Из опыта работы по формированию орфографической зоркости у детей билингвов.
методическая разработка по теме

Малахова  Асият  Рамазановна

О методах  и приемах по формированию орфографической  зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_orfograficheskoy_zorkosti.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

по формированию орфографической зоркости у детей  билингвов.   Кажется, совсем недавно я окончила школу, потом были чудесные годы студенчества и первые годы работы в школе. Я помню, с какой радостью и волнением я шла на свой первый рабочий день. Было ощущение полёта и вместе с тем неуверенности: а всё ли получится?

Слайд 1-3. Все начинается с любви… С любви к детям, с любви к своему делу… Без любви нет счастья! Счастья «состоявшейся в профессии» Уже 18 лет  работаю в школе… Многое сделано, но еще больше хотелось бы сделать.

Стать мастером своего дела нелегко. Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом. Неспроста народная мудрость гласит: « Век живи, век учись»

Каждый день я открываю школьную дверь и захожу в класс. Вновь звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников.  Их   ясные,  добрые, любопытные глаза  оценивают каждый мой взгляд, жест,  поступок.  Они необыкновенно талантливы .Уже    с рождения   владеют  двумя  языками и  в  течении  обучения   изучают  как  минимум  еще    один   язык.

    Слайд 4 . У детей владеющих  двумя  языками  в  сознании  существует  система  двух  языков. При этом закономерности русского  языка  ученики  воспринимают  через  призму  родного  и  переносят  явления  родного  языка  в  русскую  речь, что  часто  приводит к  ошибкам. Главной  задачей  я  считаю  преодоление  влияния  родного  языка и  предупреждение  ошибок  в  русской  речи.

Слайд 5  Эти  трудности  связаны  с  расхождением  в  системах  родного  и  русского  языков, отсутствием  некоторых  грамматических  категорий  русского  языка  в  родном  языке учащихся, несовпадением  их  функций в  родном  и  русском  языках, расхождениями  в  способах  выражения  тех  или  иных  грамматических  значений. А  ещё  и  тем,  что  в  русском  языке  много  исключений  из  правил,  что  делает  его  ещё  сложнее  для  усвоения.

Слайд 6   В  работе  с  учащимися  я  обратила  внимание  на  то  что для   моих  учащимся   особую  трудность  представляет определение   рода и одушевленные  и неодушевленные  имена  существительные , так  как   в  адыгейском  языке  вообще  отсутствует  категория  рода, и к одушевленность относится  только  к  человеку, а  все  остальные  существительные  неодушевленные. Они  могу  сказать мой книга, красивый девочка. Трудности  усвоения  падежной  формы, в  предложном падеже: на  фабрике, но   в санатории, в лаборатории.

 Как научить грамотно  писать – это проблема всегда волновала учителей  и ученых. И в частности меня как   учителя   начальных классов. Так как дети которых я обучаю с рождения  слышат и  говорят на родном их языке : адыгейском  и  черкесском. Обучение грамотному письму и развитие речи  стало для меня  главной задачей в работе. Прочитав, и переработав  огромное количество литературы,  я пришла к выводу: Что учить правописанию только  на текстах с пропущенными  буквами и путем «раскрытия» скобок  недостаточно. Этот прием становится механическим действием, и орфографическая задача уже выполнена за ученика.

    Слайд 7   Первая проблема, с которой я столкнулась, при обучении детей  с русским неродным  языком обучения  является постановка ударения в словах.

      Работая с набором  слов для диктантов и устной работы, в процессе которой  учащиеся учились, последовательно выделять звуки  помог  им на первом этапе  в постановке ударения. Набор подобран так, что каждый последующий набор слов на один знак больше предыдущего.  

Шар, рыба, груша, спички, крыльцо, чудесный

Аня, ноты, сумка, тюлень, рубашка, клубника

Шум, волк, крыло, бумага, пустыня, зубастый

Ира, кеды, парта, люстра, тюльпан, стройный

Слайд 8   На следующем этапе  мною отрабатывались умение оценивать каждый гласный звук слова, т.е. различать какой звук находится в сильной позиции, а какой в слабой. Объяснив учащимся  о том,  какие звуки называются ударными, а какие безударными  я преступила  к отработке навыков  по выделению  сильной позиции гласной буквы  знаком ударения, а гласной в слабой позиции выделением карандашом и точкой внизу.

В поле, красивые, занесло, играет, травяной, кожаный, снегопад.

Слайд 9 На третьем этапе учащиеся  осваивали новый способ  записи слов  с пропусками гласных букв, в слабой позиции.

Буква, обозначающая любой  безударный звук (кроме у, ы, ю), представляет собой трудность написания  безударного гласного звука  в слове. Поэтому  безударный звук нельзя сразу обозначать буквой – её нужно сначала узнавать. А это непросто для детей,   для которых русский язык является неродным.

Сначала учащиеся   вместо гласных букв  ставили пропуски.

На поляне одиноко стояла молоденькая стройная елочка.

Слайд 10  Следующей задачей для учащихся была отработка умения определять какой звук  однозначно указывает на букву а какой может быть  обозначен разными буквами притом же звучании (безударный звук  а – может быть обозначен о или а)

На этом этапе  учащиеся знакомятся с орфограммой как явлением, когда сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения  звуков и букв.

      Задание

  1. Изменить слова: Горы, совы, сосны, тропы, грозы, стены, реки, свечи так чтобы они называли не много, а один предмет.

Дети заметили, что при изменении  слов вместо звука о появился звук а в слабой позиции. На основе анализа слов делается вывод, что безударный звук  а   на письме обозначается буквой  о.

   Го/ара, со/ава , со/асна, тро/апа.

Слайд 11. На пятом этапе дети учатся  воспринимать орфограмму на слух.

Учащимся необходимо рассуждать, чтобы не допустить ошибку. Очень трудно  получить  небольшое рассуждение о выборе орфограммы  от  ученика слабо владеющего русским языком, так как  такие учащиеся мыслят  на родном языке.

 Но, тем не менее, это необходимо  потому,  что подобное рассуждение осознанная основа навыка. Обучение  требует  системы, в которую входит и диалог  учителя как образец, и диалог с учеником, и его  собственный  монолог, но  главным  образом  выполнение  заданий. У  меня  возникали  трудности  на  этом  этапе в  плане  монолога  учащегося, но,  тем  не  менее,  учащиеся  выполняли  задания.

Задание

Прочитать слова и  записать слова  только  те  из  них , в  которых есть орфограммы, указать выбор.

Парта, корова, пол, линейка, книга, большой, играет, жил,  на  парте,  побежал, синий карандаш.

Слайд 12   Следующим  этапом  моей  работы  стало выбор правильного варианта из  имеющегося  набора. Это умение необходимо  отрабатывать  в  1  классе на  корне, как значащей  части  слова.

Эти  этапы являются  основой  для  выработки навыков правописания безударных гласных.

Слайд 13. Так как в  классе  ученики  с  разным  языковым  уровнем  владения  русского  языка, то  возникает необходимость  создания  коллективной  формы  работы, так  как  она  увеличивает  объём  речевой  деятельности. Хоровые  ответы  помогают преодолевать боязнь  допустить ошибку. Это работа  удобна  для  разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые  побуждают их  спросить или  сказать что- либо на  русском  языке. Они  помогают  создать  у  детей  запас  наиболее употребительных  русских  слов  и  фраз  для  использования  в  разговорной  речи. Иногда   на  уроке  мне  приходиться  переводить  на  родной  язык  название  того или  иного  предмета. Это  помогает в  объяснении  и  успешном  усвоении трудных  слов.

Работа  в  парах помогает  мне  исправлять  речевые  ошибки  путем  составления  диалога  по  заданной  ситуации. Учащиеся  оказывают  друг другу  помощь в  правильном  и  четком  произношении  неродной  речи.  При отработке  техники  чтения, при  пересказе, при  составлении  рассказов  использую  работу  по  цепочке.

Слайд 14  Занимательные  игры, наглядный  материал, карточки, ролевые  игры, ребусы, загадки, кроссворды-  все  это  помогает  привить  интерес  к  русскому  языку .Использование  интерактивной  доски, пультов  обратной  связи и  интернет  ресурсов увеличивают эффективность усвоения  предмета.

Отрабатывая  эти  навыки  мои  учащиеся  получили хорошие  навыки правописания.

Слайд 15  

Любой урок – самый главный.

Мой ученик – главный человек для меня.

Я могу зажигать свет в их сердцах,

Призывать к добру, задавать цель,

Видеть смысл в любом деле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по теме "Виды работ по формированию орфографической зоркости "

Научить детей сначала слуховой зоркости-слуховому вниманию, а затем зрительной зоркости-зрительному вниманию (слуховая и зрительная зоркости сливаются в одну-в орфографическую)....

Совершенствование работы по формированию орфографической зоркости младших школьнков

Многих сегодня беспокоит «орфографическая слепота» учащихся наших школ. Да и функциональная безграмотность более старшего поколения встречается не так уж редко. Экраны телевизоров, яркие упаковки разл...

Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе...

Виды орфографических упражнений и приёмы работы, способствующие формированию орфографической зоркости

Собраны виды заданий, повышающие орфографическую зоркость учащихся...