной среде вообще во время исполнения фольклорных произведений ослабляется оппозиция адресанта - адресата. Все становятся участниками традиции, каждый реализует свое игровое поведение, дает свое исполнительское (свидетельское, зрительское) толкование. Необходимо поддерживать и стимулировать желание ребенка менять- свое игровое поведение на этих занятиях, исполнять различные "роли", "бывать" в разных образах.

Итак, соблюдение двух выше перечисленных методологических требований курса (вариативность и коммуникативность) позволит осуществить важный принцип (или сверхзадачу) всей Программы - принцип показа жанра. Реализация данного принципа носит многоступенчатый характер (от выявления характера бытования жанра до специфического воздействия его на сознание и творческие возможности ребенка). Подчеркиваем: сообщение неизвестных ребенку, новых сведений на фольклорных уроках нельзя считать главной художественной целью этих занятий.

Программа предлагает четыре календарно-обрядовый цикла:

  1. Зимние календарные обряды у народов Сибири.
  2. Весенне-летняя обрядность.
  3. Семицко-троицкие обряды у сибиряков.
  4. Обряды и обрядовая поэзия осеннего цикла.

Прежде всего необходимо указать, что каждый календарно-обрядовый цикл занимает строго определенное место в общей системе фольклорных уроков. Поэтому начинать изучение курса целесообразно с четвертого цикла, а зимнюю обрядность приурочить к рождественским праздникам. Внутри каждого цикла выделяем этнографические уроки, на которых учащиеся ознакомится с обычаями и обрядами; уроки по народной музыке, где дети предстают участниками древних певческих исполнительских традиций; уроки по народной словесности, на которых дети учатся понимать и вникать в символику звучащего текста, соотносить обрядовый и поэтический тексты; уроки по прикладному искусству, где дети овладевают элементами комбинирования, композиции и т.п. При этом учителя истории, начальных классов, преподаватели музыки, изобразительной и трудовой деятельности, хореографии, искусствоведения, словесники увидят свой путь освоения проблемы "Человек и традиционная культура". Именно это важно дня выявления индивидуальности ребенка, сохранения живого интереса к традиционному материалу, но понятому с разных точек зрения, в разных ракурсах. Такое сотрудничество определено важным смысловым стержнем каждого цикла: фольклор в курсе "Воспитание фольклорной культуры у младших школьников" подается как системообразующее начало в мировоззрении человека и системе представлений его о мире в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Воспитание ценностного отношения к прекрасному через Основы Православной Культуры.

Выступление на II районных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтениях....

Воспитание ценностного отношения к прекрасному через Основы Православной Культуры.

Презентация к выступению "Воспитание ценностного отношения к прекрасному через Основы Православной Культуры"...

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...

Доклад: «Взаимодействие школы, Курганской епархии РПЦ в духовно-нравственном воспитании детей в рамках предмета «Основы православной культуры».

Во всём мире дети изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении Российской государственности. Понять отечественную истори...

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...