Обобщение опыта работы
статья (1 класс) по теме

Булатова Ольга Александровна

       Сознательная жизнь каждого  человека начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя начальных классов. Формирование у школьников прочных умений и навыков на любом уроке - одна из важнейших задач учебного процесса. Именно в младшем школьном возрасте ученик овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности. Живому уму ребёнка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять. Моя задача – лишь помочь ему.

За свою педагогическую деятельность я работала по трём программам: система Эльконина-Давыдова, « Школа 2100», «Школа России». Хочется поделиться наработками, которые использую в работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сознательная жизнь каждого  человека начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя начальных классов. Формирование у школьников прочных умений и навыков на любом уроке - одна из важнейших задач учебного процесса. Именно в младшем школьном возрасте ученик овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности. Живому уму ребёнка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять. Моя задача – лишь помочь ему.

За свою педагогическую деятельность я работала по трём программам: система Эльконина-Давыдова, « Школа 2100», «Школа России». Хочется поделиться наработками, которые использую в работе.

Формирование навыка беглого осознанного чтения.

Как сделать так, чтобы мои ученики всей душой полюбили чтение? Как научить детей думать, рассуждать? Когда ребёнок откажется от просмотра мультфильмов, компьютерных игр, а отдаст предпочтение книге?

Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.  Всячески поддерживаю, одобряю и хвалю, особенно неуверенного в себе ребенка.  Важно, чтобы  оценка сравнивала ребёнка только с самим собой!  С 1-го класса использую в своей работе график читательского роста, на котором 3-4 раза в год, после индивидуальной проверки техники чтения, отмечаю достижения маленького читателя.  Вот как выглядит такой график:

   

             Праздник читательского роста, следующий за проверкой техники чтения, не стоит омрачать антипедагогичным: «Петров читает уже 60 слов в минуту, а  Васильев только 20».  Гораздо объективнее будет виден детский прогресс, если сказать: «И Вадик Петров,  и Миша Васильев отлично потрудились на уроках чтения. Оба стали вдвое выше». График читательского роста – одна из форм оценки, которая не травмирует ребёнка.

     Использую в своей практике приём фронтальной проверки домашнего чтения, заимствованный из программы «Литература как предмет эстетического курса» авторы Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская (система Эльконина-Давыдова): в начале урока, независимо от темы, задаю учащимся 5 вопросов, которые требуют чётких коротких ответов. Если все пять ответов правильные, ученик получает отметку «5», четыре правильных ответа – отметка «4» и так далее.  Ребята отвечают письменно на листочках (так удобнее проверять). Например,  после чтения русской народной сказки «Мороз Иванович» задаю следующие вопросы:

- Кто автор?

- Как звали героев сказки?

- Какая беда приключилась с Рукодельницей?

- Из чего был сделан дом Мороза Ивановича?

- Во что превратился серебряный слиток в руках у Ленивицы?

       После того, как дети сдадут листочки, снова читаю вопросы. Обсуждаем всем классом правильность ответов.  Этот приём приучает учащихся выделять при чтении главное, многие учащиеся заранее предполагают, какие могут быть вопросы. К тому же дети знают, что домашнее чтение обязательно будет проверено, независимо от того, о чём пойдёт речь на уроке. Использую его так же на других уроках, например на «Окружающем мире».  

         Ребятам очень нравится самим придумывать вопросы к тексту. При чтении даю им задание придумать вопросы, после чтения учащиеся задают вопросы по содержанию прочитанного друг другу.

      Провожу большую работу с родителями, убеждаю их в необходимости повышения техники чтения, привития любви к чтению. Провожу на родительских собраниях рекламу детских периодических изданий, энциклопедий, детской литературы.

                 Большое внимание уделяю урокам внеклассного чтения, на которых знакомлю учащихся с произведениями детских писателей С. В. Михалкова,  К.И. Чуковского,  В. А. Осеевой,  Н.Н. Носова и др.

Внеклассная работа по предметам.

На протяжении нескольких лет веду кружок «Клуб знатоков русского языка».

      Данные занятия по русскому языку ставят перед собой следующие  задачи:

  • Развивать интерес к языку, как к учебному предмету;
  • Повысить общую языковую культуру;
  • Расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
  • Развивать творческие способности учащихся.

           Занятия строятся и на основе материала, изучаемого в данное время в классе, и независимо от программного материала и времени его изучения. Игры – упражнения, кроссворды, шарады, интересные вопросы и т.д. являются своеобразной формой грамматических упражнений тренированного характера. Они помогают учащимся глубже воспринять текущий материал, закрепить пройденное, а также познакомить школьников с еще не изученными грамматическими темами.

       Одним из разделов данных занятий по русскому языку является культура речи. Основная цель – это повышение уровня речевой культуры учащихся, искоренение диалектных ошибок, умение передавать мысли правильно, точно и выразительно.  Учащиеся знакомятся с общими требованиями к устной и письменной речи, работают над вопросами произношения, ударения, интонации. Развивают стремление следить за правильностью речи, учатся анализировать свою речь и речь своих товарищей, с точки зрения ее соответствия литературным нормам.

Одна из целей учителя начальных классов в идеале состоит в том, чтобы каждый ученик к концу четвертого класса мог свободно, с использованием большого словарного запаса высказаться на любую предложенную ему тему. Поэтому следующий раздел  занятий по русскому языку посвящен развитию речи учащихся.

        Третий раздел, посвящен развитию орфографической  зоркости учащихся. Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, творческого мышления. Здесь  и написание мини – сочинений, и исправление грамматических ошибок, и письмо по памяти, и т.д.  

   

Содержание

Количество часов

  • Чудесные превращения слов.

1 час.

  • Фразеологизмы (крылатые выражения).

2 часа.

  • Говори правильно (несклоняемые существительные, роль ударения).

2 часа.

  • О лишних словах.

1 час.

  • Многозначные слова.

1 час.

  • Слова в переносном значении.

1 час.

  • Синонимы и антонимы.

2 часа.

  • О культуре речи.

2 часа.

  • КВН «Ты наш друг родной язык».

1 час.

  • Орфографический бой.

1 час.

  • Без языка и грамматики не выучишь и математики.

1 час.

  • Как учили грамоте на Руси.

1 час.

  • Исконно русские слова.

1 час.

  • Заимствованные слова.

1 час.

  • Знакомство со словарями (толковый словарь Ожегова, В.И. Даля, школьный словарь иностранных слов, словарь антонимов, этимологический словарь).

3 часа.

  • Конкурс на лучший рассказ по его началу.

1 час.

  • Игра счастливый случай.

1 час.

  • Тесты по русскому языку.

3 часа.

  • Орфографический бой (итоговое занятие).

1 час.

Всего часов:

27 часов.

Факультатив  «Экология для младших школьников».

Задачи факультатива:

  • Расширение экологических представлений младших школьников.
  • Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме.
  • Передавать свои накопленные знания младшим школьникам (издаются книжки малышки о природе, разыгрываются сценки и т. д.).

Вот некоторые темы, над  которыми работают учащиеся:

  • Знакомства с живыми существами, которым угрожает исчезновение.
  • Урок- КВН «Знаешь ли ты?».
  • Урок – путешествие. Заочная экскурсия в заповедник.
  • Урок – дискуссия. Обсуждаем примеры экологических катастроф.
  • Операция «Подснежник». Выступления учащихся перед учениками других классов, изготовление листовок, организация выставки рисунок «Береги первоцветы».
  • Операция «Муравей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....