Рабочая программа по предмету «Развитие речи» для учащихся 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) учреждений  II  вида, 1 класс, 2-е отделение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ « Белгородская  коррекционная школа – интернат № 23»

« Рассмотрено»

Руководитель МО учителей нач. классов Мизернова И.Г.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Беликова Е.Г.

«__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы-интерната №23    Годин А.Е.

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

Рабочая программа

по предмету «Развитие речи»

для учащихся 1 «А» класса

 2 отделения 2 варианта

на 2013 - 2014 учебный год

Составила:

Марьина  А.А.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

г. Белгород, 2013 г.

«Развитие речи»

Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) учреждений  II  вида, 1 класс, 2-е отделение (вариант II). Составители сборника К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова.  (Допущено Министерством образования Российской Федерации,  Москва:  «Просвещение»,  2006г.).

        

Программа рассчитана на 82 часа в год (I полугодие - 3ч. в неделю, II полугодие - 2ч. в неделю).

Специфика курса «Развитие речи» в 1 классе состоит в том, что учитель не столько упражняет детей в понимании речи, сколько учит их строить собственную речь. На уроках развития речи  в 1 классе детей обучают речевому общению. Естественнее и продуктивнее всего обучаться в ходе самого общения. Как известно, единицей общения является речевое высказывание или текст. Соответственно этому основной единицей учебного материала на уроках развития речи выступает текст, в отличие от уроков формирования грамматического строя речи, где исходной единицей обучения является словосочетание. На уроках развития речи работа над значением и смыслом слов, словосочетаний и предложений базируется на тексте и текстом обусловлена. Курс направлен на уточнение и обогащение словарного запаса, усвоение лексико-грамматического материала и развитие связной речи.

Целью уроков развития речи являются формирование, коррекция и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменной форме.  В содержание обучения в 1 классе по разделу «Развитие речи» включаются разные формы (диалогическая и монологическая), виды (устная и письменная) и типы речи (повествовательная, описательная, с элементами рассуждения). Предмет «Развитие речи» способствует решению следующих задач:

1. Обогащение и накопление словарного запаса.

2. Формирование грамматической стороны речи.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

4. Формирование разговорной (диалогической речи).

5. Развитие монологической речи.

Принципы обучения

1. Доступность, конкретность

 2.  Возрастных особенностей детей.

 3. Отбор учебного материала в соответствии с коммуникативной направленностью обучения языку

4. Взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи.

5. Концентричность.

6. Постепенное усложнение речевой деятельности.

Методические подходы

1.  Уроки развития речи организуются тематически

2.  На уроках происходит комплексное обучение разным формам (устной и письменной) и видам (диалогической и монологической) речи.

3.   На уроке необходимо последовательно оперировать тематически обусловленным речевым материалом от его восприятия до момента использования в собственной речи.

4.   На уроке используются коммуникативные упражнения. Они ориентированы на связное речевое высказывание (текст) и строятся на ситуативно-тематической основе.

Методические особенности тем

На уроках развития речи в 1 классе набор рабочих тем остается таким же, что и на уроках ознакомления с окружающим миром и чтения. Тема намечает внеречевое содержание урока, т. е. круг объектов, событий, ситуаций, которые надо отразить в речи. На уроках ознакомления с окружающим миром дети непосредственно постигают предметы, явления, свойства, признаки этого круга, иначе говоря, они приобретают практический опыт. Уже здесь они знакомятся со словесными обозначениями реалий — накапливают элементарный словарь.

Слова, которые на чтении пополняли пассивный запас, переходят в активную речь. На уроке развития речи всегда есть возможность, оставаясь в рамках темы, дать больше микротем и сюжетно разнообразить тексты, которые предъявляются как речевые образцы, варьировать речевые задания и тем самым формировать речь слабослышащих детей во всем богатстве составляющих ее лексико-грамматических связей.

На протяжении всего курса тематика раздела «Развитие речи» выстраивается не линейно, а концентрически. Темы имеют сквозной характер, и большинство из них повторяется на всех годах обучения. Возвращение к теме из класса в класс происходит как бы на новом витке. Углубляется и расширяется ее содержание. Повышается уровень обобщения материала. Усложняется языковое оформление речевых высказываний: растет используемый словарь, увеличивается запас употребляемых морфологических форм и синтаксических конструкций.

Содержание программы носит  коррекционный характер.

Виды занятий в 1 классе: беседы, описание сюжетных картинок, наблюдения, практикумы, работа с текстом, различные виды игр, инсценировка, демонстрация действия.

Материально-техническое обеспечение программы представлено банком мультимедийных презентаций по изучаемым темам, , таблицами по ООМ, различными дидактическими пособиями.

Итоговый контроль в 1 классе проводится в форме  описания  сюжетной картинки (3-5 предложений) устно.

Содержание тем учебного курса

I полугодие - 3ч. в неделю, II полугодие - 2ч. в неделю.

Перечень тем:

  1. Мы идем учиться.
  2. В классе.
  3. Мы играем.
  4. Осенью.
  5. Моя семья.
  6. В нашем доме.
  7. Надо, надо умываться( тело человека, предметы личной гигиены)
  8. Зимой.
  9. Про животных и птиц.
  10. В саду, в лесу, в огороде.
  11. Весной.
  12. На улице( транспорт)
  13. Летом.

Уточнение и обогащение словаря.

Слова, выражающие поручения, приказания.

Слова, обозначающие предметы, действия, местоположения, направление, временные отношения, качество предметов и действий окружающего мира.

Многозначные и обобщающие слова.

Развитие связной речи.

Применение и употребление в речи побудительных предложений, организующих учебный  процесс; повествовательных простых нераспространенных и распространенных предложений, предложений с отрицанием, предложений с обращением.

Краткие и полные ответы на вопросы.

Составление вопросов устно и письменно.    

Речевой этикет. Выражение приветствия, благодарности, извинения, просьбы, слова, используемые при знакомстве.  

Тематический план

1 четверть

Тема

Количество часов

Школа.

5

Овощи и фрукты.

6

Моя семья.

3

Игрушки.

2

 В нашем доме (мебель)

3

Осень.

5

Итого

24

2 четверть

Тема

Количество часов

 Осень. Осенние каникулы.

2

Одежда. Обувь.

4

В нашем  доме ( пища).

2

Домашние и дикие животные.

5

Поздняя осень.

3

Части тела.

3

В нашем  доме(посуда).

2

Зима.

3

Итого

24

3 четверть

Тема

Количество часов

Зимние каникулы.

2

Зимние забавы.

4

Птицы   зимой.

5

Семья.

2

Наши мамы.

2

Весна.

3

Итого

18

4 четверть

Тема

Количество часов

Весенние каникулы.

3

Весна.

7

Улица. Транспорт.

3

 Работа с текстом «В саду»

2

Итоговая контрольная работа.

1

Итого

16

Итоговая контрольная работа

Развитие речи.

1.Какое сейчас время года ?____________________

Лето

Осень

Зима

Весна

2.Какая стоит погода?__________________________

Солнечная

Морозная

Дождливая

Пасмурная

Ясная

3.Волк, лиса, белка, заяц, олень, тигр-________________________________

Корова, собака, овца, лошадь,кошка-_________________________________

Кофта, платье, пальто, шапка-_______________________________________

4.Напиши

Обувь:___________________________________________________________

Мебель:__________________________________________________________

Овощи:__________________________________________________________

Требования к уровню подготовки обучающихся

     К концу I класса учащиеся должны  уметь:

   устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;

   с помощью вопросов учителя делать устные сообщения о погоде, календарных данных, распорядке учебного дня.

Литература для учащихся:

  1. Зыкова Т.С., Кузьмичева Е.П. Развитие речи. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида. – М: «Просвещение», 2000

Пособия для учителя:

  1. Новоторцева Н.В.  Развитие речи детей. Дидактический матерал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ТОО « Гринго».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Развитие речи для 2 класса

  Программа предполагает самостоятельный подбор учителем речевого и литературного материала, творческий подход к организации занятий в целях максимального развития речевой деятельнос...

Рабочая программа по предмету "Развитие речи" по курсу предшкольной подготовки

Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....

Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности"

Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учр...

Рабочая программа по предмету Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Данная программа предназначена для учащихся 3 класса СКОУ VIII вида. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое пеланирование, мониторинг по предмету....

Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» образовательной области «Родная речь» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015...

Рабочая программа учебного предмета "Развитие речи и окружающий мир"

Рабочая программа учебного предмета "Развитие речи и окружающий мир", для детей 3 класса с ТМНР....