Эссе учителя начальных классов на конкурс "Учитель года"
статья

Муленкова Ирина Анатольевна

Эссе учителя начальных классов для профессионального конкурса "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_uchitelya_nachalnykh_klassov.docx537.38 КБ

Предварительный просмотр:

   Эссе  «Моя педагогическая философия»

Я хочу, я могу, я имею право.

                                                                               

Почему с детишками судьбу связала

                                                                               И учителем, зачем решила стать?

                                                                               «Будь учителем!» - душа мне подсказала.

                                                                                Видно, быть с детьми – судьба моя!

         

       Далекий август 1990 года. Я еду по распределению на поезде, мимо желтых полей, мимо каких-то деревень, мимо красивого леса, еду, чтобы стать учительницей начальных классов в незнакомом тогда, молодом поселке с красивым названием ИЗЛУЧИНСК, НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА, ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Могла ли тогда думать, что эта школа и  поселок навсегда войдут в мою жизнь, что здесь выйду замуж, что мои дети пойдут здесь в школу.

        И вот моя первая в жизни линейка, мои малыши - мой самый первый выпуск. Справлюсь ли, сумею? На меня глядят 28 пар голубых, карих, черных глаз: кто-то с интересом, кто-то с хитринкой, кто-то с удивлением. Те малыши и сейчас перед моими глазами. Первые слезы, ошибки, разговоры, споры. Наверное, если бы не эти дети – такие наивные, добрые, славные, душевные, в общем разные  - я не стала бы учителем, уехала бы к себе на родину, и кто знает, кем бы я стала.

        Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.

         Кто такой педагог? Он, как строитель строит, но строит самое сложное и самое ценное на свете - внутренний мир настоящего человека.

        Он, как инженер, конструирует, разрабатывает технологию, совершенствует процесс – процесс всестороннего развития человека.

        Педагог, как ученый исследует самые сокровенные тайны на свете – тайны становления личности, а, изучая, делает человека лучше.

        Педагог, как врач – лечит, исцеляет пороки души.

        Педагог, как писатель, артист, художник, вдохновляет людей.

        Но сегодняшние дети отличаются от тех учеников, которых мы учили вчера. Да, наши «новые» дети сегодня другие, и нужно понимать, что их следует по-другому учить, иначе воспитывать, серьезнее относится к их здоровью. Современные дети перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и всевозможные компьютерные игры, да и само понятие  «свой двор»  практически ушло из нашей жизни.

          Можно было бы назвать и другие отличия, но именно эти качества нынешних детей нам необходимо учитывать при построении  сегодняшнего образования. И если мы серьезно задумаемся над новыми качествами современных детей и над тем, что в их жизни сегодня отсутствует, то неизбежен вывод: необходимо переосмысление многих привычных постулатов образования и переход к другой системе психолого-педагогических принципов.

           У  каждого  школьника  есть  способности  и  таланты.  Дети  от  природы  любознательны  и   полны   желания   учиться.  Все,  что  нужно  для  того,  чтобы  они  могли  проявить  свои  дарования, свой талант - это  умное  руководство  со  стороны  взрослых – учителей, родителей.

          С 1999 года заинтересовалась программой «Школа 2100». Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы. Ставить перед собой  проблемы и искать способы их решения. Образовательная программа «Школа 2100» соответствует основным принципам государственной политики российского образования.    И  работая по этой программе, я поняла, что  именно она поможет мне сделать образование современным, повысить качество обучения, мой профессиональный рост.

                                              Как много сил нам надо отдавать

И чутким быть, и многое предвидеть.

                                              Чтоб душу детскую понять,

                                              При этом не поранить, не обидеть.

       Захожу в класс. Начинаю урок с улыбки. Еще в институте сочинили песню, которая навсегда осталась в сердце:

                     От улыбки краше наша жизнь.

                     Пусть на нервах наша школьная работа.

                     Улыбнись – ведь это не порок,

                     Улыбнись, когда тебе кричать охота.

                                     И тогда, наверняка, ты в глазах ученика

                                      Уваженье прочитаешь без ошибки.

                                      С голубого ручейка начинается река.

                                      А учитель начинается  с улыбки.

            Можно начинать занятие. Стараюсь помогать ученикам, на каждом уроке обнаруживать чудеса. И мы находим их  на уроках русского языка,  в стихах и рассказах на уроке чтения, в  богатстве природы, в интересных заданиях по математике. Учу детей не бояться задавать учителю и ребятам вопросы. И мы вместе ищем ответы. Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимое чувство, которое я бы назвала душевным равновесием. Это ощущение детьми полноты жизни, уверенности в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. А чтобы это душевное равновесие стало возможным, надо помнить о том, что каждое наше слово и дело оставляют след в душе ребенка. Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребенка. Постоянно учу каждого ребенка искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать и корректировать. Часто вспоминаю слова К.Д. Ушинского: «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенной в детские годы».

            А каким должно быть слово учителя? Конечно, располагающим к доверию. Через слова входят в ребячьи сердца красота и доброта, сострадание к больным и немощным.

           Интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, - основа развития склонностей, способностей,  интересов школьников. Побуждать учащихся к активной и плодотворной мыслительной деятельности, развивать у них познавательный интерес, - значит, создавать благоприятные возможности для развития у школьников самостоятельности и активности. Учитель должен быть личностью, который воспитывает своим примером. Не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Но, я стараюсь учить этому своих учеников ежеминутно, ежечасно, повседневно.

                               И еще вот о чем я хочу сказать:

                               не приходится детям со мною скучать –

                               олимпиады, уроки, мероприятия развлекательные,

                               игры, конкурсы, викторины познавательные.

           Я считаю, что  каждая школа должна иметь не только своего ученика, но и своего родителя. Родители имеют свою работу, и они разумно считают, что, отдав достаточно сил собственной работе и заплатив налоги, они вправе рассчитывать, что специально подготовленные люди - то есть мы учителя – будем выполнять свою работу по воспитанию их детей. На самом деле не школа, а семья является близким и самым значимым для ребенка институтом (75% из 9 месяцев учебы и 100% в каникулы ребенок находится в семье). Я не верю, что родители не захотят быть нужными своим детям. В этом направлении веду огромную работу по просвещению родителей в вопросах воспитания их детей, посещаю семьи, назначаю консультации, веду индивидуальные беседы. Так, что и родители со мною не скучают. Иногда сами предлагают и сами проводят мероприятия.  Дети и школа навсегда вошли в мою жизнь. День бежит за днем, лето сменяет осень, зиму –  лето. Время летит быстро.

        Огромная любовь к  своей работе, постоянное стремление к знаниям, доброжелательный тон, педагогический такт, ясность цели, проблемность на каждом этапе обучения, желание поделиться опытом с другими, отличают мой стиль обучения и воспитания.

        Свои размышления хотелось бы закончить словами замечательного человека, патриота и гражданина нашей страны   - поэта Муссы Джалиля:

Пускай во всем, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты.

Учитель начальных классов  МБОУ Излучиской  ОСШ №1

 пгт Излучинск  Муленкова Ирина Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе учителя начальных классов

Из всех профессий, которые существуют, я бы поставила профессию учителя на второе место по важности – после хлебороба. Ибо тот кормит людей, выращивает для них главный продукт питания – хлеб.  П...

Эссе учителя начальных классов "Маленький принц"

Эссе учителя начальных классов....

Эссе "Учитель начальных классов- профессия особая"

Размышления  о профессии- учитель начальных классов....

Эссе учителя начальных классов "Я - учитель"

Предлагаю вам эссе - рассуждение на тему «Я - учитель». Данная статья о  любви и важности к своей  профессии, к учителю....

Материалы к конкурсу "Учитель года". Эссе учителя начальных классов.

В разработке представлены взгляды педагога на свою профессию, обобщение личного педагогического опыта, цели и задачи деятельности учителя начальных классов в настоящее время....