Устный журнал "Птицы - такие знакомые и неизвестные"
материал (4 класс) по теме

познакомить детей с увлекательными сведениями о птицах, в игровой форме закрепить новый познавательный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnal.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Большеберезниковская СОШ»

Устный журнал

«Птицы – такие знакомые и неизвестные»

 

Подготовила и провела

Фролова И.А.

Большие Березники

Цель мероприятия: познакомить детей с увлекательными сведениями о птицах, в игровой форме закрепить новый познавательный материал.

Оформление: выставка детских рисунков и книг, посвященная птицам; высказывания о птицах.

Ход мероприятия.

Ведущий: Ребята, сегодня мы проводим устный журнал, посвященный птицам.( Слайд 1) Птицы – удивительные существа. По своей красоте и яркости оперения они могут соревноваться только с цветами! А их пение! Разве можно представить весенний парк, лес без пения птиц? (Звукозапись пения птиц)

  Птицы бывают строителями. Они сооружают гнёзда из травинок, пуха, глины. Птицы – санитары очищают сады и леса от жуков и личинок. Птицы – врачи спасают деревья от гибели. Птицы – садоводы разносят семена ценных деревьев по разным районам Земли. Птицы – путешественники пролетают десятки и сотни тысяч километров через моря, реки, пустыни. Птицы – астрономы ориентируются по звёздам, по солнцу, по морским течениям.

   А теперь, ребята, скажите, знаете ли вы птиц? (Ответы детей) Дорогие мальчишки и девчонки, сейчас мы это увидим. Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Летит – летит». Ваша задача хором отвечать «да», когда летит птица, а если летит какой – то другой предмет, то топать ногами и отвечать «нет!».

Итак, начинаем.

Всем известно: к слову «кит»

Рифма звонкая – «летит»

Но кто слыхал, чтоб кит летал?

Никто об этом не слыхал!

Давайте сыграем в «Да!» и «Нет!»

Найдите – ка правильный ответ!

Отвечайте без подсказок:

Кто летит, кто не летит?

Тот в игре и победит,

Кто не вылетит ни разу!

- Летит, летит орёл. (Да!)

- Летит, летит козёл. (Нет!)

- Летит, летит диван. (Нет!)

- Летит, летит баклан. (Да!)

- Летит, летит синица.  (Да!)

- Летит, летит куница.  (Нет!)

Ведущий: Молодцы, ребята, с этим заданием вы хорошо справились. Следующее задание более сложное. Вспомните пословицы и поговорки где есть названия птиц. Я называю первую часть пословицы, а вы её заканчиваете.

- Слово  не воробей, вылетит - не поймаешь. (Слайд 2)

- Старого воробья на мякине не проведёшь. (Слайд 3)

- Всяк кулик своё болото хвалит. (Слайд 4)

- Гусь свинье не товарищ.  (Слайд 5)

- Лучше синица в руке, чем журавль в небе. (Слайд 6)

- Птицу узнают в полёте, а человека в работе. (Слайд 7)

Ведущий: Молодцы, девочки и мальчики! С этим заданием вы тоже справились.

   На нашей планете существует 8,5 тысяч видов различных птиц. Все их знать невозможно, но о некоторых мы с вами вспомним.

 Угадайте, как зовут эту птицу?

Ученик.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?... ( соловей)

(Слайд 8)

Ведущий: Соловей – невзрачная, серенькая птичка, но зато превосходный певец. ( Звукозапись пения соловья).

Угадайте, как зовут следующую птицу?

Ученик.

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

(Слайд 9)

Ведущий: А знаете ли вы ребята, что густ – обычные домашние птицы, вошли в историю? По легенде они спасли Рим. Гуси подняли страшный гогот, когда услышали, что к стенам города подходят отряды варваров. Задремавшая стража проснулась, объявила тревогу, и римляне отбросили неприятеля от стен города. (Слайд 10)

 - На нашей планете живёт огромное количество пернатых. Угадайте, кто эта экзотическая птица?

Ученик.

Проживает в странах жарких,

А в нежарких – в зоопарках,

И спесив он, и хвастлив,

Потому, что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин)

 (Слайд 11)

Ведущий: Павлин – родственник кур. Обладателями великолепного хвоста являются только самцы, у самочек такого прекрасного оперения нет. Павлин красив, но с голосом ему не повезло. Он издаёт резкие, пронзительные крики. ( Звукозапись криков павлина).

- Отгадайте, ребята, кто следующая птица.

  Ученик.

 Кто живёт в лесу сосновом,

Носит крестик на носу,

А гнездо плетёт в ту пору,

Когда пурга поёт в лесу? (Клёст)    

(Слайд 12)

 Ведущий: Клёст считается святой птицей. Если присмотреться, клюв у него похож на крестик. Сейчас, ребята, мы послушаем с вами рассказ о чудесах зимней природы и о дне рождения клестят,  который написал Николай Сладков.

- Рассказ называется «Еловая каша».

  Ученик.

     У всех день рождения − радость. А у клестят − беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

   У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

  А родители хоть бы что!

  Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!

Это я так про клестят думаю.

Только вижу, что сами клестята живут не тужат!

   Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

   Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

  Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

  А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

  Нет, день рождения − всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно! 

Ведущий: Понравился вам, ребята, этот рассказ? (Ответы детей)

Ученик.

Героиня следующей загадки всем вам хорошо знакома. Угадайте…

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «Ку – ку… Ку – ку!»  (Кукушка)

(Слайд 13)

Ученик.

  Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой - нибудь маленькой птичке. И вот у хозяина гнёздышка появляется прожорливый кукушонок. В отсутствие своих приёмных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестрёнок, и тогда птицам ничего не остаётся, как выкармливать его одного.

Ведущий: Знаете ли вы, что кукушка кукует с закрытым ртом? А вы сами попробуйте. Откройте рот пошире и покукуйте. Ну как, получилось? Нет. Поэтому кукует она, не раскрывая рта, через закрытый вытянутый вперёд клюв. Сложите губы трубочкой и теперь кукуйте. Ну вот, и у вас получилось!

- Вот какие удивительные создания – птицы!

Ведущий: А сейчас, ребята, давайте составим с вами поговорки. Закончите предложения: (Слайд 14)

Болтливый, как…(Сорока)

Чёрный, как…(Ворон)

Быстрый, как … (Сокол)

Важный, как …(Индюк)

Озорной, как…(Воробей)

-Молодцы, вы хорошо знаете повадки птиц.

Среди птиц есть много рекордсменов.

- Какая птица является самой маленькой в мире пернатых? (Ответы детей)

- Правильно, колибри.  (Слайд 15)

Ученик.

  Чаще всего колибри встречается в Северной Америке. Длина тела карликового колибри около 5,7 см.,если считать с хвостом и клювом, а без них – вдвое меньше. Несмотря на такие крошечные размеры, она очень храбро защищает своё гнездо. Известно, что колибри может прогнать ворон и ястребов, если те, попытаются гнездо ограбить. Вот оказывается, колибри – такая маленькая, но гордая и отважная.

Ведущий: А какая птица является самой большой на свете? О ней тоже есть интересная загадка.

Ученик.

Длинношеий быстроног,

Если испугается.

Прячет голову в песок.

Этим и спасается. (Страус)

(Слайд 16)

Ученик.

  Страус очень странная птица. О нем рассказывают много интересного, но не всё из этого соответствует действительности. Почти каждому известно, что напуганный страус прячет голову в песок. В это время можно легко подойти и схватить его.

  Однако на самом деле никто этого не наблюдал. Ведь страус просто не делает этого! А натолкнуть людей на такую мысль могло то обстоятельство, что когда птица чувствует себя в опасности, то ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает.

  Но  как только опасность приближается, страус поступает так же, как и другие животные – вскакивает и убегает!

Ученик.

  Страус не умеет летать, зато по бегу он – чемпион. Целый километр может бегать птица со скоростью 80 км/ч. Всё в страусе связано со словом «самый»:самый быстрый, самый большой, самый тяжёлый. Некоторые птицы достигают в высоту 2,5 метра и весят больше 130 кг.

  Что касается страусиных яиц, то и здесь он тоже рекордсмен. Яйцо имеет в длину 15 – 18 см. Чтобы сварить его на завтрак, вам потребуется не менее 40 минут: ведь, как – никак, страусинные яйца самые большие в мире.

Ведущий:

Не правда ли, ребята, страус – удивительная птица!

- Следующую птицу часто ошибочно причисляют к животным. О какой птице говорится в загадке?

Ученик.

Важно ходит среди льдин

Очень странный господин.

И зимой, и летом

В чёрный фрак одет он. (Пингвин)

(Слайд 17)

Ведущий:

   Пингвин – тоже птица. Он не может летать, зато отлично ныряет. Пингвин – птица – рекордсмен. Он ныряет на глубину до 270 м. в поисках рыбы и водорослей. Очень интересно пингвины высиживают потомство. В гнездо из гальки самочка откладывает единственное яйцо, о котором заботится самец. Целых два месяца он носит его в кожной складке под брюшком. Самка в это время уходит к океану, но к моменту появления птенчика возвращается, а самец идет на кормёжку. Пингвин очень заботится о своих птенцах. Он – ответственная птица.

- Кто эта птица, угадайте. Вы её все очень хорошо знаете, а у некоторых из вас она есть дома.

Ученик.

Не человек, не зверь

А по – человечьи умеет говорить. (Попугай)

(Слайд 18)

- Попугай – птица – долгожитель. Он живёт около 50 лет.

Ведущий:

Знаете ли вы, что есть не только созвездие Лира, музыкальный инструмент лира, но и птица лира? (Слайд 19)

   Это очень красивая птица с хвостом, похожим на музыкальный инструмент лиру. Она очень хороший актёр, умеющий петь и танцевать. Кроме того, она может подражать различным звукам, потому поёт на разные голоса и даже лает, как собака, или жужжит, как металлическая пила.

- Сегодня мы свами узнали много интересного из жизни птиц.

 - Определить, кто является самым лучшим знатоком наших пернатых друзей поможет викторина «Крылатые друзья».

1. Над волнами гордо реет,

    Он грозы и шторма вестник

    Птицы не найдёшь смелее,

    Чем отважный….(Буревестник) (Слайд 20)

2. Это старый наш знакомый,

    Он живёт на крыше дома.

    Длинноногий, длинноносый,

    Длинношеий, безголосый,

    Он летает на охоту

     За лягушками в болото. (Аист) (Слайд 21)

3. Окраской сероватая,

    Повадкой вороватая,

   Крикунья хрипловатая

   Известная персона,

   Зовут её….(Ворона) (Слайд 22)

4. Эта птица в Австралии дальней

   Средь кустарников мирно живёт

   Кто ж с инструментом музыкальным

   Придумал хвост сравнить её?  (Лира) (Слайд 23)

5. На часы не глядит,

   А время знает.

   Сам рано встаёт

   И другим спать не даёт. (Петух) (Слайд 24)

6. Красногрудый, чернокрылый,

    Любит зёрнышки клевать,

   С первым снегом на рябине

   Он появится опять. (Снегирь) (Слайд 25)

7. Чёрный жилет,

    Красный берет,

   Нос, как топор,

   Хвост, как упор. (Дятел) (Слайд 26)

8. На одной ноге стоит,

    В воду пристально глядит.

   Тычет клювом наугад –

   Ищет в речке лягушат. (Цапля) (Слайд 27)

9. Небольшая и пёстрая птица

    Не боится зимой простудится.

    Угощение наше ей снится –

    Прилетает к нам часто…(Синица) (Слайд 28)

10. Весь день рыбак в воде стоял,

     Мешок рыбёшкой набивал,

    Закончив лов, забрал улов,

    Поднялся ввысь – и был таков. (Пеликан) (Слайд 29)

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы – настоящие знатоки птиц. Сегодня вы узнали много нового о братьях наших меньших, и, я надеюсь, вы будете с уважением относиться к ним.

- Наш устный журнал хотелось бы закончить стихотворением «Просьба» Н. Заболоцкого.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица – птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море,

А земля без зверей – не земля.

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди – человеки, страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы!

Надо с этим долгом как – то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

знакомые и неизвестные места

Классный час  проводится в форме заочного путешествия по местам художественного промысла Тверской области. Используется презентация, в заключении классного часа проводится викторина....

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

Презентация разработана к уроку математики в 4 классе (УМК "Школа России")...

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного лелимого, неизвестного делителя

Урок математики в 4 классе по теме: "Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя" определяет цели: познакомить с решением уравнений с неизвестными мн...

Урок математики на тему: Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делителя.

Открытый урок на тему: Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делителя....

Технологическая карта урока по математике на тему «Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя»

Тип урока: ознакомление с новым материалом (технология деятельностного метода)Тема урока: «Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя»Цель урока: позна...