конспект по теме "Виды работ по формированию орфографической зоркости "
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме

Грицаенко Екатерина Ивановна

Научить детей сначала слуховой зоркости-слуховому вниманию, а затем зрительной зоркости-зрительному вниманию (слуховая и зрительная зоркости сливаются в одну-в орфографическую).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gricaenko_ekaterina_ivanovna.2.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Грицаенко Екатерина Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ лицей

ст. Каневская, Краснодарский край

Конспект по теме:

 «Виды работ по формированию орфографической зоркости»

Цель: учить детей сначала слуховой зоркости – слуховому вниманию, а затем зрительной зоркости – зрительному вниманию (слуховая и зрительная зоркости сливаются в одну – в орфографическую).

2

Эту работу начинаю с периода обучения грамоте.

Еще в первом классе ученик должен на слух различать гласные и согласные звуки, соотносить их со схемами.

Сначала на слух – звуками, а затем зрительно - буквами, применяя схемы, учить различать безударные гласные, звонкие и глухие согласные в корне слова. Это ключ для выработки орфографической зоркости.

Для закрепления правописания гласных и согласных в корне слова, в сочетаниях букв целесообразно использовать различные виды работ: например, такие, как:

  1. Орфографический диктант (ОР/Д)
  2. Работа над предложением (Р/П)
  3. Работа по заданию (Р/З)
  4. Работа по карточкам (Р/К)
  5.  Фонетический разбор (Ф/Р)
  6. Зрительный диктант (З/Д)
  7.  Вставка пропущенной буквы (В/П/Б).

Для наглядности возьмем ОР/Д.

Ключом к грамотности правописания является многоразовое использование одной диктовки, например:

  1. Спишите слова.  Подчеркните выделенные буквы, сочетания букв, вспомните правило:

Чужой, ручьи, ранний, ряды, голубь, скворечник, пружина, Казань, задача.

2. В/П/Б: (Эти же слова)

Ч…жой,  руч…и,   ра…ий,  р…ды,  голу…ь,  скв…ре…ик,  пру…на, …зань, зада….

3.  Напишите слова, добавляя целый слог или сочетание букв.

…жой,  ру…,  ран…,  р…ды,  го…ь, скворе…ик, пру…на, …зань, зада…

4. Спишите эти же слова. Подчеркните орфограммы.

5. Запишите эти слова под диктовку. Проверьте обратной связью на уроке.

6. Запишите эти же слова по памяти, разделяя на группы (З/Д)

Виды работ над предложением (Р/П)

3

1. Деформированные предложения.

Огонек, в селе, потух,  за рекою.

2. Предложения с пропущенными буквами в словах.

Ребята шли к р…днику (по) у…кой тр…пинке.

3. Изменение слова так, чтобы предложение было правильным.

В (сентябрь) ребята пошли в (школа).

В целях экономии времени целесообразно применять сокращенное обозначение орфограмм:

1. Б/Г – безударные гласные;

2. П/С – парные согласные;

3. Н/С – непроизносимые согласные;

4. У/С – удвоенные согласные;

5. С/Б – сочетания букв;

6. Г/Ч/П – главные члены предложения;

7. Г/Б – грамотные буквы (орфограммы).

8. Р/Ус/Уч – работа по усмотрению учителя.

Примерный план работы по выработке орфографической зоркости во II классе на второе полугодие

Январь

1. ОР/Д.

Голубь, гвоздь, рукав, страж, флаг, автобус, вежлив.

Подчеркните  П/С на конце слов. Назовите проверочные слова.

2. Р/П.

Заяц бежит узкой тропинкой.

Найдите Б/Г (орфограммы). Подчеркните Г/Ч/П.

4

3. Р/З. Припишите слова так, чтобы гласные буквы были ударные.

дожди - …                                           враги - …

столбы - …                                          шаги - …

холмы - …                                           шары - …

полы - …                                              тазы - …

Поставьте ударение в словах. Б/Г обозначьте точкой.

Р/П  Спишите предложение. В/П/Б.

Р…бята б…гут на к…ток.

Подчеркните Г/Ч/П. Поставьте ударение.

4. Ор/Д

Утюг, глаз, наряд, дворы, скала, волна, строка.

(Р/Ус/Уч)

(Р/П)  Кроты живут под землей.

Найдите Г/Ч/П.

5. Ор/Д

Кольцо, копна, гроза, сосна, гора, овца, скамья.

Подчеркните Б/Г

Р/П Подберите проверочные слова к выделенным словам.

В  полях и лесах лежат глубокие снега.

(Р/УС/УЧ)

6. Р/З Припишите слова так, чтобы гласные были ударные.

листы - ...                                      дела - …                                                                

стрижи - …                            гербы - …

чижи - …                                лещи - …

5

Р/П.   На сн …гу в…днелись сл…ды зв…рей.

В/П/Б

Обозначьте Б/Г. Припишите проверочные слова.

7. Р/З. Составьте правильные сочетания

Образец: Глубокие  (снег) – глубокие снега.

        I вариант                                               II вариант

проливные (дождь) - …                             тяжелые (сноп) - …

добрые (сердце) - …                                  голубое (озера) - …

жесткая (войны) - …                               золотые (кольца) - …

далекая (страны) - …                               северные (море) - …

Р/П

     На дворе горой, а в избе водой.

Напишите отгадку. Припишите проверочные слова к словам с выделенными буквами. Обозначьте ударение.

8. Ор/Д

Зима, река, земля, лицо, плечо, спина, свинья, червяк.

Обозначьте Б/Г. Назовите проверочное слово.

Р/П. Сне… п…крыл п…ля и х…лмы.

Вставьте пропущенные буквы. Найдите Г/Ч/П.

9. Р/З. Прочитайте вслух 3 раза С/Б.

Чьи, вьи, бьи, лья, тье, жьё.

Припишите эти сочетания к словам:

ру…, соло…, воро…, сту…, ненас…, ру…

Р/П.   По ств…лу с…сны стуч…т дятлы.

В/П/Б, (Р/Ус/Уч).

6

10. Р/З. Припишите сочетания букв

тья, чья, нья, вья, вью, мья, зья, пья.

 К словам: лист…, су…, коре…, дере…, пру…, …га, хло…, ко…, дру….

Р/П

Желтеют и падают листья с деревьев.

Спишите. Объясните правописание сочетаний выделенных букв.

11. Р/З. Припишите сочетания букв:

Лье, тье,  льё, ньё, вьи, рья к словам: ате…, бе…, соло…, пла…, воро…, пе…

Р/П Саша Чайкин и Костя Щукин – большие друзья.

(Р/Ус/Уч)

Февраль

1. Ор/Д

Чутьё, счастье, печенье, варенье, ручьи, половодье.

Подчеркните правописание сочетаний

тьё, тье, нье, чьи, дье.

Вспомните правило.

Р/П   Остались зимовать воробьи, вороны, сороки.

(Р/Ус/Уч)

2. Р/З. Припишите сочетания букв

тья, фья, лья, фья, рья.

Та..на, И…, Со…., Да…., Ната…., Ма…..

Р/П. Скр…пят п…лоз…я (по) снегу.

В/П/Б и Г/Ч/П.

3. Ор/Д. Перо, стрела, беда, писатель, грязь, обоз, газ, силос, мёд, гвоздь, пружина, пушистый, чулан.

Р/З. Найдите проверочное слово. Докажите .

7

Ленивый, лень, лениться, лентяй.

4. Ор/Д. Ружье, заячья, лисьи, волчьи (следы)

             Число, свеча, пятна, пила.

Р/З Найдите проверочные слова. Докажите:

Море, морской, моря, моряк.

5. Ор/Д. Гнездо, лицо, щека, бедро, запад, доклад, гладь, медь.

Проверьте обратной связью.

Р/П. Мастера шьют пальто, платья, шапки, сапоги.

Объясните Б/Г (орфограммы)

6. Ор/Д. Ребро, бедро, зерно, звезда, весло.

Водолаз, насос, показ, вкус, трус, компас.

Горб, ястреб, прорубь, залп, суп.

(Р/Ус/Уч).

Р\З Найдите проверочное слово. Докажите.

Часовая, часовщик, часовня, часики, час.

Обозначьте Б/Г.

7. Ор/Д. Село, зерно, гряда, земля, снега.

Народ, леопард, гараж, этаж, груз, погреб.

Рыжий, свежий, пушистый, горячая, чужой, трещат, стучат.

Р/П. Белый снег пушистый в воздухе кружится.

Г/Ч/П.

8. Ор/Д   Воробьев, Соловьев, Щукин, Петров, Пеньков, гроза, кора, больной, гряда, рябой.

Пастух, свинья, овца.

(Р/Ус/Уч).

Р/П. В воздухе закружились  пушистые  снежинки.

Спишите. Объясните правописание выделенных букв.

(Р/Ус/Уч).

8

9. Ор/Д. Пила, стекло, метла, утюг, кровь, арбуз, выигрыш, тираж.

Рычат, молчат, пищат, шипят, свищут, ищут, рыщут.

Р/З Вставьте Уд/С.  – СС

ка…а                        …ора

шо…е                       кла…

ру…кий                    коми…ия

па…ажир                 Оде…а  

10. Ор/Д.  Коза, сова, трава, глаза, тропа.

Коренья, сучья, прутья, деревья.

 Коллектив, рукав, шарф, тиф, кузов, вежлив, удав.

(Р/Ус/Уч)

Р/З. Вставьте Уд/С – ЖЖ, НН

дро…и                                осе…ий                                дли…ый

зажу…али                          ра…ий                                 чугу…ый

жу…ат                              весе…ий                                карма…ый

11. Ор/Д. Нога, тропа, скала, стонал, шалун.

 Плуг, друг, крюк, долг, стук, Олег, подвиг, лук, мак.

Р/П, В/П/Б.

В новой ст…не, в круглом …кне днем ст…кло разбито, а ночью вставлено.

Напишите отгадку.

12. Ор/Д.  Звезда, пчела, спина, гряда, плита, росинка.

Бежит, сторожит, дружит.

Довез, привез, овес, груз.

Р/П.  Токарь Борис Петрович выполнил срочный заказ.

Объясните правописание выделенных букв.

Ф/Р: токарь.

Март

9

1. ОР/Д. Корова Буренка, щенок Барбос, собака Тузик, козленок Мишка, жеребенок Орлик, лошадь Буянка.

Р/П Дв…рня..ка Лайка ст…рож…т огор…

В/П/Б.

2. Ор/Д. Константин Чайкин, Алла Шишкина, Нина Чумакова.

 Рога, хвосты, угостил, сорняки, цена, скотина.

(Р/Ус/Уч)

Р/П Иван Васильевич Петров взял ружье и пошел в лес.

(Р/Ус/Уч)

3. Ор/Д. Крольчата, встреча, качают, ищут, молчат, щебечут, молчу, кричу.

Эмма Борисовна, Василий Чаплин, Илья Рожков.

Р/П. Радостные р…бята к…тались (с) горы.

В/П/Б и Г/Ч/П.

4. Ор/Д. Трещат, навещают, шипят, свищут.

Курочка Рябушка, котенок Пушок.

Следы, стены, стада, леса, дожди, холсты, кроты, мячи.

Р/П. На дворе и за двором белый снег лежит ковром.

Объясните правописание выделенных букв. Вспомните правило.

5. Ор/Д.  Щавель, лужица, блещут, грачата, чаща.

 Ольга Петровна, грибы, хлеба, стена, листы, лещи.

Р/П. Ласковое со…нце льет (на) землю свет и т…пло.

Г/Ч/П, Ф/Р: льет.

6. Ор/Д. Зайчата, качаются, угощают, помчались, молчу.

 Муравьи, ульи, гостья, пью, вьюга.

 Река Белая, город Уфа, город Салават, село Михайловка, поселок Чишмы, город Дюртюли, деревня Илькашево.

Р/П. Толик Рожков и Петр Рябчиков – большие друзья.

(Р/Ус/Уч)

7. Ор/Д.   Широкий, душистый, шишки, журчат, ландыши, свежие.

 Волна, тропа, овца, нора, копна, носил.

Р/П, Р/Ус/Уч. Спят ежи в теплой норе.

10

Спят кроты в земле. Спят пчелы в улье.

8. Ор/Д. Вода, гроза, гора, сосна, скала, этаж, рожь, дождь, воз, навоз, шлюз, силос, грязь.

Р/П. Составьте предложение.

к, избушке, нас, привела, лесника, Тропинка.

(Р/Ус/Уч)

9. Ор/Д. Кольцо, скамья, строка, зима, река.

Манеж, стаж, Воронеж, залп, погреб, прорубь.

В/П/Б  В лесу все тр…пинки зан…сены сне…ком.

10. Ор/Д  Печник, скворечник, речка, печка, прочно, срочно, необычный, пшеничный.

Р/П. Вставьте пропущенные буквы.

В с…ле ж…веет …динокая ст…рушка.

Пришла Инна и подм…ла полы.

Алла прин…сла старушке в…дички.

(Р/Ус/Уч)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по формированию орфографической зоркости у детей билингвов.

О методах  и приемах по формированию орфографической  зоркости....

Совершенствование работы по формированию орфографической зоркости младших школьнков

Многих сегодня беспокоит «орфографическая слепота» учащихся наших школ. Да и функциональная безграмотность более старшего поколения встречается не так уж редко. Экраны телевизоров, яркие упаковки разл...

Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе...

Система работы по формированию орфографической зоркости младших школьников

Орфографическая зоркость – способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы – одно из важнейших умений, которыми должны овладеть учащиеся начальных классов....

Статья "Эффективные методы работы над формированием орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Одно из требований ФГОС  к результату освоения программы начального общего образования- это овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавател...

Виды орфографических упражнений и приёмы работы, способствующие формированию орфографической зоркости

Собраны виды заданий, повышающие орфографическую зоркость учащихся...