Главные вкладки

    Создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу
    статья по теме

    Наталья Александровна Дмитриева

    Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой –вхождение его в это общество (социализацию).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sozdanie_usloviy.docx44.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу

    Подготовила учитель начальных классов

    МКОУ СОШ№7 г.Светлограда

    Дмитриева Наталья Александровна

    2012 год.

    Создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу

    Постановка задачи выравнивания стартовых условий для дальнейшего развития ребенка на уровне старшего дошкольного возраста фактически сводится к реализации следующих законодательных норм:

    Ст.17 п.3 Закона об образовании – преемственность образовательных программ.

    Ст. 18. п.3 Закона об образовании – доступность дошкольного образования.

     Т.е. вопрос заключается в осуществлении преемственности образовательных программ дошкольного и начального школьного образования и созданию условий для максимально полного охвата детей дошкольного возраста этими программами.

    В последнее время в Министерстве образования и науки активно обсуждается вопрос о целесообразности введения «предшкольного образования» в целях выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. В настоящее время проблема разного уровня готовности дошкольников к обучению в школе связана с недостаточным охватом детей дошкольными учреждениями. По данным статистики на конец 2011 года в среднем по России уровень охвата детей составил от 52% до 59%. И только около 50% (а в некоторых регионах менее 30%) детей 5-летнего возраста посещают детские сады.

               Что такое предшкольное образование?                 

    В основном предшкольное подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако сегодня много «неорганизованных» детей, поскольку предшкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников.

    Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но  из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счета, но при этом у 35–40% из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. У 70% первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.

    Главная задача, которую должно решать предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активность и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний.

       В своей работе при подготовке детей к школе наша школа уже на протяжении нескольких лет использует Образовательную систему «Школа 2100».

    Предлагаемая программа дошкольного образования рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет и является одним из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100».

    Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

    Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

    Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

    Программа Подготовка к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» предназначена для развития математических представлений дошкольников. Она не только познакомит детей с количеством и счетом, измерениям и сравнениям величин, но и научит детей слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно.

     Программа Подготовка к школе «По дороге к Азбуке» - это развитие устной речи детей и подготовка к обучению грамоте в начальной школе. Здесь ребенок будет учиться говорить и слушать, а логопедические упражнения помогут предупредить его ошибки в чтение и письме.

    Занятия проводятся по субботам. В день 3 урока: обучение грамоте, графическое  письмо, математика - по 30 минут. В силу физиологических особенностей данного возраста происходит частая смена деятельности.

    Концепция предшкольного образования (образование детей старшего дошкольного возраста) Образовательной системы «Школа 2100», созданной под руководством академика РАО А.А. Леонтьева не претендует на выработку механизмов организационно-управленческой и финансово-экономической сфер дошкольного образования. Она направлена прежде всего на развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании». Концепция отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, которое, как указано в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», может быть «рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы».

    О необходимости ориентироваться на заказ общества и думать прежде всего о ребенке писал в свое время замечательный педагог и психолог П.Ф. Каптерев. Сошлемся на его рассуждение о роли государства и общества в образовании: «Общество...заинтересовано прежде всего не государственными видами на образование, не строем школ и их законами, а своими детьми, их развитием, их здоровьем, их бодрым и веселым настроением... Благо детей на первом плане. Поэтому общество есть защитник общего гуманного образования детей... поэтому настоящая научная педагогия – требование общества. Государство педагогией собственно не занимается, оно создает школы и наблюдает за ними, но педагогически не организует их и не управляет ими. Все это делает общество... Оно намечает пути в воспитании и образовании. Государство пользуется уже готовыми результатами…» (П.Ф. Каптерев.Избранные педагогические сочинения. – М., 1982). При разработке концепции авторы учитывали некоторые социокультурные особенности и тенденции существующие в сегодняшнем российском обществе, например наличие в нем социального и материального неравенства. Иначе говоря, это ограничения, накладываемые на принцип общедоступности образования, в том числе предшкольного. Вместе с тем реализация способностей ребенка не должна зависеть от материальных возможностей родителей. В этом заинтересованы и общество, и государство. «Школа 2100» – это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы. Наша главная цель – не ЗУНы, а выращивание функционально грамотной личности, то есть мы не «формируем» ребенка по заданной кем-то модели, как гончар «формирует» глиняный горшок на гончарном круге, а выращиваем в каждом творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем в ребенке все то, что связано с «лица необщим выраженьем», с личностным развитием.

    В соответствии с основными целями, задачами государственной Образовательной системы «Школа 2100» концепция предшкольного образования отвечает общему подходу к процессу образования, который определен нами как развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный. Этот процесс мы противопоставляем

    «манипулятивной» педагогике, где ребенок выступает как объект процессов обучения и воспитания, а не как личность со своими индивидуальными особенностями.

    Что такое предшкольное образование?

    Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой –вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью нашей концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи:

    1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и

    пр.);

    2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).

    Как любое образование, предшкольное образование может быть институциональным, так как в обществе существуют формальные структуры или организации (институты), имеющие образование в качестве основной цели (например, ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования, школы и др.), и неинституциональным, если образование осуществляется в обход их (семейное или домашнее образование), однако и в этих случаях содержание образования определяется содержанием институционального образования. Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:

    – его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;

    – культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;

    – познавательное развитие – собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.

    Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Это знание не является целью предшкольного образования; картина мира есть (в самом широком смысле) ориентировочная основа для адекватной деятельности человека в мире. При отборе содержания предшкольного образования мы ориентируемся на две основные тенденции в современном российском образовании – вариативность и стандартизацию образования. Под вариативностью понимается способность образования соответствовать потребностям и возможностям различных групп дошкольников и индивидуальным особенностям отдельных детей. Стандартизация образования – это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить готовность каждого ребенка к школьному обучению.

    Предшкольное образование и здоровье детей

    Данная концепция предшкольного образования ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Следует учитывать,что наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов.

    К их числу относятся:

    1. Стрессовая педагогическая тактика.

    2. Интенсификация образовательного процесса.

    3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям.

    4. Нерациональная организация жизнедеятельности детей.

    5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития дошкольников, охраны и укрепления их здоровья.

    6. Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья детей.

    7. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

    В связи с этим необходимо определить комплекс мер по реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников.

    Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья, должен включать следующие направления:

    А. Нормализация учебной нагрузки:

    – отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;

    – разработка комплексной психолого"физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению;

    – приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития;

    – разработка методик физиолого"гигиенической и психологической оценки и мониторинга педагогических инноваций.

    Б. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

    – разработка и реализация педагогами вариативных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание всех занятий соответствующего материала;

    – превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья и гармонизации личности;

    – привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.

    В. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.

    Технологии предшкольного образования

    Под технологиями мы понимаем конкретные приемы и средства, используемые в образовательном процессе. Мы не ставим задачу подробно характеризовать существующие технологии дошкольного образования и остановимся только на некоторых вопросах, связанных с их выбором и использованием.

    Развивающему образованию чужд безликий фронтальный подход.

    Соответственно, ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную познавательную деятельность детей и педагога. Интересно, что о необходимости такой деятельности писала еще 1910-х гг. Н.К. Крупская, критикуя тогдашнюю школу. Суть ее высказывания сегодня актуальна и для предшкольного образования: «В современной школе все направлено на то, чтобы разъединить учеников, а не сближать их. Отметки, соревнование – все это ведет к развитию зависти, тщеславия. Все направлено к тому, чтобы отделить ученика от товарищей: ему запрещается что-либо спрашивать у своего соседа; никакой общей работы, которая требовала бы объединенных, совместных усилий, ученикам не дают...» (Н.К. Крупская. Избранные педагогические произведения. – М.; Л., 1948).

    Функции педагога в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста детей, этапа обучения. Полноценное включение ребенка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовать работу детей так, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы занятия, сами могли предложить, как действовать в новых условиях. Действия старших дошкольников становятся более активными, творческими и самостоятельными. Такая организация познавательной деятельности возможна лишь при сохранении игры как ведущего вида деятельности. Недопустимо построение занятий со старшими дошкольниками по типу школьных уроков (сидение за партами в течение всего занятия, преобладание чисто механических (тренировочных) упражнений и т.п.).

    В последнее время четко видна тенденция к натаскиванию дошкольников на учебный материал, что сопровождается нередко объемными, обязательными для детей и родителей домашними заданиями. На наш взгляд, домашняя работа родителей с детьми возможна, но

    в разумных пределах и только в следующих случаях:

    а) в целях выравнивания (если ребенок пропустил занятия и т.д.);

    б) в целях дифференциации (например, задания для ребенка с ярко

    выраженными способностями, интересами).

    В таком случае не возникнет проблемы перегрузки детей. Говоря об объеме учебной нагрузки для старших дошкольников, следует учитывать, что эта нагрузка не носит чисто физиологического характера и не может измеряться исключительно в рабочих часах, а тем более в объеме материала. Проблема перегрузки зависит и от содержания занятия, и от его структуры, и от используемых методик и педагогических технологий, и от индивидуальных особенностей детей. Отдельно следует сказать о необходимости формирования у старших дошкольников познавательной мотивации. Это возможно, если педагог и родители опираются на мотивы успешности, на возникающее у каждого ребенка ощущение продвижения вперед.

    Непрерывность и преемственность образования

    Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. При этом под непрерывностью мы понимаем наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образовательного процесса, обеспечивающих постоянное продвижение детей вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается

    непрерывность на границах различных этапов образования (детский сад – начальная школа и т.д.), т.е. в конечном счете – единая организация этих этапов в рамках целостной системы образования.

    Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до профессионального обучения. Дошкольник при помощи взрослых входит в мир взрослых людей и разнообразными способами моделирует этот мир.Основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются следующие:

    1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения (Л.С. Выготский).

    2. Возникновение первичных этических инстанций (Л.С. Выготский).

    3. Возникновение соподчинения мотивов (А.Н. Леонтьев).

    4. Возникновение произвольного поведения (Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец).

     5. Возникновение личного сознания (А.А. Леонтьев).

    Из сказанного видно, что в старшем дошкольном возрасте ребенок уже психологически готов если не к школе (проблема готовности к школе – особая проблема), то во всяком случае к деятельности учения. Исчерпывающую характеристику особенностей дошкольного образования дал В.В. Давыдов. Он говорил: «Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку... осуществлять разные виды свобод"

    ной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т.д. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности

    (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающее образовательные задачи.

    «Я не считаю целесообразной подготовку детей к школе путем усвоения ими «школьных» технологий (пусть даже «развивающих») с помощью систематических тренировочных занятий. Даже овладение детьми началами чтения и математики необходимо проводить в формах игровой и других видов дошкольной деятельности, направленной на развитие творческих возможностей детей» (В.В. Давыдов. Последние выступления. – Рига, 1998, с. 45–47.) В современной педагогической психологии продолжают дискутироваться конкретные пути и технологии предшкольного образования.

    Наша позиция во многом близка позиции авторов известной программы «Развитие» (под руководством Л.А. Венгера).

    Мы выделяем четыре линии развития дошкольника, определяющие его внутреннюю готовность к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других) и линия мотивационной готовности. Эти четыре линии развития и должны определять содержание и дидактику предшкольного образования. Проблему отбора содержания предшкольного образования сегодня невозможно решить без опоры на принцип минимакса. Необходимо определить нижнюю границу, или нижний уровень, – то содержание, которое каждый ребенок как минимум должен усвоить, и предложить

    верхнюю границу, или верхний уровень, – то содержание образования, которое мы можем предложить старшему дошкольнику. Именно с этой позиции написаны все пособия, обеспечивающие предшкольное образование в Образовательной системе «Школа 2100».

    Только при опоре на принцип минимакса дошкольное и начальное образование станет действительно адаптивным, «школой для всех». Ребенок, по той или иной причине отстающий в развитии, ограничится минимумом, «сильный» возьмет все, что ему дают, и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями, но при этом каждый будет готов к школьному обучению и получит перспективу для своего личностного и познавательного развития. Образовательная среда

    Учат и воспитывают не только ДОУ и школа: они есть часть образо-

    вательной cpeды, куда входит семья, общение со сверстниками, радио и телевидение, круг чтения и многое другое. Сегодняшние дети, образованием которых мы занимаемся, разительно отличаются от своих сверстников десятилетней давности. Они более информированные, раскованные, общительные, не очень здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Например, для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть значительно большую роль, а это значит, что усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором ребенок

    ощущает себя живущим и к которому он ощущает себя причастным, скачком расширился до всего земного шара. Произошел также фундаментальный сдвиг в системе ценностей и т.д.

    В этом контексте особенно важно создать личностно ориентирован,

    ную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в труде, значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр.

    Педагог предшкольного образования

    Никакого эффективного предшкольного образования не будет, если не удастся соответствующим образом подготовить педагогов, изменить некоторые их представления: существует опасение, что дошкольные педагоги возьмут на себя функции учителя 1"го класса, учителя начальных классов превратят работу со старшими дошкольниками в имитацию учебного процесса, а кроме того, и те и другие будут заниматься прямым натаскиванием на учебный материал школы. Следует учитывать также тот факт, что во многих педагогических учебных заведениях до сих пор сознательно или бессознательно студентов воспитывают и образовывают в парадигме манипулятивной, унифицирующей, авторитарной педагогики.

    Таким образом, основными показателями готовности педагога к

    реализации предшкольного образования являются следующие:

    А. Способность работать в личностной (развивающей, гуманистической) парадигме. Для такого педагога доступна и естественна творческая деятельность, у него сформирована установка на творчество.

    Б. Профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями.

    В. Готовность к саморазвитию, изменению, способность вписываться в постоянно меняющуюся среду, анализировать педагогический процесс.

    Роль родителей в предшкольном образовании детей

    В свете сказанного выше чрезвычайно актуальной представляется

    задача включения родителей в процесс предшкольного образования ребенка.

    Решение этой задачи предполагает работу в нескольких направлениях:

    – разъяснение и участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном уровне, что становится особенно актуальным в связи с происходящим сейчас дальнейшим реформированием системы образования Российской Федерации;

    – пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами ДОУ и других образовательных учреждений, занимающихся предшкольным образованием;

    – помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим предшкольное образование ребенка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов (программой, пособиями для ребенка, методическими рекомендациями с подробным описанием занятий, диагностиками, наглядными и раздаточными материалами).

    В детском саду созданы все условия для решения задач по подготовке детей к школе.

               Какова цель собеседования с будущим первоклассником и его родителями при записи в школу?        

             Проведение собеседования с детьми служит для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребёнка (4-х летнее обучение в общеобразовательной школе, коррекционно-развивающее обучение, педагогические системы развивающего обучения и др.)

             Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является:

     - выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;

     - рекомендации родителям в выборе системы обучения (коррекционно-развивающие обучение, традиционная система обучения, педагогические системы развивающего обучения);

     -рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребёнка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, в случае необходимости с психоневрологом,   обследование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная).

             Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов - задача, стоящая перед коллективом школы при первом знакомстве с будущим первоклассником. Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?        

     Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

     1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:

     - умение выделять заданный звук в потоке речи;

     - умение определять позицию звука в словах(в начале, в середине, в конце);

     - владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

     2. Умение членить слова на слоги.

     3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.

     4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

     5. Умение составлять рассказы по серии картинок,  по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

     6. Умение составлять рассказы о предметах(по плану, предложенному взрослым).

     7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

      Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике.

     1. Счет и отсчет предметов заданного количества.

     2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.

     3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

     4. Знание состава чисел первого десятка(из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

     5. Знание цифр:0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

     6. Знание знаков +, -, =, умения пользоваться арифметическими знаками действий.

     7. Умение соотносить цифру и число предметов.

     8 Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

     9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.

     10. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

     11. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

      Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:

     1. Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

     2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

     3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

     4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.

     5. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.

     Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

     1. социально-психологическая готовность к школе:

     - Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

     - Умение общаться со сверстниками и взрослыми(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

     - Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнить задание).

      2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

     - Развите мелких мышц руки(рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).

     - Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа).

     - Координация системы глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг).

     - Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).

     - Развите произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут).

     - Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).

      Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка?

    Постарайтесь ответить себе на следующие вопросы.

     1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?

     2. Есть ли у ребенка друзья?

     3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?

     4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?

     5. есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?

      Критерии готовности ребенка к школьному обучению.

      Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной(атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

      Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

      Социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действоватьвместе с другими, подчиняться интересам группы.

      Физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

    Оценка развития познания.

     - Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?

     - Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?

     - Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

     - Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

    Оценка базового опыта ребенка.

     - Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?

     - Был ли он в библиотеке?

     - Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?

     - Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

    Оценка языкового развития.

     - Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

     - Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

     - Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?

     - Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?

     - Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?

     - Четко ли ребенок выговаривает слова?

     - Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

     - Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

    Оценка уровня эмоционального развития.

     - Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

     - Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

     - Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

     - Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

    Оценка умения общаться.

     - Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

     - Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

     - Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

    Оценка физического развития.

     - Хорошо ли ребенок слышит?

     - Хорошо ли он видит?

     - Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

     - Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

     - Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

     - Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

    Зрительное различение.

     - Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?

     - Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

    Зрительная память.

     - Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?

     - Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

    Зрительное восприятие.

     - Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

     - Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

    Уровень слуховых способностей.

     - В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?

     - Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

     - Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

    Оценка отношения к книгам.

     - Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

     - Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?

     - Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?

    Общая и психологическая готовность.

     Может ли ваш ребенок:

     - Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?

     - Изъясняться связно, например, "покажи мне…"

     - Понимать смысл того, о чем ему читают?

     - Четко выговорить свое имя?

     - Запомнить свой адрес и номер телефона?

     - Писать карандашом или мелками на бумаге?

     - Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?

     - Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?

     - Слушать и следовать полученным указаниям?

     - Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

     - Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?

     - Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

     - Положительно оценивать: я - человек, который многое может?

     - "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?

     - Проявлять интерес к окружающим его предметам?

     - Ладить с другими детьми?

    Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе.

     (тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)

     - Нравится ли вам ваш малыш?

     - Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?

     - Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?

     - Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

     - Поправляете ли вы речь малыша?

     - Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

     - Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?

     - Смеетесь ли вы вместе с ним?

     - Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

     - Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?

     - Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?

     - Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?

     - Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?

     - Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?

     - Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?

     - Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?

     - Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?

     - Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

     - Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?

     - Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?

     - Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

    ...Хотим обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".

    У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство - тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребенка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения.

    Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять.

    Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких-то дидактических, обучающих элементов, причем повторяемых в нескольких вариантах, во всевозможные игры - тоже существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер определенной игры.

    Собственно, основной принцип успешной учебы был сформулирован еще в старой песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашний заданий.

    То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик.

     Кстати, в таком процессе игры удовольствие от обучения развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов - причем, что важно, удовольствие не столько от получения каких-то знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в реальной жизни.

     И потому еще одно из условий успешной учебы - явная применяемость знаний в реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет). Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать.

     Еще одно условие успешного обучения - так называемое "обучение с конечной стадии". Скажем, для того, чтобы научить ребенка готовить (и чтобы этот процесс ему был приятен), вначале научите накрывать на стол, подавая готовое блюдо. Потом научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом - помешивать в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол, потом - наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать…

    Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него "все получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если вы учите ребенка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки… И те элементы школьной программы, которые построены по такому же принципу - дать возможность сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу - дают, как показывает практика, наиболее успешные результаты.

    И главное условие успешной учебы - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей - эту пытливость поддерживать, а не подавлять.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интерактивные игры как средство обучения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы способам конструктивного разрешения конфликтов

    В настоящее время сциологи рассматривают конфликт как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.Эффективным средством обучения детей способом конструктивного разрешения конф...

    Научно-исследовательский проект: «Психолого-педагогические условия адаптации и выравнивания стартовых возможностей детей 5-7 лет с проблемами зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, не посещающих ДДУ"

    Педагогов всегда волновал вопрос обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной подготовки его к школе.  Принято считать, что готовность ребенка к систематическ...

    Проект социально-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к школе.

    Проект социально-педагогических мероприятий по подготовке детей расчитан на детей с низким коммуникативным, мотивационным уровнем. Для детей из семей социального риска, так как, в таких семьях детям н...

    Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, через тренинговые занятия, в условиях ФГОС ДО

    В материале представлена программа "Учимся быть вместе", направленная на профилактику и коррекцию психологических изменений личности ребёнка, оказание помощи в преодоление барьеров в общении. Материал...

    «НОВОГОДНИЙ ПЕРЕПОЛОХ» Новогодняя музыкальная сказка для детей старшего дошкольного возраста и начальной школы.

    Сценарий новогодней сказки предназначен для проведения новогодних мероприятий в начальной школе. В преддверии новогодних праздников и зимних детских каникул появляется необходимость в проведении таких...

    Выравнивание стартовых возможностей детей через подготовку в «Школе будущего первоклассника» и их дальнейшая адаптация в учебную деятельность

    Выравнивание стартовых возможностей детей через подготовку в «Школе будущего первоклассника» и их дальнейшая адаптация в учебную деятельность...

    «Преемственность в формировании физической культуры детей старшего дошкольного возраста и обучающихся начальной школы через интегрированный подход».

    Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая  необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образова...