внеурочные игры
план-конспект занятия по теме

внеурочные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_igry.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 2   классов

 МОУ «Акатьевская ООШ» на 2012 – 2013 учебный год

Объединение «Игры нашей местности»

Пояснительная записка

         Рабочая программа внеурочной деятельности объединения  «Игры нашей местности» для 2 класса  на 2012 -2013 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования МОУ Акатьевской  основной общеобразовательной школы.

Цель:   

- содействие  всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

- расширение знаний об истории, традициях и обычаях нашего села, вовлечение ребят в игру;

-формирование представлений о здоровье, мотивация на здоровый образ жизни.

Задачи   направлены на:

-     укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;

-   обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;

- воспитание чувства ответственности за своё здоровье.

Общая характеристика программы объединения   «Игры нашей местности»

        Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре , насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

          Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).  «Человеком можно стать , только играя», утверждал Ф Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живёт. С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «Что есть «я» в этом мире?» Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагают сотрудничество, саморазвитие внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций: роль игры в обществе исторически менялась , но она всегда была фактором развития культуры. В игровой деятельности создаются благоприятные условия  для развития внимания, памяти, ориентации.  Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу ребёнка, поскольку:

- создают условия для их активности;

-предоставляют возможность выбора;

- создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;

- предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини – соревнования, упражнения для своих товарищей;

- нацеливают на способ достижения результата;

- учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;

- развивают учебно – познавательные мотивы.

                    Описание места программы в структуре ООП

             Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 34 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

       Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. Дети должны:

знать историю своего края и народные игры своей местности;

уметь контролировать свои поступки и организовывать игру по правилам;

понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;

уметь разумно управлять собственной  речью  в различных ситуациях;

понимать необходимость правил соблюдения правил игры;

знать правила поведения в знакомом и незнакомом месте;

защищать честь и достоинство своих друзей;

укреплять здоровье учащихся, приобщать их к изучению народных игр;

содействовать обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

воспитывать дисциплинированность;

понимать ответственность за своё здоровье.

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»

К концу второго года обучения дети должны иметь представление:

1.Об историческом наследии русского народа и русских народных подвижных игр;

2.Отрадициях русских народных праздников;

3.О культуре общения со сверстниками в условиях игровой  и соревновательной деятельности;

должны знать:

  1. Историю возникновения подвижных игр игр;
  2. Правила проведения игр, эстафет и праздников;
  3. Основные факторы, влияющие на здоровье человека;
  4. Правила поведения во время игры.
  5. О системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
  6. Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
  7. О причинах травматизма и правилах его предупреждения;

должны уметь:

1.Выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);

2. Проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

3. Владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;

 4. Применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

5. Составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

6.Организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

 7. Уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Дети научатся:

- играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;

- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;

-  проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Дети будут  уметь:

- применять и выполнять  правила игры;

- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Содержание программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»

Содержание программы внеурочной деятельности объединения «Родное слово» соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 2 класса.  Место проведения занятий – спортивный зал, игровая площадка , стадион, футбольное поле.

Программа представлена пятью  блоками:  народные игры, игры на внимание, игры со скакалкой, подвижные игры, спортивные игры.

                                  Основные разделы программы

 

    №

 

         Название раздела

Общее

количество

часов

Часы

аудиторных

занятий

Часы

внеаудиторных

активных

занятий

1

Спортивно – оздоровительное объединение: «Игры нашей местности»

34

 

 

1.1

Народные игры

8

8

1.2

Игры на внимание

6

6

1.3

Игры со скакалкой

2

1

1

1.4

Подвижные игры

14

8

6

1.5

Спортивные игры

4

3

1

Формы внеурочной воспитательной работы спортивно-оздоровительного направления:

  • Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, лёгкой атлетике, карате и  военно - спортивной подготовке.
  • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.
  • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.

Тематическое планирование

Тема занятия

Основные виды деятельности

Дата

Проведения

 

 

Народные игры

 

1

Какие бывают игры.

Русская народная игра «Филин и пташка».

   Выполнение игровых правил. Отработка игровых приёмов. Игра.

 

2

Правила игры. Обязательны ли они для всех?

Русская народная игра «Горелки».

   Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.

 

3

Русская народная игра «Казаки – разбойники»

  Правила игры. Проведение игры.

 

4

  Русская народная игра «Кот и мышь».

  Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.

 

5

  Русская народная игра «Блуждающий мяч».

  Правила игры. Проведение игры.

 

6

Русская народная игра «Селезень и утка»

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры

7

  Русская народная игра «Огородник и воробей»

  Правила игры.  Проведение игры. .

 

8

Русская народная игра «Блуждающий мяч»»

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры

Игры на внимание

9

Игра на внимание «Волки и овцы»

 Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть

10

Игра на развитие внимания «Шишки, жёлуди, орехи»

Знакомство с правилами и проведение игр.

11 

   Игра на внимание     «Перемена мест»

Знакомство с правилами и проведение игр.

 

12

Игры на внимание  «Заметь всё», «Запомни порядок».

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть

13

Игра «Жмурки»

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть

14

Игра «Ловишка»

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть

Игры со скакалкой

15

Игры со скакалкой. «Скакалочка»

Комплекс ОРУ со скакалкой.

 

16

Удочка

Правила игры. Проведение игры.

 

 

 

Подвижные игры

 

17

Игра «Салки с мячом».

 Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два

 

18

Игра с мячом «Охотники и утки».

  Комплекс ОРУ с мячом.

 

19

  Весёлые старты с мячом.

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два

 

20

10. Игры с мячом. Эстафета «Озорные мячики»

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два

 

21

Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки»

Знакомство с правилами  подвижных игр, умения в них играть

 

22

 Игры на меткость. Стрельба по мишеням. «Снежки»

Знакомство с правилами  подвижных игр, умения в них играть

 

23

Игра «Белки, волки, лисы».

Знакомство с правилами  подвижных игр, умения в них играть

 

24

Игра «Прыгай через ров»

Знакомство с правилами  подвижных игр, умения в них играть

 

25

Игра «Мячик кверху»

Знакомство с правилами  подвижных игр, умения в них играть

 

26

Игра «Кошки – мышки»

Знакомство с правилами  подвижных игр, умения в них играть

 

27

Игра «Пятнашки обыкновенные»

Знакомство с правилами  подвижных игр, умения в них играть

 

28

Игра «Кто дальше», «Ручеёк»

Знакомство с правилами  подвижных игр, умения в них играть

 

29

Игра «Болото»

Знакомство с правилами  подвижных игр, умения в них играть

30

Игра «Распутай верёвочки»

Знакомство с правилами  подвижных игр, умения в них играть

 

 

Спортивные игры

 

31

 Футбол

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

 

32

Баскетбол.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.

 

33

Пионербол

Проведение игры.

 

34

Спортивный праздник «Мир народных игр»

Спортивные состязания, эстафета.

Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»

Мячи малые (теннисные) и большие набивные(1кг;2 кг;)

Футбольные и баскетбольные  мячи;

Кегли;

Гимнастические обручи;

Скамейка гимнастическая жёсткая;

Гимнастическая стенка;

Скакалки гимнастические;

Маты гимнастические;

Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой;

Игровое поле для футбола;

Ворота для футбола с сеткой;

Нагрудные номера;

Компрессор для накачивания мячей;

Аптечка медицинская;

Спортивный зал игровой;

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования;

Г.А.Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. – М. Просвещение ,2011

Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Издательский центр «Академия»,2000

Коротков И.М. Подвижные игры во дворе.- М.: Знание, 1987

Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М. « Вако»,2004

Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991

Никитин Б.В. Развивающие игры.- М.: Знание, 2001

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Внеурочная деятельность. Игры с жестами

Данные игры могут быть использованы на занятиях внеурочной деятельности  курса " Давайте поиграем" ( ФГОС, программа " Перспектива")...

Программа внеурочной деятельности (кружок "Подвижные игры" ФГОС)

Программа составлена для учащихся начальных классов....

«ИГРА КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Презентация, слайд № 1 «ИГРА КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» Презентация, слайд № 2. Игра помогает дел...

Внеурочная деятельность: «Русские народные игры». Тема: Игры – веснянки.

Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку. Данная внеурочная деятельность "Русские народные игры" способствует укреплению здоров...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" (игры народов мира)

Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» (игры народов мира) для 1-4 классовБазовый уровень...

Внеурочная программа игровой деятельности. Тема: Интеллектуально - познавательные игры. Экологическая игра «Крестики-нолики»

Знакомство с интеллектуально-познавательными играми в 1 классе  прошло на примере экологической игры "Крестики-нолики"...