Главные вкладки

    Доклад "Использование кинезиологических упражнений в образовательном процессе школы VIII вида"
    статья по теме

    Ольга Анатольевна Переводчикова

    Доклад посвящен использованию кинезиологических упражнений в учебном процессе с детьми с легкой степенью умственной отсталости, направленных на развитие головного мозга через движение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное специальное (коррекционное)

    образовательное учреждение для обучающихся,

    воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №432

    Колпинского района Санкт-Петербурга

    Доклад

    Использование кинезиологических упражнеий в образовательном процессе школы VIII вида

    Переводчикова О.А.

    2013 – 2014 учебный год

    Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение.

    Кинезиологические упражнения являются современной технологией.

    Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении и решить проблему неуспеваемости. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

    Также кинезиологические упражнения позволяют улучшить у ребенка внимание, память, пространственные представления, общую моторику, активизируют интеллектуальные и познавательные способности. Они дают как немедленный, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.

         Применение кинезиологических упражнений способствует синхронизации работы полушарий, развитию мелкой моторики, речевой активности, предупреждает нарушения устной и письменной речи. Применять их можно на всех видах урока.

           Если кинезиологические упражнения используются на предметных уроках, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться специальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, специальный кинезиологический комплекс рекомендуется применять перед подобной работой. 

    У умственно отсталых школьников снижается активность левого полушария, отвечающего за логику, анализ, математические способности, речь и языки, письмо.  Чем более значительной является патология, тем больше недостаточность левополушарных взаимодействий и тем более возрастает функциональная активность правого полушария.

    Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушарий к взаимодействию.

    Для детей с легкой умственной отсталостью характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных прцессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.

    Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики.

    Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения.

    В настоящее время растет число детей с легкой умственной отсталостью, которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств человеческой психики. Кроме неспособности усваивать новый материал, у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение правильно читать и писать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений.

    Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин данного состояния является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. В связи с улучшениями интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в обучении, а также в управлении своими эмоциями.

    Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам усвоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системах организма. После этого обучить каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике воздействия.

    Регулярные занятия по кинезиологической программе позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, через которое полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

    В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у детей исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

           Для детей с умственной отсталостью необходимо отбирать упражнения по следующим критериям:

    • короткие инструкции;
    • небольшое количество движений;
    • несложные движения (особенно на начальном этапе);
    • соблюдение принципа «от простого к сложному» (сложные элементы вводятся и добавляются постепенно, по мере овладения детьми более простыми конструкциями);
    • работа по принципу «от известного  к неизвестному» (постепенное добавление новых движений).

    Кинезиологические упражнения необходимо проводить ежедневно.

    Кинезиологические упражнения

    1. Для начала урока:

    Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше создается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкенизии).

    Кулак - ребро – ладонь. Три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок повторяет 8-10 раз. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно.

    Колечко. «Ожерелье мы составим, маме мы его подарим».

    Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направления. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно (8-10 повторений).

    Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

    Лягушка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо (8-10 повторений).

    Дом-ежик-замок. Пальцы соединить под углом. Большие пальцы соединить. Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.  Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.

    1. Для середины урока:

    Выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

    Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

    Мельница. Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

    Перекрестное марширование. Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.

    1. Для конца урока:

    Кулачки. Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать выдох, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.

    Свеча. Исходное положение - сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

    Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

    Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...

    Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Работа по коррекции нарушения речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психологического развития. В процессе коррекционного воздействия...

    Основные направления работы МО учителей начального звена по внедрению ИКТ в коррекционный процесс школы VIII вида

    В современных условиях  без новых информационных технологий уже невозможно представить школу. Основой образовательной системы является и нформационно-образовательная среда.  Именно она позво...

    Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений

    Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...

    Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.

    Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...

    Конспект урока музыки по теме: "Музыка рассказывает о животных" с использованием здоровьесберегающих упражнений в 1 классе школы VIII вида

    Конспект урока музыки по теме " Музыка рассказывает о животных" в 1 классе школы VIIII вида - для детей с умственной отсталостью. Материал содержит пример оздоровительного массажа, пальчиков...