Здоровье сбережение в образовательном процессе
статья (3 класс) по теме

Мартюшева Татьяна Денисовна

Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее нашей  страны. Следовательно, применение здоровье сберегающих технологий на уроках - задача особой важности для меня, как для преподавателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье сбережение  в образовательном процессе

Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее нашей  страны. Следовательно, применение здоровье сберегающих технологий на уроках - задача особой важности для меня как для преподавателя. Моя задача состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, создавая  условия для физического, психического, социального и духовного комфорта. Помочь сохранению и укреплению здоровья ученика, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

На уроках,  прежде всего, обеспечиваю условия для здорового развития детей:

  1. Создаю физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитываю время трудоспособности, утомляемость, учебную нагрузку, провожу физкультминутки).
  2. Даю гигиеническую оценку условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).
  3. Формирую здоровый образ жизни.

В своей   практической   деятельности одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к учёбе, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. На своих уроках максимально использую игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов, мультимедиа ресурсы;  формы проведения уроков разнообразны: урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие, экскурсии, практические работы  и т.д.  Физкультминутки  позволяют не только размяться физически и повторить материал, но и создать хорошее настроение.

Игровые технологии, в том числе и технологии ролевой игры, являются положительным моментом для создания атмосферы увлеченности и радости;  ощущения  посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках.              Необходим тщательный и комплексный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

Для повышения мотивации подходит метод проектов. В своей работе  я практикую исследовательские проекты. Метод проектов является составной частью обучения  и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.

Таким образом, на уроках я стараюсь проводить разнообразные формы работ, различные физкультминутки.  Строгое нормирование домашних заданий  для недопущения перегрузок; обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.

Я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса  и также принцип двигательной активности на уроке.

В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию.    

На уроках слежу за правильностью осанки учеников, ввожу систему разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения.

Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активное поведение учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

Дети работают в парах сменного состава, в группах сменного состава. Делимся на группы по цвету карточки, по символу, по разрезанной картинке, и т.п. В группе распределение обязанностей носит достаточно демократичный характер. Если ты не можешь что-то написать, ты можешь оформить, подобрать материал и т.д. слабый ребенок чувствует себя в группе увереннее, более защищенным. На своих уроках я достаточно широко практикую самооценивание и взаимооценку. Например, оцени свою работу на уроке: (отлично), (хорошо), (попробуй еще!).

Домашняя работа  учащихся – особый вид самостоятельной работы, который проходит без непосредственного руководства учителя, поэтому  он особо  нуждается в создании необходимых  условий для успешного его выполнения  и без риска  для здоровья детей. При отборе заданий на дом ориентируюсь на средний уровень подготовленности учеников. Использую дифференцированный подход, для сильных учащихся даю  дополнительные смысловые нагрузки, предлагаю задания, требующие творческого поиска, правильных способов решения.

Обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения предполагает:

– учёт продуктивности урока, период снижения продуктивности с признаками утомления;  

–  учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность);  

–  наличие эмоциональных разрядок на уроках;

– включение в учебный процесс  новых методик и технологий для активизации двигательного режима;

–  использование физкультурных пауз на уроках;

–  использование  релаксационных  упражнений;

– дозировка домашнего задания.  

Здоровьесберегающие технологии реализуют на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Педагогический совет "Культура здоровья учащихся в образовательном процессе"

Данный материал можно использовать для вступительного слова на педагогическом совете...

Программа по здоровье сбережению "Быть здоровым - здорово"

В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным измене­нием психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и...

Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по правильному уходу и сбережению форменного обмундирования.

Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по пра...

Индивидуальная образовательная программа как основной этап организации образовательного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

В основе проектирования индивидуальной образовательной программы должна стоять организация наиболее оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения для развития его п...

ИННОВАЦИОННАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОКТЕЛЬНЫХ ТРУБОЧЕК. ПРОЕКТ « ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ -ЭТО НАШЕ ЗДОРОВЬЕ »

В федеральном государственном общеобразовательном стандарте одно из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает создание образовательной среды,...