Проведение научно-практической конференции для учащихся 3-4 классов.
методическая разработка (4 класс) по теме

Микрюкова Елена Николаевна

В документе можно найти разработанные положение, план работы научного общества, требования к оформлению работы и к исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

План

мероприятий по организации деятельности

научного общества учащихся

Содержание

Сроки выполнения

Ответственные

1

2

3

4

  1. 1

Разработка пакета нормативных документов об исследовательской работе учащихся и педагогов

август

Методист методкабинета Управления образования

Руководитель ГМО начальных классов

  1. 2

Обсуждение проблемы работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности

сентябрь

Научно-методический совет

  1. 3

Разработка программ спецкурсов с учетом индивидуальных способностей детей

сентябрь

Преподаватели,

Зам. директора по НМР

  1. 6

Обеспечение исследовательской деятельности учащихся

сентябрь

Зам. директора
по НМР в образовательных учреждениях города

Проведение научно-методического совета

октябрь

Руководитель ГМО начальных классов

 Проведение олимпиад

Ноябрь-декабрь

Методист методкабинета Управления образования

Руководители ГМО

Семинар по теме «Исследовательская деятельность учащихся»

январь

Методист методкабинета Управления образования

Проведение научно-методического совета

январь

Руководитель ГМО начальных классов

Начало оформления работ. требования к оформлению исследовательских работ.

Индивидуальные консультации.

январь-февраль

методист

руководитель ГМО

Проведение научно-практической конференции

апрель

руководитель ГМО, методсовет

  1. 7

Привлечение родителей для оказания помощи детям в исследовательской работе, в подготовке детей к участию в конкурсах, олимпиадах.

в течение учебного года

Учителя начальных классов

  1. 8

Информирование родителей, уч-ся, членов НОУ по вопросам показателей достижений, развития способностей

постоянно

Учителя начальных классов

План работы

научного общества учащихся

Цели НОУ:

1. Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью.

2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе.

3. Развитие личности, способной к самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, содействие в профессиональной ориентации.

4. Формирование и развитие у учащихся навыков исследовательской работы.

5. Развитие исследовательской компетенции учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Ответственные

Место проведения

1

2

3

4

5

1

Организационное заседание учащихся, членов НОУ: постановка задач, планирование работы, формирование секций научного общества.

Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности.

Формирование Совета НОУ

Сентябрь

зам. директора по НМР

или

зам. директора по УВР

ОУ города

2

Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей. Индивидуальные консультации

Сентябрь

Руководители секций НОУ

ОУ города

3

Теоретические занятия по курсу ”Библиотечно-информационная культура”

Сентябрь

учителя

Библиотеки ОУ города

4

Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.

Октябрь

учителя

ОУ города

5

Овладение навыками работы на компьютере

В течение учебного года

Преподаватель информатики

Компьютерный класс

6

Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации. Работа в библиотеках, в архивах

Ноябрь

Руководители НОУ

Библиотека, музеи, интернет

7

Практические занятия “Требования к исследовательской работе”

Индивидуальные консультации

Декабрь

руководители секций НОУ

ОУ города

8

Начало оформления работ. Практическое занятие. требования к оформлению исследовательских работ.

Индивидуальные консультации

Январь-февраль

руководители секций НОУ

ОУ города

9

практическое занятие “Оформление тезисов работ”. Завершение исследовательских работ.

Рецензирование работ руководителями

Февраль-март

руководители секций НОУ

ОУ города

10

Школьная научно-практическая конференция

Март

Зам. директора по научной работе

ОУ города

11

Участие в муниципальном конкурсе исследовательских работ учащихся и других конкурсах

Апрель

руководители НОУ,

МОУ ВЛ

12

Оформление электронного “Сборника исследовательских работ учащихся”.

Заседание Совета НОУ, поведение итогов.

Апрель

руководитель ГМО

Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень знания.

Процесс реализации ученической исследовательской деятельности в школе, в городе представляется возможным изобразить в виде этапов, каждый их которых выполняет определенную функцию.

Этап 1. Является самым сложным:

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне ученик – ученик, ученик – учитель и т.д.;

– анализ полученных результатов;

– формирование коррекционных групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т.д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

– мониторинг.

Вся работа на первом этапе преследует цель ориентации ребенка на успех.

Этап 2. Выбор тем, определение проблем, постановка задач, определение научных результатов.

Этап 3. Индивидуальная работа педагогов с учащимися-исследователями (уровень сотрудничества). Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научных руководителей.

Этап 4. Оформление обучающимися выполненных исследований. Рецензии научных руководителей.

Этап 5. Итог исследовательской работы – ежегодная научно-практическая конференция в городе, в работе которой принимают участие юные исследователи, родители обучающихся. По результатам работ, представленных на секциях, Экспертный совет подводит итоги работ конференции, определяет победителей, награждает победителей грамотами и участников - сертификатами, выступивших с защитой работ.

Положение

об ученической научно-исследовательской работе

В соответствии с Положением о муниципальной научно-практической конференции ученические научно-исследовательские работы преследует следующие цели:

- Развитие творческих способностей школьников, выработка исследовательских навыков; самопроверка учащимися своих наклонностей, профессиональной ориентации и готовности к предстоящей деятельности;

- Самовоспитание у учащихся целеустремленности и системности в учебной настоящей и предстоящей деятельности; выявление способных школьников и обеспечение реализации их творческих возможностей.

1. Общая характеристика

1.1. Ученическая научно-исследовательская работа – это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная под руководством педагога или научного работника.

1.2. Научная новизна ученических научно-исследовательских работ характеризуется получением новых знаний о человеке, обществе, природе и технике, расширением и углублением этих знаний, оригинальностью способов исследования и обоснования известных положений.

1.3. Практическая значимость ученических научно-исследовательских работ означает актуальность, полезность и реальную возможность применения результатов исследования на практике

1.4. Исследовательский характер ученических научно-исследовательских работ  определяется применением при их выполнении общенаучных и специальных лабораторных, полевых, натуральных, социологических, активных и других методов исследования в зависимости от видов и особенностей ученических научно-исследовательских работ.

2. Рабочая программа ученических научно-исследовательских работ.

2.1. Ученическая научно-исследовательская работа выполняется по разработанной её руководителем, рассмотренной предметным методическим объединением и утвержденной зам. директора по УМР рабочей программе.

2.2. Рабочая программа состоит из следующих разделов:

а) состояние проблемы и актуальность темы исследования

б) цель, задачи и методы исследования

в) этапы исследования

г) ожидаемые результаты исследования.

2.3. В разделе “Состояние проблемы и актуальность темы исследования” дается краткая характеристика достигнутых результатов и новых стоящих задач при решении данной проблемы, обосновывается практическая необходимость её дальнейшего исследования.

2.4. В разделе “Цель, задачи и методы исследования” ставится общая цель ученической научно-исследовательской работы, формируются задачи, решаемые на пути достижения поставленной цели, показываются общие и предметные методы планируемых исследований

2.5. В разделе “Этапы исследования” приводятся названия и содержание перечисляемых этапов, сроки проведения исследований и их исполнители.

2.6. В разделе “Ожидаемые результаты исследования показывается их возможная новизна, практическая значимость и предполагается эффективность, а также определяется примерный состав и содержание предстоящего отчета об ученической научно-исследовательской работе.

3. Организация выполнения ученической научно-исследовательской работы.

3.1. Выполнение всех ученических научно-исследовательских работ, как правило, подразделяется на три стадии: подготовительную, основную и заключительную.

3.2. На подготовительной стадии осуществляется:

а) продолжение и завершение изучения состояния исследуемой проблемы, начатого при составлении рабочей программы

б) сбор и изучение исходной информации, необходимой для выполнения исследований

в) овладение методами исследований.

На второй (основной) стадии выполняются:

а) лабораторные исследования, экспериментальные работы, расчеты, работа в архивах и т. д.

б) обработка полученной информации, её анализ, выявление нового и т. д.

На заключительной стадии осуществляется:

а)    подведение общих итогов исследования

б) определение научной новизны и практической значимости полученных результатов ученической научно-исследовательской работы

в)   разработка рекомендаций по использованию результатов ученической научно-исследовательской работы

г) составление, оформление и представление отчёта об ученической научно-исследовательской работе на М\О.

4. Результаты ученической научно-исследовательской работы.

4.1. Результаты законченных ученической научно-исследовательской работы представляются в установленные планом сроки в виде: а) технической документации программы для ЭВМ с приложением пояснительной записки;

б) реферата по теме ученической научно-исследовательской работе с приложением демонстрационных, графических и др. материалов.

4.2. Отчет об ученической научно-исследовательской работе, пояснительная записка или реферат по теме исследования, состоят из введения, основной части, заключения, списка первоисточников, приложений.

4.3. В введении указывается актуальность темы, цель, задачи, основной методический подход к исследованию, полученные результаты и их предназначение.

4.4. В основной части со ссылкой на первоисточники раскрываются: содержание и методы исследования с аргументацией и логическим доказательством полученных результатов.

4.5. В заключении даются общие выводы по проведённому исследованию, показывается их научная новизна.

4.6. Список первоисточников содержит перечень использованных при выполнении исследования законоположений, документов, литературных, архивных и других источников, на которые сделаны ссылки во введении, основной части и заключении.

4.7. Обязательным является отзыв научного руководителя с оценкой и рекомендацией. В качестве приложений могут быть отзывы, заключения, рецензии, сделанные по научным сообщениям на конференциях, смотрах, конкурсах, а также другие материалы, характеризующие выполнение и реализацию результатов ученической научно-исследовательской работы.

Требования к защите исследовательской работы

Номинация

Фамилия учащегося

1

2

Защита – 10 мин, точное и эмоциональное изложение сути работы, выделение актуальности темы, новизны, практическое применение

Соответствие содержания исследовательской работы заявленной теме

Умение корректно сформировать цель, задачи, актуальность проблемы

Наличие литературного образа, то есть краткой характеристики того, что известно об исследуемой вопросе – историография вопроса

Уровень анализа темы, проблемы

Логически грамотное построение работы, структура

Уровень самостоятельности выполнения (Личный вклад учащегося)

Оформление работы (титульный лист, план, список литературы согласно требованию оформления, грамотность, цитирование)

Источники: архивные, музейные фонды, документы, интервью, или только литература

Критерии оценки ученических работ (от 0-5 баллов, максимум 25 баллов), 2-4 класс.

1. Актуальность исследования.

Цель, задачи. Для чего? Почему? Эта тема именно ему интересна.

2.Оформление работы.

З.Достижения автора.

Самостоятельность исследования, выводы. Что удалось достичь? Какой объем материала посмотрел, проанализировал?

4.Качество доклада.

Эмоциональность выступления, владение материалом. 3-5 мин не более.

5.Наглядность.

Плакаты, схемы, фото, таблицы, видео.

Внешний вид!

Оформление исследовательской работы для учащихся

начальной школы.

1.Титульный лист.

-В верхней части титульного листа пишется (Министерство образования и науки УР), а также учреждение, От которого представляется работа. Здесь также может быть указано название конкурса или конференции, на которую высылается работа, а также название секции.

 -Ниже, по середине листа - название работы. Оно должно точно отражать ее содержание.

-Ниже — фамилия, имя автора, его место учебы (школа, класс); Ф.И.О. научного руководителя (если есть - его степень); Ф.И.О. консультанта   (если есть его степень).

-В нижней части листа - город и год.

Недопустимо украшать титульный лист рисунками, наклеенными вырезками из журналов...

2.Содержание.

Введение (цель, задачи, актуальность)

-Цель исследования формулируется с учетом заявленной темы и содержится, как правило, в самой теме. Ключевые фразы: «Цель работы состояла в сравнении ...»

-Актуальность. Для определения актуальности необходимо оценить теоретическую и практическую значимость темы. Для чего ответить на вопросы:

1.Какова практическая необходимость решения проблемы? 2.Почему эту тему следует изучать сегодня, а не через 5-10 лет?

3.Почему эта тема интересна именно вашему ребенку?

1) Теоретическая часть. Стр. 1-...

-Как этот вопрос исследовался учеными, как рассмотрен в литературе. Нужно кратко рассказать о точках зрения по этому вопросу разных ученых. Краткий обзор литературы, которую прочитали.

2) Практическая часть. Стр ...

-Описание того, как? Когда? Какими способами (методами) мы пытались ответить на главный вопрос, т. е. добиться поставленной цели.

3.Заключение.

-Сделать выводы в соответствии с поставленными задачами. Выводы формулируются сжато, иногда бывает удобно их пронумеровать. Ключевые фразы:

«На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: 1 ... 2 ... 3 ... и т. д.»

4.Список литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“A Funny Train” для учащихся 4-5 классов. Урок-игра для проведения «Недели английского языка в начальной школе».

1.        Учащиеся повторяют правописание цифр; названия животных; неопределенного артикля; в словарной работе вставляют пропущенные буквы; закрепляют знание а...

Самоподготовка как форма обучения учащихся 1 - 4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня.

Методическая разработка на тему: "Самоподготовка как форма обучения учащихся в 1-4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня"....

КВН по математике для учащихся 3-4 классов для проведения недели математики

Данный материал подходит для учащихся 3-4 классов во время недели математики...

Проектирование и проведение новогоднего праздника для учащихся 1-х – 4- х классов

Методические рекомендации для классных руководителей, воспитателей ГПД, педагогов ДО по проектированию и проведению новогоднего праздника на примере авторской разработки сценария "Новогодние приключен...

Открытый урок по математике в 1 классе Тема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.» Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина Анатольевна Дата проведения: 23 апреля 2014 года.

Открытый урок по математике в 1 классеТема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.»Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина АнатольевнаДа...